Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.12.2019 / 18:29:55
Ворота на восток. Как Дуньхуан стал средневековым торговым маяком в пустынеСегодняшняя провинция Ганьсу – географический центр Китая, а во времена существования Великого шелкового пути здесь проходила граница Поднебесной. Поэтому не случайно, что именно тут, на самом краю пустыни Такла-Макан, появился один из главных культурно-исторических центров страны – город Дуньхуан, что в переводе означает 66 «сияющий». Именно он в те времена выступал своеобразными воротами в Китай и ключевым транзитным пунктом древнего торгового пути. Сегодня этот небольшой по меркам КНР город, в котором проживает порядка 100 тысяч человек, ежегодно посещают миллионы туристов. В чем его секрет, расскажем в нашем материале.
Дорогой караванов Начало истории Великого шелкового пути относят ко второму веку до нашей эры, когда китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. По проторенной дороге потянулись торговые караваны с множеством товаров. На пути их следования прокладывались дороги, появлялись города, где можно было отдохнуть, сменить уставших коней и верблюдов или продать часть товара. Великий шелковый путь остался в истории самым масштабным торговым маршрутом, который к тому же способствовал развитию цивилизации, ведь по нему шли не только купцы, но и ученые. В провинции Ганьсу, служившей тогда передовой границей древнего Китая, стоял контрольно-пропускной пункт – крепость под названием Ян Гуань, которое можно перевести как «солнечная застава» или «правильный путь». Это был самый ранний прообраз китайской таможни, ведь каждый, кто переходил здесь границу, был обязан предоставить документ о том, кем он является. После этого им открывался путь в Дуньхуан. Застава, как и требуют правила военного искусства, располагалась на горе, с которой часовые могли издалека увидеть путников или наступающего неприятеля. А еще – наблюдать потрясающие по красоте рассветы. В низине стелется серый туман, а над горами восходит оранжевое солнце, которое подсвечивает туман перламутром и окрашивает горы переливающимися желтыми оттенками. Но описывать словами это бесполезно, да и фотографии не передают всего великолепия зрелища. Именно поэтому сюда каждый день приезжают тысячи туристов, чтобы полюбоваться этим замечательным действом.
Застава в свои лучшие времена состояла из 20 сторожевых башен, которые были около семи-восьми метров в высоту. Конечно, прошедшие века их не пощадили – некоторые сооружения сгинули полностью, от других остались живописные развалины. Одну из них, лучше всего сохранившуюся, хоть и уменьшившуюся за минувшие века в половину, демонстрируют многочисленным туристам. Дозорные, дежурившие на башнях в случае, если они видели подбирающееся к границам вражеское войско, пускали в ход специально заготовленные факелы разного размера. Использовались они как система оповещения. Чем больше факел – больше дыма, а значит и крупнее войско неприятеля. Для того чтобы передать таким способом данные в столицу, располагавшуюся в те времена в городе Чан Ань (нынешний Сиань), требовалось всего три дня против 15 дней конного хода. По одной из версий между Ян Гуанем и Чан Анем стояло около 80 башен. Крепость была довольно известным местом, о котором ходила масса рассказов и легенд. Одна из них говорит, что когда-то в этих краях песчаная буря разметала приданое ехавшей к жениху китайской принцессы. Немалые сокровища до сих пор не найдены.
Символы пути В современном Дуньхуане умело разыграли карту Великого шелкового пути, сделав ставку на два его символа. Первый – это верблюды, и они тут повсюду. Плюшевые, керамические, рисованные, разных размеров и расцветок, они смотрят на гостей из витрин магазинов, окон ресторанов, с фонарей и даже урн. Более того, они играют роли в театре. На спектакле, сюжет которого основан на местном фольклоре, животных выводят прямо на сцену. Насмотревшись на это, туристы массово скупают на ночном рынке декоративные тарелки с изображением караванов, которые местные умельцы вырезают прямо у них на глазах. Проникнувшимся духом Великого шелкового пути гостям предлагается закрепить впечатления личной поездкой на верблюде по самым большим в мире дюнам. Вот тут-то не только хорошо начинаешь понимать, каково это, ощущая на зубах песок, а на темени горячее как утюг солнце, месяцами качаться между двух горбов, но куда больше ценить блага цивилизации. Впрочем, они есть и здесь. Китайцы, потакая страсти современных людей к социальным сетям, провели в пустыню интернет и бесплатно раздают wi-fi. Есть тут и чудо природы – небольшое озеро в форме полумесяца, известное с древности. Больше тысячи лет назад здесь был организован военный пункт. Кто знает, возможно, через него проходил в 366 году буддийский монах Лэ Цзун. Легенда гласит, что он, увидев некий свет, по другой версии вспышку, из которой вышли тысячи Будд, истолковал знамение однозначно – в этом месте ему нужно остановиться, чтобы продолжить самосовершенствование.
Но сделать это было затруднительно – свет исходил из скалы. Тогда неутомимый служитель веры выдолбил грот, в котором мог сидеть и молиться. Эта небольшая пещера стала первой из сотен, появившихся за следующую тысячу лет и протянувшихся по горным склонам больше, чем на полтора километра. До наших дней дошли около 700 таких комнат, которые сегодня называют гротами или пещерами Могао. Это второй символ Дуньхуана, связанный с Великим шелковым путем. Ведь монахи не только приходили сюда по его дорогам, но и неустанно просили бога поддержать путников. Большинство из пещер разрисованы цветными фресками буддийской тематики: со стен на посетителей смотрят Будды, бодхисаттвы, феи и драконы. Большинство гротов находятся под замком и всем подряд их не открывают. Более того, даже в тех, куда доступ открыт, запрещено фотографировать. Несмотря на строгие порядки, желающих увидеть это место так много, что администрации пришлось ограничить количество посетителей.
При этом интересно, что паломничество сюда началось не так давно. Дуньхуан и Могао пришли в упадок лет 500 назад вместе с неофициальным закрытием Великого шелкового пути, потерявшего свое значение в эпоху бурного развития мореплавания. Ненадолго вспомнили о Могао в 1900 году, когда один даосский монах случайно наткнулся там на маленький грот, где хранились более 50 тысяч записей по астрономии, истории, географии, а также картины, гравюры, ритуальные принадлежности. В 1987 году Могао внесли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сейчас культуру и историю комплекса изучают в вузах. Так, в одном из институтов в Ланьчжоу (административный центр провинции Ганьсу) существует целый факультет дуньхуанологии. В сентябре 2016 года в этом городе в первый раз прошло культурное ЭКСПО.
Сегодня Дуньхуан – крупный культурный и туристический центр. Он привлекает к себе огромное внимание туристов и паломников со всего мира. Здесь можно не только посетить святые для буддистов места, но и принять участие в фестивале традиционных местных лодок в форме драконов, которые ежегодно проводятся в мае. Бюллетень №14 "Узбекистан и Китай: ключи от будущего"
Источник: https://podrobno.uz/
|
|