Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
24.06.2014 / 07:43:48

"БАЛЛАДА" А. КОЧЕТКОВА – ТРАГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЕКА


 

Примечательно и  существенно, что на страницах  нашего сайта возник разговор  о столь замечательном и полном тайн произведении, как «Баллада» А. Кочеткова (или в полном виде заглавия – «Баллада о прокуренном вагоне»). Да, в переплетениях неведомых таинств тропинок жизни в поэтических строках этой «Баллады» воплотилась пронзительная правда судеб. Далекий 1932 год, в который были созданы эти ёмкие и горестные строки – ещё таил в себе и тяжесть грядущих перипетий, и железную бесчеловечность сил, с которыми должно было встретиться и попытаться выстоять, и, конечно же – надежды души…

     Сама предыстория  создания «Баллады» - как будто  ясна и не содержит тайн. Неосознанность  тайных предчувствий позволила автору и его возлюбленной уберечься от страшного крушения поезда –  и сохранить жизнь и любовь героев. Сознанию приоткрылась некая не осознаваемая прежде область восприятия события – не только в его бытовой достоверности, но и в несколько иной сфере, о которой в эпоху принятой «материализации» бытия как-то не было принято задумываться. И уже в этом, самом верхнем слое разум встретился с неким недопонимаемым. Здесь было не только одно из первых осознаний значимости сплетения обстоятельств – здесь было предчувствие и предощущение не только драматизма собственной судьбы, но и судеб многих и многих ближних.

     Но на деле  смысл и суть «Баллады» А. Кочеткова  оказались куда более глубокими  и многоплановыми.

     Век двадцатый  прочно впился в сознания многих и многих своих «детей» необходимостью разлуки. Во что бы то ни стало, в ломке привычных понятий и устоев жизни уже с первой половины мятежного столетия разлука, разрыв единения с ближними стал одной из трагических норм времени. Рассеивались многочисленные семьи, разрушалось единение близких и любящих людей. Революции и войны разбросали по обширным просторам людей, не столь давно бывших близкими и хранивших в душе устои своего единения с теми, кто дорог. Но железный образ Поезда, мчащего Бог весть куда и чаще всего безвозвратно разрывающего эти исконные связи – и явился неким обобщением силы слепой и недоброй. Вагон с его качкой и тряской, приносящий ощущение непрочности, шаткости окружающего мира – так же всё более обобщался в образ. И вот именно в том 1932 –м, в осознании А. Кочеткова эта образность едва ли не впервые обрела всеобьемлющую выпуклость и объём.

     Давайте ещё  раз вспомним начальные строки  и строфы кочетковской «Баллады». В них – роковая необходимость  РАССТАВАНИЯ, разрыва сближающих  нитей самой сокровенной общности. При этом герой, которого условно можно обозначить «Он» - полон тягостных недобрых предчувствий. А «Она» с извечной женской мудростью и беззаветности любви внушает Ему надежду на благоприятный исход:

«Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана -

Прольется пламенной смолой.

 

- Пока жива, с тобой  я буду -

Душа и кровь нераздвоимы,-

Пока жива, с тобой я буду -

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду -

Ты понесешь с собой, любимый,-

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.»

       Да  полно, простая ли, бытовая ли  это необходимость расстаться? Нет, здесь налицо и тоскливость неясных тёмных предчувствий, и предощущение встречи с чем-то неодолимым, мощным и всеобъемлющим. Иначе, откуда это смятение перед встречей с некой незнакомой и страшащей гранью Бытия?

                       «- Но если я безвестно кану -

                       Короткий свет луча дневного,-

                       Но если я безвестно кану

                        За звездный пояс, в млечный дым?

                         - Я за тебя молиться стану,

                         Чтоб не забыл пути земного,

                        Я за тебя молиться стану,

                         Чтоб ты вернулся невредим.»

   И вот впервые  сознанию читающего эти строки  является ВАГОН. Тряский, абсолютно  несовместимый с понятием гармонии  и покоя, какой-то почти апокалиптический. Да вдобавок ещё и ПРОКУРЕННЫЙ – то-есть пропитанный едким дымом, мешающим свободно дышать. Дымом многих и многих пожарищ, в которых безвозвратно сгорели грёзы юности, привычность былой жизни, твёрдость устоев. И вот сейчас этот тряский прокуренный вагон влечёт нашего Героя неведомо куда и неведомо зачем. А в мозгу, старающемся уловить многоплановость этих ассоциаций – уже неизбежно возникают самые разные поезда, до основания ломающие жизни и судьбы. В том 1932-м ещё впереди – эшелоны, увозящие сотни тысяч в безвестную мглу лагерей, а ещё далее – поезда Войны, не только разлучающие физически, но и увозящие в гибель и небытие.

     Далее в  «Балладе» А. Кочеткова – по привычным понятиям –  как будто вершится крушение поезда. Да, казалось бы, этот образ неизбежен в контексте всех событий, произошедших с автором и той, кого он любил и свято оберегал. Да, поверив голосу души, они уберегли себя от страшной трагедии. Но… Но в «Балладе» А. Кочеткова никто и ничем не в силах уберечь себя и ближних от страшного крушения этого Поезда Бытия.

                         «Нечеловеческая сила,

                          В одной давильне всех калеча,

                          Нечеловеческая сила

                           Земное сбросила с земли.

                           И никого не защитила

                           Вдали обещанная встреча,

                           И никого не защитила

                           Рука, зовущая вдали.»

   Да, это отнюдь  не только и не просто поезд, сошедший с рельсов. Это – страшное, предопределённое и осуществленное некими надчеловеческими силами обвальное крушение устоев жизни. Это – железная бесчеловечная машина и той, великой Войны, и всех войн, которые до сего дня встают на пути человечества и Человечности, это одно из воплощений многоликих катастроф, которые подстерегают и каждого из нас, и все людское сообщество на столь малом и замкнутом земном шаре… И воплощаются они не только по повелению неких высших сил, но и в неразумности самого человечества, необдуманно и варварски ввергающего себя в новые и новые бедствия.

    Так удивительное  авторское стихотворение, написанное  в 1932-м году оказывается не  только обобщением, но и предвидением, и пророчеством, и предостережением. Со всей остротой и экспрессией оно резкими штрихами рисует портрет жесткого и жестокого века, который как несущийся поезд, влечет человечество в непредсказуемый путь от очередной катастрофы до другой.

     Но поразительнее  всего не только мощное и  точное воспроизведение этого  образа века. Давайте задумаемся – А ЧТО предлагает Поэт попытаться противопоставить этой жестокой неопределённости. Или – определённости?

    Силу Любви? Да, разумеется! Но – не слащаво-умиленную, а мощную, мужественную и сильную. В Любимых должно прорастать «всей кровью»! Этим сказано всё и сполна. «И каждый раз навек прощайтесь, когда уходите на миг…». Смысл на первый взгляд как будто вполне ясен – но вслушаемся и вдумаемся в эту фразу. И услышим и и увидим явственное – Поэт не видит гармонии в реальном мире – и распространяет мощь истинной Любви далеко за пределы дней земных. В этих строках – ни звука о возможности встречи Там, за Гранью. Но в них звучит нечто иное – «прощайтесь», то-есть не только изрекайте предчувствие свидания где-то в иных сферах, но и «ПРОЩАЙТЕ» своим любимым всё во имя света и беззаветности чувства, которое возвышает нас и помогает преодолевать даже сверхчеловеческие грани и пределы…

   Мне нередко приходится  читать «Балладу» А. Кочеткова  с концертной эстрады. По всем  причинам, которыекак бы ясны из этих строчек, я стараюсь ассоциировать её и с днями Памяти, и с судьбой многих великих деятелей мятежного ХХ века, и с устремленностью духа ввысь к попыткам поиска выхода из многих и многих проблем нашего неспокойного времени и хрупкого земного мира. И всякий раз, когда воспринимающая «Балладу» публика, как думается, с той или иной стороны проникает своим осознанием в ее смысл – рождается надежда, что это пророческое стихотворение в чем-то неуловимом изменяет помыслы и взгляды и делает души людей целостнее, мужественнее и неуязвимее для многоликого тёмного начала Бытия…

                                            

                                              Андрей СЛОНИМ,

Режиссёр – постановщик ГАБТ имени А. Навои,

Заслуженный работник культуры Узбекистана





Другие материалы рубрики

22.06.2014 / 11:02:57

БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ

Иногда о поэте читатель и слушатель узнают по одному стихотворению, которое - случайно или неслучайно - ставится во главу всего творчества. Таким стихотворением для Александра Кочеткова стала "Баллада о прокуренном вагоне". Далее...

21.06.2014 / 10:32:46

125-летие Анны Ахматовой отметят в Ташкенте

24 июня Анне Ахматовой исполняется 125 лет. По этому случаю в клубе-музее "Мангалочий дворик", расположенном Российском центре науки и культуры в Ташкенте (ул.В.Вахидова, 53), в 17-00 состоится литературный вечер. Далее...

15.06.2014 / 21:05:23

Бахтиер Зухуров создал современную сказку

В многочисленной семье сказок , без которых невозможно представить жизнь человека самого разного возраста, появилось весомое пополнение. В издательстве "Насаф" напечатана современная сказка Бахтиера Зухурова "Необыкновенная судьба целителя Кэлвина". Далее...

12.06.2014 / 07:16:16

Вечер памяти Владимира Баграмова

10 июня 2014 года во внутреннем дворике Российского центра науки и культуры в Ташкенте собрались известные ташкентские барды, авторы и исполнители песен, представители творческой интеллигенции. Они пришли почтить память своего друга, наставника и учителя Владимира Баграмова – члена Союза писателей и заслуженного артиста Республики Узбекистан, поэта и драматурга. Далее...

10.06.2014 / 20:45:39

Чалма Искандера (Альтернативная история)

Портал Kultura.uz продолжает знакомить своих читателей с материалами журнала "Звезда Востока". На сей раз представляем вашему альтернативную историю о делах минувших, о великих людях прошлого в изложении Владимира Васильева. Далее...





28.04.2024 / 12:14:12
Персональная выставка Мухтархана Исанова и его внука Эмина Мухтархонова "Связь поколений" производит большое впечатление
 
24.04.2024 / 12:09:37
Виктор Апухтин представляет выставку " Я вижу цветы Райского сада"
 


25.04.2024 / 13:02:16
Международная премьера художественного фильма узбекского кинорежиссера Зульфикара Мусакова "Шурочка". О чем подумали зрители...
 
13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 


27.04.2024 / 12:01:08
Во Дворце профсоюзов Узбекистана с успехом прошли концерты известного узбекского композитора Султан Али Рахматова.
 
27.04.2024 / 10:27:49
VIII Международный фестиваль джаза
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте