БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz, председатель клуба
Роскошь человеческого общения… Какой большой смысл вложен в эти слова. И как часто ее нам так не хватает… Так же, как времени больше читать, чаще бывать в театре, на выставках, которые в Ташкенте одна другой лучше. В кафе и ресторанах это все по-другому. Может быть, красиво вокруг, звучит хорошая музыка, люди хорошо одеты, но разве среди этого грохота поговоришь нормально, над чем-то задумаешься, спланируешь свои дальнейшие действия… Нет, это тоже надо, только в разумных пределах. Но ничто не может сравниться с роскошью человеческого общения.
В нашем клубе мы убеждаемся в этом все больше и больше. О нас все чаще говорят на просторах интернета, все чаще к нам обращаются и спрашивают, а как к вам попасть, в наш клуб… И это понятно. Надо все время развивать свое логическое мышление, пополнять свой багаж знаний, обрастать новыми и не формальными друзьями. И у нас все это есть и все получается как надо. Главное - условия для этого теперь прекрасные. На каждое заседание нам предоставляется не очень большой, но очень уютный, один из лучших залов Национальной библиотеки Узбекистана им. А.Навои, за что мы все так благодарны ее руководству.
Ну а теперь по существу вопросов, которые были в центре внимания в минувшую субботу. «Серебряным веком» в сравнении с «золотым», пушкинским, в истории русской культуры принято называть конец XIX – начало XX столетия. По мнению специалистов, известных литературоведов, границы серебряного века условны. Его начало совпадает с зарождением символизма, его завершением можно считать 1921 – год смерти А. А. Блока, самого известного поэта-символиста, и год расстрела Н. С. Гумилёва, основателя акмеизма. Однако отсылки к поэзии серебряного века прослеживаются в позднем творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама, В.Брюсова, Б. Пастернака и некоторых других их коллег.
Относительное единство литературе серебряного века придаёт система образов, созданная символистами и унаследованная от символизма. Именно об этом, особенностях того времени нам рассказал известный литературовед, автор книги о творчестве О.Мандельштамма, ныне доцент национального университета им. М.Улугбека Олег Лекманов. К его выступлению в нашем зале было приковано внимание членов клуба почти целый час…
Потом, сердечно поблагодарив его за рассказ, я подарил нашему гостю одну из своих недавних книг - «Ташкент — город спасения», в которой я рассказал о премьерах нашего документального фильма «Большое сердце Ташкента», повествующего о подвиге узбекского народа, приютившего в годы войны в Узбекистане более полутора миллиона беженцев и эвакуированных, людей, бежавших от ужасов войны в наш теплый край. Его премьеры с большим успехом прошли потом в 10 странах мира. Можно сказать, что продолжением этой темы стал потом показ другой нашей работы, «Спасенные в Ташкенте», посвященном тому, как здесь нашли спасение многие видные деятели культуры и искусства со всего Советского Союза. Фильм всем понравился, я услышал немало добрых слов в адрес студии «Фаввора-фильм», где он снимался, и его создателей.
Эффектной финальной точкой нашей программы стало приглашение для обстоятельной беседы Олимджона Бекназарова, видного узбекского хореографа, живущего в Голландии и ставящего спектакли во многих странах мира. Он довольно обстоятельно рассказал о своей весьма успешной творческой деятельности в Европе и Америке и о своей мечте ставить балеты и на узбекской сцене…
Думаю, что, как и прежде, посетителям сайта Культура Узбекистана, будет небезынтересно мнение членов нашего клуба об этом вечере, который был назван ими одним из самых лучших.
ЕЛЕНА ВЕТВИКОВА
В минувшую субботу состоялась новая встреча в клубе «Интеллектуал". Клуб продолжает расти и развиваться, радует, что наряду с постоянными членами клуба, встречи посещают приглашённые гости. Первая часть была посвящена анализу двух стихотворений поэтов серебряного века Валерия Брюсова и Велимира Хлебникова, который блестяще провел литературовед, доктор филологических наук Олег Лекманов. Борис Рахимович представил свой фильм «Спасённые в Ташкенте», наглядно демонстрирующий толерантность и интернационализм узбекского народа. В фильме идет рассказ о жизни в нашем городе в грозные военные годы великой русской поэтессы Анны Ахматовой, народного поэта Белоруссии Якуба Коласа, любимого миллионами детей поэта Корнея Чуковского и трагической судьбе заместителя наркома СССР по промышленности Анны Васильевны Мишулиной (матери актёра Спартака Мишулина), сосланной в Ташкент в 1937 году как враг народа. В Ташкенте она так и осталась, прожив 48 лет, до самого конца своей жизни.
Завершилась встреча знакомством и дружеским общением с голландским хореографом, уроженцем Узбекистана Олимжоном Бекназаровым, который рассказал о себе, о поставленных им балетах, поделился своим мнением о состоянии узбекского балета и желанием поставить балет на сцене ГАБТа, которому никак не дает осуществиться чиновничий бюрократизм.
Три часа пролетели как одно мгновение, жду с нетерпением новых встреч, и от всех присутствующих благодарю нашего дорогого Бориса Рахимовича за предоставленную возможность общения в таком формате.
ВЛАДИМИР ФЕТИСОВ
Потрясающий был вечер. Очень люблю Литературные лекции, - особенно о серебряном веке. Не меньше, пожалуй, люблю детективы. А тут всё сошлось. Олег Лекманов построил свою лекцию как детективное расследование, да к тому же он безумно интересный рассказчик. Потом фильм Бориса Бабаева, оставивший щемящее чувство светлой ностальгии, и, наконец, встреча с интереснейшим человеком - режиссёром, хореографом, выросшим в бедной семье рабочего из Беговата, - где росли десять детей, - и ставшим признанным балетным мэтром мирового уровня.
ЕВГЕНИЙ СКЛЯРЕВСКИЙ
На редкость хорошим было заседание клуба "Интеллектуал". Смотрели фильм «Спасенные в Ташкенте», общались с хореографом из Голландии Олимжоном Бекназаровым (почему не все любят балет?), но главное очарование - от лекции Олега Лекманова о двух стихотворениях поэтов серебряного века. Это такое наслаждение — слушать, как надо понимать поэзию, — такой контраст с бушующим ужасами внешним миром и миром образов, тайн и волшебного русского языка, которого так не хватает и который вымывается из нашей жизни. Я предвкушал, что будет нечто важное, но не мог предположить, насколько! Спасибо всем участникам и председателю Борису Бабаеву за организацию!
Особенно чудесно сидеть рядом с Зухрой Ашрабовой и шёпотом обмениваться впечатлениями!
По некоторым данным, следующее заседание будет не менее интересным.
ГАЛИНА ДОЛГАЯ
Осень 2022 года отмечена в Ташкенте приездом россиян. И это заметно, так как на улицах стало больше славянских лиц, но не только. Культурная жизнь Ташкента тоже обогатилась новыми встречами. Интересную программу вчера предложил своим друзьям и одноклубникам Борис Рахимович Бабаев. Первым номером стало обсуждение стихотворений Валерия Брюсова и Велимира Хлебникова, представленных филологом из России Олегом Лекмановым. На фото привожу тексты стихотворений.
Мне было интересно послушать разбор двух необычных стихотворений в таком ключе, в каком его предложил Олег Лекманов.
Стихотворение Валерия Брюсова "Творчество" было воспринято современниками как бред. И как мы выяснили вместе с Олегом, совершенно напрасно. Валерия Брюсова называют одним из основоположников символизма в поэзии. Если подойти с этой точки зрения и разобраться в словах, которые сейчас не всем известны или понятны, а в его времена были на слуху, то стихотворение приобретает настроение, соответствующего его названию, - творчество! Через символы латаний (растение вроде пальмы с разлапистыми рассеченными листьями), киосков (на самом деле сооружений в виде беседок) и др. вырисовывается атмосфера вечера в комнате поэта, когда он, возможно, отдыхающий на софе и пребывающий в размышлениях, замечает тени листьев латании на стенах, живые, трепещущие в огоньках желтого света свечей, отблески этих огоньков на эмали изразцов большой печи и погружается в творчество, которое, как и миг жизни, умеет ускользать, волновать тайной.
О стихотворении Велимира Хлебникова не скажу ничего. И само стихотворение показалось мне более чем странным, и разбор его не убедил. Как известно, каждому свое. Так вот, скажу откровенно - это не мое. Но подход к исследованию творчества в принципе мне был интересен.
Подумалось: пишу я себе что-то, пишу, вкладываю свой смысл в слова, строки, главы, романы, а кто-то когда-то возьмет и препарирует мое детище, пытаясь вытащить из межстрочья мои настроения, мои не озвученные мысли. Что ж, надо быть к этому готовой и принимать как есть. Творческий человек, создавая и выпуская свои произведения в люди, отдает их со всеми вытекающими последствиями.
БАТЫР БАЗАРБАЕВ
Интересная программа была в клубе "Интеллектуал" в эту субботу 05.11.2022 года в библиотеке имени Навои под руководством бессменного руководителя, организатора клуба, уважаемого Бориса Рахимовича Бабаева.
Лекция первого спикера - российского писателя, учёного, критика Олега Лекманова "О поэтах серебряного века и параллелях с сегодняшней жизнью" вызвало много вопросов, обсуждений и однозначно было для всех познанием, открытием нового, глубоким пониманием анализа поэзии на примере поэтов Брюсова, Хлебникова.
Следующим спикером был хореограф из Голландии, родом из Узбекистана - Олимжон Бекназаров, ученик Мамуры Эргашевой, Кадыра Муминова. Единственный дипломированный хореограф в Средней Азии, получивший образование в Европе, в Академии танца Голландии. Олимжоном были поставлены три балета для ГАБТ Ташкента, которых, к большому сожалению, нет в репертуаре театра. Давно у него зародилась идея постановки балета о БибиХанум. Хочется верить, что это воплотится в реальность. Совместный проект с известным кинорежиссёром Камарой Камаловой в фильме "Дорога в небеса" был представлен на международных конкурсах и удостоен гос.премии. Участники встречи выразили благодарность приглашенным спикерам за открытый диалог.
Документальный фильм Бориса Бабаева "Спасенные в Ташкенте" вызвал восхищение, гордость за народ Узбекистана, приютивший интеллигенцию СССР в годы Второй мировой войны. Видные деятели культуры и искусства нашли свой второй дом в Ташкенте. Фильм ярко раскрывает интернациональный характер народа Узбекистана.
Очередное заседание прошло, как всегда, на очень хорошем уровне, что показывает развитие клуба по восходящей, под председательством его вдохновителя, известного журналиста, уважаемого всеми Бориса Бабаева.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz, председатель клуба
Фото Батыра Базарбаева