БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
Организаторами музейного road-show стали Министерство культуры Российской Федерации, Государственный центральный музей кино и Агентство культурного наследия Министерства туризма и спорта Узбекистана. Центром проведения этого большого творческого смотра стали залы недавно реконструированной Академии художеств Узбекистана. Представительная делегация из Москвы оценила по достоинству те возможности, которые здесь созданы для проведения такого рода крупных мероприятий. Открывая столь представительную встречу, заместитель директора Департамента музеев и внешних связей Минкультуры России Наталья Васильевна Чепель сказала, что она создаст новые возможности для реализации совместных выставочных и исследовательских проектов.
Государственный центральный музей кино — один из молодых российских музеев. С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы. В октябре 2017 Музей кино расположился на ВДНХ. В новом пространстве разместились три кинозала, оборудованы зоны для постоянной экспозиции и тематических выставок, аудитории для проведения лекций по истории и теории киноискусства, работает фирменный магазин.
В Академии художеств Узбекистана также состоялось открытие выставки-презентации государственного центрального музея кино РФ. В рамках программы road-show проходили презентации ведущих российских музеев, а также заседание круглого стола . Это мемориально-художественная выставка «Кабинет Сергея Эйзенштейна», являющаяся единственным в мире музеем великого режиссера, новую постоянную экспозицию «Вертикаль», посвященную одному из выдающихся представителей российского кино – Станиславу Говорухину и «Проект юбилейный», представляющий один из самых привлекательных и обширных фондом музея – фонд анимации.
Первый заместитель директора Государственного центрального музея кино Лариса Баженова отметила, что «Лабиринт истории» знакомит посетителей с главными событиями первого столетия российского кинематографа. Экспозиция разделена на шесть комплексов: «Аттракцион» (дореволюционное кино 1890-1910-е), «Эксперимент» (революционные, авангардные 1920-е), «Триумф и трагедия» (сталинское кино и кинематограф времен войны, 1930-40-е), «Поэзия» (кино оттепели, 1950-60-е), «Исповедь» (интеллектуальное, авторское кино 1970-х), «Протест» (эпоха перестройки, 1980-е).
«Кабинет Сергея Эйзенштейна» предоставляет широкому кругу отечественных и зарубежных зрителей и специалистов новый формат знакомства с великим режиссером. В основе экспозиции более трехсот меморий – мебель, предметы быта, личные вещи, текстиль из квартиры Сергея Эйзенштейна по ул. Потылиха, 54Б, уникальная в своем роде коллекция печатной графики и декоративно-прикладного искусства России, Франции, Мексики и Японии, фотографии, подаренные режиссеру его великими современниками – Чарли Чаплином, Альбертом Эйнштейном, Джеймсом Джойсом и другими, книги на нескольких языках с пометками Эйзенштейна, среди которых художественная литература разных стран, издания по истории изобразительного искусства и театра, труды по психологии и другим наукам
«Вертикаль» – интереснейший выставочный проект, посвященный выдающемуся кинорежиссёру, актеру, писателю и общественному деятелю Станиславу Говорухину. В его экспозиции личные вещи, фотоматериалы, документы и живописные произведения Станислава Сергеевича.
В разработке концепции выставки и ее архитектурного решения главной задачей авторов стало отражение всей палитры жизненных интересов и занятий Станислава Говорухина. Необыкновенно эрудированный человек, Говорухин проявлял себя в самых разных направлениях творческой деятельности.
«Проект юбилейный. 20/21» – выставочный цикл, посвящённый отечественным мультипликационным фильмам-юбилярам. В экспозиции выставки представлены эскизы, раскадровки, целлулоидные фазы и куклы к картинам мастеров разных поколений. Музей приглашает зрителей в мастерскую мультипликаторов, создателей удивительных, авторских миров, в которых жизнь преломляется особым образом. Экспозиция построена по хронологическому принципу. Следуя по выставочному маршруту, гости музея вспоминают мультфильмы, знакомые с детства, или открывают незнакомые шедевры отечественной анимации. Среди экспонатов выставки материалы к фильмам «Чёрная курица» (1975), «Голубая стрела» (1985), «Китай в огне» (1925), «Пастушка и трубочист» (1965), «Конёк-горбунок» (1975), «Ну, погоди!» (1970), «Лев с седой бородой» (1995).
Вошедшие в экспозицию выставки-презентации «Музей кино представляет…» материалы – лишь часть богатой коллекций Музея кино, и гости будут рады представить на партнерских площадках новые оригинальные и копийные выставки.
В Ташкенте также проходило заседание круглого стола «Современные инструменты и технологии продвижения музейных брендов». О том, чем они располагают в настоящее время, какие есть возможности для для развития сотрудничества сообщили в своих выступлениях директор Государственного музея Востока Александр Всеволодович Седов, заместитель директора Государственного центрального музея Победы Светлана Викторовна Любенкова, директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Витальевна Лезик и другие представители российских музеев. В них не раз выражалась большая благодарность узбекскому народу за то, что в годы войны в Узбекистане нашли спасение многие тысячи людей, детей, деятелей культуры и искусства, эвакуированных из оккупированных немецкими захватчиками городов и районов бывшего СССР.
Интервью для сайта Культура Узбекистана
Тигран Мкртычев, директор Государственного музей искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого
Сегодняшнее музейное шоу, на котором представлен целый ряд российских музеев, должно стать началом нового этапа взаимодействия в музейном деле между Россией и Узбекистаном. Рассказав о себе, наши гости из России продемонстрировали и свой высокий профессиональный уровень, и свою большую заинтересованность в сотрудничестве с узбекскими коллегами.
А я, в свою очередь, уверен, что узбекская сторона крайне заинтересована в этом сотрудничестве как в методическом плане, так и в том, чтобы показывать свои сокровища, где это возможно. Всем известно, что музейные коллекции Узбекистана великолепны и показать их в России будет важным событием. И в этой связи вот эта, очень краткая, встреча, которая проходит сегодня, имеет большое значение . Еще раз хочу повторить, она должна стать в деле музейного сотрудничества между двумя странами новым этапом для совместной деятельности на благо наших народов.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz