Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
23.11.2020 / 16:47:40
От качества образования – к качеству жизниНа златом крыльце сидели …Эта детская считалочка осталась в моей памяти. Была она популярна в нашем ташкентском дворе во времена моего далёкого детства. Декламируя её, мы делились на команды в различных играх, выбирали лидеров. Вслух перечисляя слова «царь, царевич, король, королевич», детское ассоциативное мышление отсылало к прочитанным сказкам. А вот при упоминании «сапожник, портной» в образах «материализовывались» реальные люди, знакомые или малознакомые, но имевшие стабильную работу и, как казалось, достойную оплату за труд. Радужное детство медленно, но верно приближало нас к сложностям взрослой жизни, где жили реальные короли и портные, где имело место понятие привелигирированное отношение, поступление в учебное заведение и трудоустройство по знакомству, блату, или родственным связям. Уже значительно позже, в юности, я помню, как учителя «стимулировали» отдельных школьных «балбесов»: мол не возьметесь за ум, не подтянете успеваемость «до уровня», то прямая дорожка в профессиональные колледжи, в которых дети должны были получить квалификацию разных уровней, или, при желании, стать подготовленными к поступлению вуз. Для сравнения: колледжи за рубежом являются факультетами университетов и предоставляют, как минимум, 6 уровень квалификации на рынке труда. Это соответствует и оплате, и спросу рынка труда. У нас же бытовало мнение, что в колледжи дорога «неудачникам», а «умники и умницы» шли после 11 классов в ВУЗы. При этом, в отдельные ВУЗы успех зачисления порою зависел не только от знаний, но и от «благодарности нужному человеку» (в просторечии – взятки) или от звонка «нужному человеку». Однако профессиональная успешность зависела и зависит от качества и соответствия образования в колледже, лицее или в вузах, как это классифицирует МСКО (Международная классификация образования). А также от востребованности на рынке труда, опыта, инициативности. Так, 90-е и 2000-е показали, что получаемое высшее образование не многим помогло удачно зарабатывать интеллектуальным трудом, что люди, получившие качественное профобразование и специализацию простых рабочих специальностей, профориентированных на конкретные виды производств уже в свои юные годы смогли более твердо встать на ноги и достойно по меркам тех лет обеспечивать себя. Парадигма, как определенный набор концепций и шаблонов мышления, трансформировалась от одного десятилетия к другому. – И эта парадигма ведет нас к ложному понимаю высшего образования, которое не выдаёт никакой квалификации, кроме как право трудоустраиваться. Именно поэтому на самых различных уровнях ведутся разговоры о грамотности населения, об уровне образования в целом, – отмечает мой собеседник, эксперт в области образования, директор лицея УзГУМЯ Феруза Рашидова, председатель Комиссии по социальным вопросам при Общественном Совете хокимията г. Ташкент. – Все те страны, которые перешли из статуса «развивающейся страны» в статус «развитого государства» проходили определенные трения и преодоления по этими вопросам. В нашем новом законе «Об образовании» детально описывается этот аспект, как «Обучение взрослых». Это то образование, которое можно получать в режиме формальной системы, которую мы привыкли видеть, и точно также неформальную систему образования, которую люди могут получать с учителем (репетиторство) или информальная система образования (персональное самообразование), то есть получаемое за пределами стандартной образовательной среды – индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер. Оглядываясь на минувшие годы, мы помним, как менялась национальная система образования. Принимались соответствующие национальные и государственные программы, порою напрочь отменявшие весь предыдущий опыт, касалась эта тенденция и системы образования. Переписывались с учетом с верху спущенных «стандартов» учебники истории, литературы, добрались и до математики, физики, географии и так далее. – Не секрет, что университетское образование, к примеру, получаемое на математическом факультете, в те годы свелось к уровню по аналогии выпускников курсов, нежели подготовки специалистов по математике, – добавляет эксперт. Не раз была свидетелем того, как родители между собой сетовали на снижающийся уровень преподавания в школе, лицеях, колледжах, вузах. В свою очередь педагоги уставали от бессмысленной бумажной волокиты с планами, конспектами, отчётами, требуемых от них порою в ущерб творческому подходу, креативности и инновационности в процессах преподавания. Краеугольным камнем в системе была и невысокая зарплата педагогического состава, которая в определенной степени заставляла педагогов компенсировать низкий основной заработок максимальным количеством дополнительных часов по нагрузке, классным руководством, ведением факультативов и прочим, или уходя в «чистое» репетиторство. Именно с таким «багажом» мы прошли еще одно десятилетие в своем развитии, как страна, и как общество. Еще один, очередной десятилетний отрезок от 2010-го к 2020-му. И здесь напрашивается метафора про чархпалак. Водяное колесо, вращающееся под напором течения воды в реке (арыке, канале), неизменно даёт живительную влагу тем, кто в ней нуждается. Так и логикой самой жизни, созревшей на пробах и ошибках, сегодня на пороге нового десятилетия от 2020 к 2030 поставлено во главу приоритетов государства реформирование системы образования, активное внедрение в сферу информационных технологий, апробация новых методик преподавания и оплаты труда. Образование должно быть доступным и качественным, причём для каждого и в любом возрасте. Качественное образование – это как, то самое пресловутое «золотое крыльцо» из детской считалочки. Мы стартуем в жизнь, выбирая кем нам быть через осознанный выбор образовательного учреждения. И только при условии, что понимаем, что залог гармоничной, интересной и успешной жизни во многом зависит именно от качества жизни, от его важной составляющей – получаемого образования, причём на всех этапах жизни: детства, отрочества, юности, зрелости. То есть речь не только о базовом образовании, но и о его профориентации, специализации, усовершенствовании и повышении на каждом его этапе ответственности учителей и административного состава за результат. – Если быть конструктивным в этом вопросе, то надо отметить, что у нас в стране очень хорошо отлажена, к примеру, система преподавания в спорте, продвижения кадров в спорте, скажем, в боксе, легкой атлетике и других видах, где существует естественная иерархия спортсменов и их роста, которую легко при желании можно применить и к системе образования. Есть результат – оплата хорошая, нет результата – значит и оплата соответствующая, – делится Ф. Рашидова. Справедливости ради, подчеркну, что сегодня на самом высоком уровне инициированы очередные глобальные документы, указы, постановления, в том числе в отношении системы образования, методики подготовки учителей и педагогов, их периодической профессиональной аттестации и так далее. Однако наш эксперт отмечает, что, к сожалению, эти методики не разделены на уровни образования, которые несут в себе валидность, как в международной системе по принципам: признаваемость, валидность и оценка качества на признаваемом на международном уровне специализированными органами аккредитации, как , например RVA (RVA – это Голландский орган аккредитации на право проведения сертификации систем менеджмента в области управления качеством ISO 9001, признаваемого на международном уровне органа по сертификации, одна из самых авторитетных в мире.). А также эксперт отмечает, что на сегодняшней день у нас в стране не хватает ISO (системы менеджмента качества) для каждого образовательного учреждения. Но и в этом направлении делаются первые шаги. Уже получил сертификат ISO Ташкентский стоматологический институт, Университет Инха в городе Ташкенте также выходит на сертификат. Лёд тронулся, созданы позитивные прецеденты, и появляется надежда, что тенденция наберёт нужные эффективные обороты. – Государство прикладывает усилия для создания человеческого капитала, который предполагает очень простую формулу «качество образования + качество здоровья = качеству жизни и долголетию», которая, в свою очередь, создает общественный капитал каждой страны, – продолжает Феруза Рашидова. – Все мы помним, как сравнительно недавно повсеместно строились и открывались в регионах новые колледжи, лицеи, где-то школы. Но анализ некоторых независимых международных экспертов вскрыл мало приглядные факты, в числе которых нехватка школ, переполненность классов, где на одного педагога приходится порою по 30-40 детей. Статистика по посещаемости и востребованности отстроенных в областях в сельской местности профильных образовательных учреждений иногда не соответствует реальности (дети не ходят на занятия, девочек не пускают родители, или просто профиль учреждения не востребован в данном конкретном регионе). Так, доклад, подготовленный еще два года назад авторским коллективом под руководством ведущих экономистов Всемирного банка Диона Филмера и Холси Роджерса, раскрывает причины этих проблем в области обучения, не только показывая, каким образом процесс преподавания и обучения в очень многих школах мира теряет эффективность, но и выявляя глубинные политические факторы, под влиянием которых эти проблемы приобретают хронический характер. Миллионы юных учащихся в странах с низким и средним уровнем дохода сталкиваются с перспективой не реализовать в будущем открывающиеся возможности и получать более низкую заработную плату вследствие того, что начальные и средние школы не справляются с задачей дать им образование, позволяющее преуспеть в жизни. Предупреждая о «кризисе обучения» в глобальном образовании, авторы указывают, что посещение школы без получения знаний – это не только упущенные возможности, но и огромная несправедливость в отношении детей и подростков по всему миру. И мы просто обязаны сконцентрироваться на решении аналогичных проблем у нас. Накопившиеся в системе образования проблемы еще более обострил в этом году период карантина. Вынужденный эксперимент проведения онлайн уроков, лекций, видео преподавания по ТВ показал, что многие оказались не готовы к нему ни технически, ни профессионально. Но старались, признавая ошибки, продолжали активное внедрение новых подходов и методов, информационных технологий. «Вытягивали» ситуацию в целом и комплексно. В систему образования всё больше стало приходить людей неравнодушных, готовых сделать что-то практически полезное для страны уже сейчас, изменить ситуацию в целом к лучшему. И это не пафосно, это так и есть, просто большинство из нас или вообще об этом не знают, или знают, но мало. Признаюсь, в моем окружении, поскольку есть подруги и коллеги, у которых дети школьники, учащиеся колледжей и студенты вузов, то случайно затронутая тема образования вызывала и продолжает вызывать буквально полярные отзывы. Одни критикуют всех и вся, другие приводят доводы в поддержку проводимых в системе образования реформ и каких-то пусть и не значительных, но важных подвижек к лучшему. Но решающим и все примиряющим в таких мини-дебатах по проблеме становится вывод: повезло тем, кому повезло с педагогом, с качественным учебным заведением, которое не просто даёт знания, а учит самостоятельно мыслить, анализировать, предлагать своё решение и видение. И значит они есть – умные учителя-педагоги, как и отечественные Альма-матер, куда идут, чтобы сделать свой выбор: кем быть, кем стать. Стать обладателем специальности, профессии. И не важно, связана она с технической, прикладной, гуманитарной стезей. Важно, насколько качественное образование станет возможным получать нашим детям и молодежи именно в нашей стране, чтобы, получая диплом колледжа или вуза, молодые люди могли, действительно, владеть всем инструментарием выбранной профессии. И не менее важно, чтобы в системе была адекватная и конкурентная с мировым рынком система оплаты труда педагогов. Тема. Сложная. Важная. Касаемая не только нас, как страны, но поставленная на глобальном уровне, на уровне ООН и отраженная в Целях устойчивого развития. Намечены они на новое десятилетие, аж до 2030 года! И мы ставим перед собой новые цели, так как не хотим топтаться на месте, не хотим «как раньше» (по блату, за взятку), а хотим прозрачности и открытости, доступности и качества в системе образования. Узбекистан, принимая Национальные цели и задачи в области устойчивого развития на период до 2030 года, как и международное сообщество признаёт, что образование имеет решающее значение для достижения всех заявленных целей. В частности, ратифицируя международную Концепцию образования-2030, Узбекистан принял на себя несколько обязательств в целях повышения уровня и качества всей системы образования на локальном уровне, а также для достижения признанных международных индексов. – В этих целях еще два года назад было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 841 от 20 октября 2018 года. – делится эксперт Ф. Рашидова. – На основании этого документа во всех государственных учреждениях страны должны были быть созваны общественные советы, призванные своими экспертными рекомендациями и работой в том числе содействовать достижению поставленных ЮНЕСКО 17-ти целей, связанных с социальными направлениями, обеспечивающими качество жизни. Задачи в области образования отражены главным образом в Цели 4 в области устойчивого развития, предполагающей «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». В частности, «Цель 4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех» на период до 2030 года:
С точки зрения ряда отечественных экспертов, для выравнивания качества образования на всех этапах жизни нужны соответствующие инструменты, чтобы появилась правильная расстановка национальных квалификационных рамок. Для справки: национальная рамка квалификаций – это организованные в единую структуру описания квалификаций, признаваемые на национальном и международном уровне, посредством которых осуществляется измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств и других сертификатов об образовании. На данный момент актуальным правовым документом, регулирующим этот вопрос, является Постановление Кабинета Министров № 287 от 15.05.2020 года«О мерах по организации деятельности Национальной системы повышения квалификации, знаний и навыков в Республике Узбекистан». Настоящим постановлением утверждено Положение о национальной системе развития профессиональных навыков, знаний и навыков и национальная рамка квалификаций Республики Узбекистан. По сообщению пресс-службы Государственной инспекции по надзору за качеством образования, в настоящее время ведутся работы по созданию и внедрению с нового учебного года отраслевых квалификационных рамок, профессиональных стандартов по профессиям и специальностям, а также дифференцированных образовательных программ. Документом подчеркивается, что подтверждение Национальной квалификационной рамки послужит признанию квалификаций тысяч наших соотечественников, прошедших неформальное обучение на рынке труда, и позволит предоставить им возможность работать по профессиям и специальностям, соответствующим их уровню знаний, умений и квалификации. – На сколько предлагаемый в документе механизм эффективен, с точки зрения экспертного сообщества и как он будет реализован практически, а также сможет ли приблизить нашу страну к достижению заявленных целей? Как реализуются поставленные в постановлении правительством задачи на местах, и что необходимо для этого? Все эти вопросы находятся в центре внимания экспертного сообщества, – подчеркивает Феруза Рашидова. – Планируется, что в рамках практических семинаров-тренингов, организуемых на регулярной основе Комиссией по социальным вопросам Общественного Совета при хокимияте г. Ташкент при поддержке НОУ «Махорат и Менеджмент», ориентировочно один раз в месяц эксперты возьмут под общественный контроль практическое воплощение поднимаемых проблем. В центре внимания: Концепция образования-2030, как ратификация данного международного документа повлияла на Узбекистан, что уже сделано и что необходимо сделать для достижения целей? Как можно усилить гражданскую активность в махаллях, чтобы объединить усилия государственных органов и общественности в целях улучшения качества образования и уровня квалификации. Планируется, что данная тема объединит людей неравнодушных, с активной гражданской позицией, экспертов по социальным вопросам, профессионалов не только сферы образования, но и юриспруденции, финансового сектора, СМИ и общественности. Задача – не просто присоединиться к обсуждению, а помочь составить своеобразную «дорожную карту» практических шагов и действенных механизмов, стать активной частью экспертного объединения/сообщества, стремящегося изменить ситуацию в системе отечественного образования к лучшему. Ведь то, что ждет нас в период до 2030 году, каким станет качество нашей жизни и, в том числе в сфере подготовки профессиональных кадров и образования, во многом зависит именно от гражданской ответственности каждого из нас. Елена РОМАН
|
|