Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
08.04.2020 / 19:28:08

Незабываемые встречи в Ташкенте. Композитор Сулейман Юдаков. Записывая своей рукой основные паспортные данные, в разделе "особые приметы" он написал – веселый…


Вот так  сложилась моя жизнь, что с юных лет мне посчастливилось  находиться в непосредственной близости с Сулейманом (Соломоном) Юдаковым. Сначала это была старая ташкентская махалля «Укчи», где он жил в доме моей бабушки Рахили, потом я навещал его в расположенном неподалеку   Доме специалистов, где Юдаков получил свою  квартиру. Очень часто, на закате его жизни, бывал в  его новой квартире в Доме Союза композиторов   на Ц-1 и помогал ему во всем, как мог.

Мне посчастливилось видеть  триумф Сулеймана Юдакова в Большом театре Узбекистана  в декабре 1959 года, когда блистательно прошла премьера  его первой узбекской комической  оперы «Проделки Майсары», он  пригласил  в ГАБТ  в тот день всю нашу семью… Нас было много, чтобы мы доехали все вместе Юдаков  договорился об этом с водителем какой-то большой грузовой бортовой машины...Она и доставила нас к театру в день премьеры. Нашему восторгу не было предела.  В блестящей постановке режиссера Большого театра России  Владимира Канделаки  опера идет на этой сцене уже более 60 лет. И этот факт говорит сам за себя.

Наши встречи и довольно продолжительные беседы  остались у меня в памяти на всю жизнь. Посчастливилось мне и создать  документальный фильм  о Юдакове, его жизни и творческом пути , который называется «Избранник музыки созвездий». В нем звучат  самые настоящие рубаи народного поэта Узбекистана  Александра Файнберга, посвященные  Сулейману  Александровичу. Он их написал  по моей просьбе, хотя уже серьезно болел.  Им же придумано  такое оригинальное название этого фильма.  

А теперь  о возникновении феномена Юдакова  в нашей музыкальной культуре.   Узбекистан —  многонациональная  страна  с богатейшей  историей  и  многогранной  музыкальной культурой. Ее создавали представители более 130 национальностей, живущих здесь. После исторической, вторую настоящую родину  обрели  на  узбекской  земле  и  бухарские евреи. Они появились здесь более 2 тысяч лет назад. Присущая им созидательная энергия и творческая деятельность оказали большое влияние  на  развитие  культуры  и  искусства  Центральной Азии. Их вклад особенно ценен тем, что в результате синтеза двух культур — местной  и  древнееврейской  произошло их взаимопроникновение.  

Начало  данному  феномену  было  положено  такими  известными  певцами ,  как  Борух Калхок,  Левича,  а  затем  их  последователями из династии братьев Бабахановых, Толмасовых, Мулокандовых  и  других.  В  историю  культуры Узбекистана вошли имена композиторов Сулеймана Юдакова, Манаса Левиева, выдающейся певицы Берты Давыдовой, известного музыканта и талантливого поэта Ильяса Малаева, танцовщицы Вилоят Акиловой, певицы Мухаббат Шамаевой  и многих  других.  Наивысшего  расцвета  их  творчество достигло во второй половине ХХ века.

 

Вспоминая Сулеймана Юдакова. Вера Зиновьевна Плунгян. Биограф композитора

– Исследованиям  творчества выдающегося узбекского композитора  второй половины ХХ века С.Юдакова я посвятила всю свою  жизнь. За полвека создано около научных 50 трудов, начиная с диссертации и кончая четвертой книгой. Я дорожу этим наследием, как и его высказыванием в свой адрес  как биографа, которого он именовал  «автором Сулейманистики, Юдакологии, Майсараведения»... Сулеймана Юдакова отличает редкое для композитора мышление неистощимого мелодического дара.  В то же время можно отметить широту его характерно-эмоционального плана: гимничность, юмор, торжественность, танцевальность и т.д. Каждое из произведений узнаваемо по стилю с первых же интонаций. Для примера приведем несколько названий из книги воспоминаний о композиторе: «Идея вселенской человеческой радости» (публикация А. Хакимовой), «Пир узбекской музыки» (публикация Т.Гафурбекова), «Мажор и Солнце, Юмор и Праздник» (публикация М.Бурханова).

 

И в самом деле, Сулейман  Юдаков – яркая  творческая  личность. С его именем связано появление не только  первой  узбекской  комической  оперы «Проделки Майсары», но  и первого  узбекского  комического  балета «Юность Насриддина». Он  открыл  страницу  узбекской  пушкинианы, первым  создав  романс  на  стихи  Александра Сергеевича Пушкина «Не пой красавица...». Его музыка каждый день звучала и звучит по радио, а романсы и другие сочинения с огромным удовольствием пели и поют сегодня. Всегда  приветливый  и  жизнерадостный, он  пленял  своим  обаянием  коллег,  друзей  и знакомых.  Записывая  своей  рукой  основные паспортные  данные,  в  разделе  “особые  приметы” Юдаков написал – веселый.

Стремление учиться, овладевать новыми знаниями, особая любовь к музыке способствовали его триумфальной славе не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами. Однако это был  довольно сложный  путь восхождения. Неутомимый художник  всегда  находился  в  поисках  новых идей,  новых  жанров,  новых  тем.  Он  посвятил свою  жизнь  лишь  одной  музыке  и  никогда  ей не изменял. Во время учебы в Московской консерватории его наставником был великий  Р.Глиэр, тесная творческая дружба его связывала с Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном, Тихоном Хренниковым.

 

 

Вспоминая Сулеймана Юдакова. Инесса Гульзарова, доцент консерватории, музыковед

– Произведения Юдакова многие годы пользуются широкой популярностью. После создания  комической  оперы  «Проделки  Майсары» композитор  стал  известен  во  многих  странах мира.  Успех  «Майсары»  превзошел  все  ожидания.  Премьера вызвала огромный общественный резонанс не только в Ташкенте, но по всей стране. Затем опера  была поставлена на сценах восьми стран. Причина столь высокой популярности – в ее социальной значимости и комедийном  эмоциональном  тонусе,    жизненной правде и талантливой драматургии. География постановок – Ташкент, Самарканд, Нукус, Душанбе, Бишкек, Ашхабад, Москва, Уфа, Новосибирск, а также Франция и Польша.

Специально для оперного театра в Лодзи автор  внес  в  оперу  ряд  существенных  изменений:  были  написаны  новый  пролог  и  эпилог; появились  три  танца —  узбекский,  восточный и арабский. В работе над польской постановкой оперы большую помощь оказала  великая узбекская балерина , народная артистка Узбекистана Галия Измайлова. Она  была  консультантом-постановщиком  балетных сцен. И зрители смогли получить представление  о  восточном  колорите  не  только  с помощью  музыки,  но  и  наглядно,  благодаря танцевальным  номерам.  Успех  был  ошеломляющий.  Все  газеты  с  восторгом  писали  об узбекской опере, ее прекрасной музыке и большом таланте Юдакова как композитора.

Сценическая же судьба   балета  «Юность Насреддина» складывалась  очень сложно. Еще не было до конца написано произведение, а «па-де-де» из балета уже успешно  исполнялось  и  входило  в  репертуар  гастрольных  поездок  балетной  труппы  ГАБТа им.  Навои.  Но  постановка  состоялась  лишь через 30 лет после создания балета и через 7 лет после того, как ушел из жизни автор – в 1997 году. О препятствиях, которые тогда возникли  в управлении искусств  минкультуры того времени Юдаков мне рассказывал , но сейчас уже не стоит  вникать в эти подробности. После наших настойчивых усилий помогли  директор  ГАБТа тех лет народная артистка Узбекистана  Бернара Кариева, которая полностью поддержала мои усилия по осуществлению этой постановки,   и очень умные люди из узбекско-британского  СП «УзБАТ».

Именно они стали спонсорами  этого прекрасного  балета   и книги «Сулейман Юдаков в воспоминаниях современников». На постановку я пригласил прекрасного казахского балетмейстера, народного артиста Казахстана, руководителя ансамбля «Молодой балет Алма-Аты» Булата  Аюханова. В качестве сценографа вместе с Булатом Газизовичем мы выбрали тогда совсем еще молодого художника, неизвестного, но подававшего большие надежды. И мы не ошиблись в своем выборе, сегодня имя Бобура Исмаилова знют во всем мире.

Все участники проекта блистательно справились с  поставленной задачей. Премьера в Большом театре Узбекистана  весной 1997 года стала  важным событием. Только очень жаль, что балета «Юность Насреддина» уже давно нет в репертуаре театра. Юдаков  много лет мечтал, чтобы его  поставил  в Ташкенте известный российский балетмейстер Борис Эйфман. Может быть, это когда-то случится…

Все это я очень хорошо помню и знаю потому, что в создавшейся тогда ситуации мне пришлось взять на себя совсем непривычные для меня  функции продюсера. У меня даже был специальный пропуск в театр  Навои на период постановки этого  очень веселого, очень впечатляющего и полного неожиданных коллизий комического балета…

Творчество композитора затрагивало  и очень серьезные темы. Яркий тому пример –создание  очень волнующей поэмы-рапсодии  «Памяти матери»,  таких  этапных произведений, как кантаты  «Победа», «Алёр», «Мирзачуль»,  музыка к  художественным фильмам  «Фуркат» и «Знамя кузнеца».

 

Вспоминая Сулеймана Юдакова. Тухтасин Гафурбеков. Профессор консерватории

– С полным на то основанием могу сказать, что считаю Сулеймана Юдакова пиром узбекской музыки. Непосредственно с самим композитором я стал регулярно общаться с 1870 года, став членом Союза  композиторов Узбекистана, и особенно с 1971 года, будучи избранным членом  правления  нашей творческой организации... Юдаков до последних своих дней поддерживал здоровый тонус, чувство дружелюбия, благодаря поистине незаурядному юмористическому дару. С  его проявлениями я не раз  сталкивался в качестве свидетеля – тоже в самых нестандартных ситуациях и окружениях. Размышляя ныне о вкладе Сулеймана Юдакова в музыку Узбекистана, хочу еще и еще раз констатировать: вклад этот – в виде оригинальнейшего , прямо-таки озонирующего интонационного словаря  и  поливосточного начала – беспрецедентен! Считаю, что без Сулеймана Юдакова  узбекская музыка 20 века была бы существенно обеднена.

Мастер  передачи  драматизма  и  накала страстей,  внутренних  душевных  переживаний средствами  музыкальной  выразительности,  он пробовал себя в разных жанрах. В числе его самых лучших сочинений – «Хорезмское праздничное шествие», песни «Жон Узбекистон», «Дугоналар» и другие. Благодаря  усилиям Союза  композиторов  Узбекистана  и поклонников  его  музыки, в 2008 году  в квартире Юдакова   нам удалось создать  очень неплохой мемориальный  музей.  Представленная  здесь экспозиция демонстрирует в полной мере весь его большой творческий и жизненный путь. Успешную работу ведут в музее творческие клубы «Майсара» и «Данко», а также  семинар молодых поэтов, прозаиков при Союзе писателей Узбекистана.   

Живет музей, живет музыка, живет память о Сулеймане Юдакове!

 

 

БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

 

 










06.12.2024 / 11:02:37
Прикоснитесь к искусству: уникальная выставка ювелирных шедевров Шарифа Раупова!
 
01.12.2024 / 21:06:06
"ЗОЛОТЫЕ РУКИ" ГОНЧАРА-РЕМЕСЛЕННИКА ИЗ ГУРГАНДЖА
 


06.12.2024 / 10:55:33
Декабрь — время волшебства и зимнего настроения
 
30.11.2024 / 20:04:24
Опера "Царская невеста" в ГАБТе им. А.Навои. Высокая трагедия и праздник творчества
 


06.12.2024 / 10:45:50
Вечер фортепианной музыки в органном зале ГКУз
 
02.12.2024 / 21:42:15
УСПЕШНЫЙ ДЕБЮТ ХАБИБЫ ГАИБОВОЙ В КИТАЕ
 


03.12.2024 / 15:11:57
Узбекистан показал высочайший уровень в рамках премии британского издательства Hertfordshire Press в Шотландии
 
21.11.2024 / 10:08:57
О корифее нашей журналистики и его жизненном и творческом пути
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте