Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
01.12.2017 / 16:35:12
29 ноября в Международном Караван-Сарае культуры Икуо Хирояма открылась персональная выставка графика, карикатуриста, живописца Шавката Музаффара "Корабль спасения"Творчество Шавката Музаффара широко известно у нас в республике. Кроме того, художник возглавляет секцию графики Творческого объединения художников при Академии Художеств Узбекистана, он активно работает в Международном благотворительном фонде «Олтин Мерос».Многогранность творчества Шавката Музаффара заслуживает уважения.Художник в созданных произведениях соединяет древние легенды, восточные сказания с современным дизайном. В поисках сюжетов, обращаясь с реальными и мифическими персонажами прошлого, взятыми из сокровищницы мирового искусства , он стал проводником форм и сюжетов в отечественном искусстве,несомненно обогатив культуру Узбекистана.Достаточно взглянуть на картины «Ключ к счастью» с арабской каллиграфией, где ключ – один из древнейших символов в исламе для достижения счастья.Рядом соседствует картина с древнетюркским руническим письмом (орхоно-енисейская письменность), распространённым в 8-10 веках нашей эры в Центральной и Средней Азии. Увлечённость своими замыслами, идеями вполне естественное состояние для художника. Он словно летит на крыльях - отсюда взялось и подражание известной картине «Синяя птица». В свойственной ему манере художник пишет портрет Боборахима Машраба (1657-1711), классика узбекской литературы, поэта и мыслителя, дервиша суфийского ордена Накшбандиев, обогатившем узбекскую поэзию газелями,считающихся образцами любовной лирики.Как сказал в своём выступлении профессор, народный художник Узбекистана Леким Ибрагимов, «вдохновение зависит от нашего воспитания.Мировоззрение любого человека формируется в детском возрасте, потом идёт переосмысление. У Шавката Музаффара вдохновение – это его страна, его Отечество».Председатель ташкентского областного Международного благотворительного фонда «Олтин Мерос» Зарифа Эшмирзаева высоко оценила творчество художника. Она сказала в своём выступлении, что понимание творческого пути художника может дать огромное количество информации и о его живописи, и о нём самом. Вот уже несколько лет они вместе работают в благотворительном фонде, призванном оберегать то культурное наследие, которое досталось от наших отцов. Это наше золотое наследие. Но также «золотым наследием» являются и люди,продвигающие культуру в наши дни. Таким является и Шавкат Музаффар, вложивший много сил и труда в свои работы.Он в своих картинах связал несколько эпох – возможно художника сподвигла на этот замысел и работа в нашей организации «Олтин Мерос». Очень важно поддерживать талантливых людей, которые вносят огромный вклад в культуру страны, а потому она выражает благодарность и Академии художеств республики и дирекции галереи Караван-Сарая, обещая помощь и своей организации и лично свою. Известный переводчик и поэт Аъзам Абидов рассказал о совместной работе с Шавкатом Музаффаром над антологией «Язык птиц», посвящённой 570-летию со дня рождения Алишера Навои и вышедшей ранее антологии «Рыбы и змеи» и пожелал художнику творческой удачи во всех будущих проектах художника. Я обратилась к Шавкату Музаффару с просьбой рассказать о том,как он стал художником и кто из живописцев так или иначе оказал влияние на его творчество.И вот, что он сказал: -Первоначально на моё желание стать художником повлияла семья. Мой отец поэт Музаффар Тураб, однокурсник поэта А.Арипова, многие годы работал в республиканской прессе и на радио "Машъал" на ответственных постах. Дед у меня был джадидом. Он писал газели, в совершенстве знал арабский, персидский, русский языки. В 30-годы работал инспектором народного образования в Шахрисабзе.Любил музыку, у него была огромная коллекция старых пластинок начала 20 века. Неплохо рисовал и меня тоже учил рисовать с самого раннего детства. Читал мне сказки, рассказывал интересные истории. Водил по историческим местам Ташкента. Одним словом, приучил уважать и любить свои корни. Первая моя работа появилась в журнале “Гунча” в 1978 году. С 1992 года я начал заниматься книжной графикой. Оформлял книги Уткура Хашимова, Омона Мухтара, Бабура Бобомурада, Ахмаджона Мелибаева и других авторов, а также турецкого писателя Мурата Танера и американского фантаста Пола Бенджамина. С 1998 года начал участвовать в выставках Академии художеств. В детстве меня вдохновляли работы художников Ренессанса и великих русских художников. Из зарубежных художников очень люблю картины Пикассо. Он говорил, что испытывает ужас перед гармонией и хорошим вкусом, а потому нашёл новый способ выражения своих чувств: «Герника», “Девочка на шаре», «Авиньонские девицы” и других полотен, в которых абстрактная форма исполнения только усиливает восприятие. Толчком для работы над серией картин выставки «Корабль спасения» послужили картины Гафура Кадырова, Акмаля Нура и великие миниатюры Востока. Пользуюсь возможностью выразить на сайте Культура.Уз. благодарность Академии художеств , а также сотрудникам Международного Караван-Сарая культуры Икуо Хирояма за предоставленную возможность выставить мои картины, за оказание помощи в проведении выставки. Осталось добавить, что открытие выставки прошло при большом скоплении журналистов, фотографов,публики интересующихся современной живописью. Пожелаем прекрасному художнику и очень доброму человеку художнику Шавкату Музаффару новых творческих удач и в будущем.
Выставка работает до 10 декабря.
Раиса Крапаней
|
|