Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
09.11.2021 / 11:54:15

В продолжение темы. В чем такая притягательная сила книги "Елена Коровай: Иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре". Мнение ведущих специалистов и не только...


БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

Создать хорошую книгу совсем непростая история. Порой на это уходят годы. Нужно иметь не только глубокие знания по избранной теме, но и хорошо ориентироваться во времени, ближайшем окружении главного героя. Тем более о событиях давно минувших дней и жизни художника прошлого столетия Елены Коровай и ее коллег , имена которых остались в истории живописи. А речь идет о поистине уникальном этносе бухарских евреев и совершенно удивительных и глубоких по содержанию картинах, которые созданы на эту тему. Но это далеко не все. Чтобы такую книгу потом издать , тем более в Москве, а ты живешь совсем в другой стране... Все эти задачи автор-составитель этого издания Рафаэль Некталов решил на самом достойном уровне. Издание подготовлено Фондом Марджани (Москва) при поддержке Фонда Ицхака Мавашева (Нью-Йорк) и группы других спонсоров — частных лиц, имена которых названы уже в начале книги. К написанию статей по главной теме были привлечены крупнейшие ученые и специалисты разных стран. Вот так невозможное становилось возможным благодаря практически неимоверным усилиям Р.Б. Некталова. Прошедшие с большим успехом презентации этой книги сначала в Москве, а потом в Нью-Йорке свидетельство большого успеха данного издания.
А теперь из чего складывался этот успех в плане литературном. Как пишет во вступлении к книге Валерий Дымшиц, «по мере того , как запоздалая, но заслуженная слава приходила к работам замечательной художницы Елены Коровай, перед глазами любителей искусства раскрывался удивительны мир бухарских евреев Самарканда». И надо сказать, что первая часть книги посвящена не только ей , но и другим художникам , чье искусство вдохновляли не только бухарские евреи , но и красочный мир городов Узбекистана того времени. Говоря об этом он отмечает следующее: « Кроме нее самой в материалах первого раздела речь идет о писателе и художнике Николае Каразине, проложившем дорогу русской рецепции бухарских евреев в Средней Азии (статья Э. Шафранской), а также замечательных живописцах Петре Котове (статья М. Филатовой), Юлии Разумовской (статья Б.Эргашева), Григории Улько (статья А.Улько), Максе Бирштейне (воспоминания художника), чье творчество связано с этим регионом». И это весьма весомое добавление . Эти статьи тоже надо читать и не торопясь.
Вторая часть сборника дополняет и расширяет первую. Это различные исследования об истории и культуре бухарских евреев и истории изучения этой культуры, сбору и хранению ее памятников в музейных коллекциях. Обратимся к конкретным примерам. Это исследование А. Кагановича о положении бухарских евреев в 1920-1930-е годы. Эта тема расширятся и дополняется его же великолепной монографией «Друзья поневоле: Россия и бухарские евреи», 1800-1917». Работы Т.Емельяненко повествуют об истории фотографирования бухарских евреев и их костюмном облике на фото конца 19-начала 20 веков. Обращает на себя особое внимание статья о жизненном и творческом пути Елены Коровай , написанная Екатериной Ермаковой и Тиграном Мкртычевым - «Женщина, боявшаяся звезд». И тут столько подробностей , что мимо просто не пройдешь. Это тоже надо читать. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что Государственный музей искусств им. С . Савицкого является хранителем совершенно уникальной, очень большой коллекции картин Е. Коровай.
Об этом наше первое интервью - с доктором искусствоведения, археологом, историком искусства ,специалистом по Средней Азии, директор музея им. И.Савицкого — Тиграном Мкртычевым


Тигран Константинович, хотелось бы узнать ваше мнение о данном проекте и о том, как в творчестве Елены Коровай находит отражение тема жизни бухарских евреев в прошлом веке?

- Этот проект очень интересен тем, что организаторы сумели собрать в одной книге более 20 различных исследований для того, чтобы осветить два аспекта - творчество великолепной художницы Елены Коровай- с одной стороны и культуры бухарских евреев Средней Азии с другой. Их объединяет вместе то, что в творчестве Елены Людвиговны есть серия картин, которая посвящена бухарским евреям. Это не просто сборник уникальных материалов. Я бы сказал, что это коллективная научная монография. Это и живопись, и творчество замечательной художницы, в которых нашла отражение глубокая культура этого народа за многие века. И я считаю, что создание этого проекта является важным событием.
Очень важно, что он объединил творческие и научные силы из самых разных мест, начиная от Израиля и кончая Америкой. У нас в музее оказалась эта уникальная серия совсем не случайно. Савицкий хорошо понимал значение творчества Коровай . Художник, собиратель, директор музея сделал тогда невозможное возможным и уговорил Коровай отдать свои картины в музей, а такой шаг обеспечивает человеку путь в вечность. Теперь есть возможность показать эту книгу самой широкой общественности везде и всюду.
Рафаэль Некталов был мотором всего этого проекта. Потому, выступая в Ташкенте недавно на Конгрессе Культурного наследия Узбекистана, я сказал, что в этом проекте есть два героя. Это Елена Коровай и Рафаэль Некталов.

Невозможно оторваться от чтения статьи известного искусствоведа, ученицы и преемницы основателя и первого директора Государственного музея искусств Каракалпакстана им. И.Г. Савицкого - Мариники Маратовны Бабаназаровой (31 год на посту директора). Тем более, что она называется «Из истории создания коллекции произведений Елены Коровай в Нукусском музее». Каждое благое дело имеет свое начало и свой конец. Так вот, как пишет автор статьи, Савицкий начал музейное собирательство в Москве в 1966 году именно с круга художников, с которыми у него сложились общие интересы и увлечения в Самарканде. Его занимала в первую очередь среднеазиатская тематика в искусстве. Среди этих художников была и Елена Людвиговна Коровай. Активная участница многих выставок художников-узбекистанцев 1930 годов, Коровай оказалась в забвении в 1950-1960-е годы, после того как в 1946 году вместе с дочерью перебралась в Москву. Видя отчаянное положение талантливого мастера , прозябающего в нищете, Савицкий, как и в других случаях, которых было великое множество на его собирательском поприще, уговорил художницу отдать свои картины в музей Каракалпакстана. Коллекция произведений Елены Коровай в нукусском музее, состоящая из 480 живописных и графических работ , является самой полной и разнообразной.



Книга «Елена Коровай: Иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре». Мнение Мариники Бабаназаровой

Выход в свет и презентации этой книги в Москве и в Нью-Йорке вызвали большой резонанс в ученом мире и в арт- сообществе. Думаю, что имею полное право напомнить историю появления этого замечательного труда, о котором высказались многие читатели и участники презентаций. Весной 2015 года Рафаэль Некталов впервые оказался в Нукусе с важной миссией. Как он сообщил при нашем знакомстве, его настоятельной просьбой к организаторам его поездки было посещение нашего музея, Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, о котором он много слышал. Понимая, что Рафаэль Некталов представляет Конгресс Бухарских евреев и к тому же издает его печатный орган Bukharian Times, я повела его в зал с картинами Елены Людвиговны Коровай, посвященными жизни бухарско-еврейской общины Самарканда 1930х годов.
Рассказала ему о художнице, ее судьбе и о том, как эти картины попали к нам в музей, о нашей дружбе с ее дочерью, Ириной Георгиевной Коровай, большим другом музея. Поведала о большом успехе полотен у зрителя, не только в стенах музея, где творчество Коровай находится в постоянной экспозиции с конца 1960-х годов, но и на многочисленных зарубежных выставках музея. Рафаэль был в восторге и сказал, что это потрясение для него и что ничего подобного он нигде не видел. Вскоре вышла статья в упомянутой газете, а уже в конце 2015 года Некталов обратился ко мне с просьбой написать статью в этот сборник, которая должна была стать его основой. И хотя сам Р. Некталов рассказал об этом в книге, мне хочется напомнить, что тема этой великолепной публикации возникла и осуществлена именно благодаря Нукусскому собранию.
Вся книга, начиная с суперобложки, изобилует иллюстрациями картин и рисунков из музея имени И.В. Савицкого, где представлено так масштабно и разнообразно эта тематика. А вся коллекция творчества художницы в музее насчитывает почти 500 работ, являясь самой большой и исчерпывающей. Впервые опубликована и переписка матери и дочери Коровай с основателем музея, И.В. Савицким, которая раскрывает эти личности и дает представление о формировании нукусской коллекции. Сейчас многих в мире интересует именно эта часть истории прославленного музея.
Интерес инициатора сборника так разгорелся, что от первоначальной идеи он перешел к раскрытию темы в историко-этнологическом аспекте общины бухарских евреев Узбекистана, что несомненно обогатило сборник и сделало его весомее. В ходе подготовки сборника мне доставило большое удовольствие оказывать содействие Р. Некталову в решении вопросов допуска к архивам музея исследователей и фотографов, получения разрешений Минкульта на воспроизведение работ Е.Л. Коровай, а самое главное -оповестить дочь художницы, И.Г. Коровай, о проекте Р. Некталова, которая вспомнила мечту матери о том, чтоб хоть один бухарский еврей оценил ее творения. Это случилось за полгода до ухода из жизни Ирины Георгиевны, у которой мы побывали с моей сестрой, Ириной Нурмухамедовой в феврале 2018 года, о чем она рассказала в своем выступлении на московской презентации. Как хорошо, что мы все успели порадовать ее.

Не очень давно в Ташкенте отмечалось 100-летие основания Государственного музея искусств Узбекистана. Многочисленным любителям изобразительного искусства была представлена очень впечатляющая выставка лучших картин этого музея , которая называлась «Авангард сквозь пространство и время». Отличным дополнением к этому вернисажу стал раздел, в котором были представлены из фондов музея , можно сказать, уникальные произведения из коллекции Великого князя Николая Констатиновича .
В те же дни в Галерее изобразительного искусств Узбекистана была открыта совершенно удивительная выставка картин из нукусского музея имени Савицкого «Таинственный авангард». Все это нам позволило снять в те дни , в 2019 году, документальный фильм «Авангард. Пространство. Время». Его премьера состоялась в зале Министерства культуры Узбекистана.
Редактором фильма была известный искусствовед, руководитель секции критики Творческого союза художников Узбекистана Эльмира Ахмедова. Как нам рассказала Эльмира Рахимовна, получив книгу о Коровай в подарок, она долго не могла от нее оторваться. И теперь ей есть , что сказать об этом издании и ее создателях.

Мнение о книге Эльмиры Рахимовны Ахмедовой

Как все интересно складывалось… я получила в подарок книгу «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре», о которой узнала от директора музея им. Савицкого Тиграна Мкртычева. . Это было Нукусе, в музее Савицкого, где находится самая большая и лучшая коллекция произведений Елены Коровай.. Вот это все вместе совпало и сподвигло меня к «быстрому прочтению», а это более 300 страниц интересного и серьезного материала. Благодаря объемной, научно-искусствоведческой книге, теперь действительно заполняется огромная лакуна в наших представлениях не только о непростой жизни и искусстве Е. Коровай, но и о духовной и художественной культуре бухарских евреев в широком историческом контексте. Прежде всего - это замечательный проект, который охватывает огромный пласт культуры, материал совершенно мало изученный и поданный в интересном
широком формате, который восполняет большой пробел, а также позволяет по-новому взглянуть на историю бухарских евреев.
Установочный для всей книги характер имеет предисловие: «Другие евреи. Текст и контекст» Валерия Дымшица, которое определяет общность тематики, широкий горизонт рассматриваемых в книге искусствоведческих, культурологических, философских проблем. Все статьи, входящие в это издание, написаны на высоком исследовательском и литературном уровне и читаются с большим интересом. И не только тексты - даже названия статей, как например, «Женщина, боявшаяся звёзд», «Обширный мир, отрада глаз…» или «Самаркандская легенда о летающем еврее» и др., привлекают внимание читателя. Действительно, ощущаешь радость погружения в представленные авторами уникальные материалы - по истории, этнографии, музыке, живописи, фотографии.
Огромная благодарность Рафаэлю Некталову за осуществление этого проекта , я думаю, он многие годы вынашивал эту тему, сумел найти единомышленников, заинтересовать их и издать книгу вместе с Фондом им. Марджани при поддержке Фонда Ицхака Мавашева. Книга прекрасно издана, хорошо проиллюстрирована. Мне хорошо запомнились слова Рафаэля Некталова после его встречи с картиной Елены Коровай «Красильщики»: «Она отвечала моему внутреннему убеждению в том, каким должен быть образ бухарских евреев в искусстве. Я словно заново утвердился в своей собственной идентичности и, неожиданно для себя, в эту минуту подвёл итог собственным представлениям о жизни моих предков».
Выражаю огромную благодарность всем, кто принимал участие и оказал содействие в публикации этой книги!!!

Об этой книге можно много писать и говорить. Она того заслуживает. Побольше бы таких изданий. От имени нашего сайта Культура Узбекистана мы тоже выражаем благодарность ее автору - составителю Р.Б.Некталову и другим создателям этого проекта.

 

БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz





Другие материалы рубрики

05.11.2021 / 20:40:14

Наш постоянный автор, писатель и поэт, автор книги "Шараф Рашидов: победитель" Исмат Кучиев прислал нам свою новую поэму "Песня Гордости". Она тоже посвящена жизненному пути Шарафа Рашидовича. Давайте почитаем ее вместе

Тот, за кого я горд, - Шараф ака. Он – словно полноводная река Далее...

05.11.2021 / 20:37:38

Джасур ИСХАКОВ. История одного проекта: Рахим Ахмедов (1921-2008)

Это был единственный фильм, который я не закончил… Меня срочно вызвала директор студии "Кинохроника" Далее...

04.11.2021 / 12:29:57

В Нью-Йорке состоялась презентация уникального издания "Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре", или Когда невозможное становится возможным

Совсем неспроста книга называется "Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре". И вот строки, очень точно отражающие суть и содержание данного издания: "Но от смывающего потока времени нас спасает только память.Только возможность остановить время, вглядеться, вспомнить. Не дать исчезнуть"... Далее...

02.11.2021 / 23:08:47

Обзор журнала "Звезда Востока", № 5, 2021 г.

В "Прозе" 5 номера "ЗВ" представлены произведения очень разных литературных жанров: детективная повесть (А. Горохов "Свидетель по случаю"), исторические рассказы (Александр Петренко "Неизвестное об известных"), ремейк (Валерий Румянцев "Вот она, любовь окаянная" и фантастический рассказ (Игорь Эрнст "Приглашение на Солнечную"). Таким образом, каждый читатель найдет для себя что-то интересное, отвечающее его пристрастиям и вкусу Далее...

01.11.2021 / 19:52:16

Повсюду и всегда, с чинарами Ташкента…

Вышедшая недавно книга "Тогда, под чинарами Ташкента…" Лейлы Шахназаровой – это еще одна встреча с ее прекрасной, "дышащей" прозой, которая до сих пор была мне знакома лишь по отдельным публикациям. И вот – объединенная в цельный сборник потрясающая череда колоритных портретов, от почитаемых маститых литераторов до всезнающих столичных таксистов, – портретов, исполненных в очень нелегком жанре очерков и эссе. Но в эти малые формы автору удалось вместить многое Далее...





18.12.2024 / 18:15:52
В этом году на Международной биеннале детского рисунка "Радости Ташкента" будет экспонироваться более 2600 творческих работ, из них 2000 картин детей из Ташкента, других областей республики и Каракалпакстана
 
08.12.2024 / 14:40:58
REGENERATION PROJECT ОБЪЯВИЛ О НАЧАЛЕ СОВМЕСТНОЙ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИИ REGENERATION ART SPACE С TASHKENT CITY MALL
 


22.12.2024 / 15:11:58
Закончился съемочный период нового фильма Зульфикара Мусакова под рабочим названием "Сны о Фудзияме
 
21.12.2024 / 14:19:38
Снял за 24 часа, покорил навсегда!
 


22.12.2024 / 14:26:22
В рамках Большого фестиваля в честь 10-летия образования Государственного симфонического оркестра Узбекистана под управлением Камолиддина Уринбаева, состоялся концерт Камерного оркестра "Туркистон" с участием музыкантов из США
 
17.12.2024 / 10:52:56
Студенты из Узбекистана покорили сердца уханьцев
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте