Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
07.11.2021 / 13:55:34

Отклик на учебное пособие "История театра. Узбекский театр периода независимости" М. Туляходжаевой


Учебно-практическое пособие по предмету «История узбекского театра» периода Независимости для вузов (Т., 2021) по своей структуре отвечает главному своему назначению – просвещение студентов европейских групп гуманитарных вузов страны по направлениям: искусствоведение, актёрское и режиссёрское искусство. Книга своевременная, отвечающая главному запросу времени: в указе президента РУз Шавката Мирзиёева «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта», - отмечает автор, - говорится, что «за годы независимости были созданы необходимые условия для возрождения богатого культурного наследия народа, всемерного развития имеющей многовековые истоки высокой духовности, национальной самобытности и народных традиций»[1].

В наше время часто приходится слышать в театральных кулуарах: «Это хорошо, но это вчерашний день». На эту реплику русский поэт Серебряного века Осип Мандельштам мог бы ответить: «А я говорю: «Вчерашний день ещё не родился!»

Пособие без идеологических шор, по существу, в теории и на практике рассматривает основные направления развития современного узбекского театра. Автор – доктор искусствоведения, профессор Мухаббат Туляходжаева, чётко определив «Предмет и задачи курса», напрямую связанные с современными творческими поисками театральных деятелей, ставит перед собой цель – дать студентам целостное представление о современном движении узбекского театра, особенностях его развития и расширить знания читателей в этом направлении. Учебное пособие снабжено библиографией к каждой главе и в конце – тестовыми заданиями с правильными ответами, а также местом для читательских заметок.

Часть первая «Узбекский театр нового времени» знакомит читателей, прежде всего, с ретроспективой театра в главе «Театр и время», исторической периодизацией векового пути узбекского театра европейского типа. В этом цикле автор рассматривает основные направления развития узбекского профессионального театра, начиная с первых десятилетий ХХ века, включая наряду с национальными формами интенсивный процесс освоения героико-романтической исторической темы на сцене театра по принципу «созвучия революции», а также европейской театральной культуры (в частности, «Шекспир на сцене театра»), формирование современного эпического и поэтического театра и другие вопросы метода и стиля, «жизнеподобия» или «условности» принципов сценической интерпретации. Особую ценность в этом тематическом цикле представляет тщательное раскрытие процесса взаимодействия традиций узбекского театра с достижениями мировой сцены; обращение к современности на сценах узбекистанских театров; беспристрастный анализ западноевропейской классики на сцене театра, включая античную трагедию; лучшие образцы театра пластики и танца Баходыра Юлдашева в 90-ые годы прошлого века с его особыми законами пластического повествования и другие основные направления развития узбекского театра нового времени.

Ведущие тенденции развития драматургии обогащают интервью с видными театральными деятелями: «В. Шапиро о перспективах Академического русского драматического театра Узбекистана»; «творческие портреты» смелого в  поисках новых идей и выразительных средств режиссёра Узбекского национального академического театра драмы, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Олимжона Салимова, для которого главный ключевой момент в современном театре заключается в понятии – сценическая  «интерптретация» драматических произведений; художественного руководителя столичного ТЮЗа, переквалифицированного в Молодёжный театр Узбекистана, легендарного Наби Абдурахманова, много лет  при всей различной палитре жанровых исканий, проповедовавшего систему К.С.  Станиславского; «Три кита» театрального художника, владеющего приёмами «динамической трансформации» Георгия Брима, работавшего со многими режиссёрами в разных театрах в подлинном сотворчестве с режиссурой; «Портрет сценографа Маши Сошиной», отдавшей много лет Государственному Драматическому театру, за плечами которой классический репертуар из более 40 спектаклей, где она является сценографом и  художником по костюмам: «Эдип» по Софоклу и Сенеки; «Медея» по Еврипиду и Сенеки, «Король Лир» и «Сон в летнюю ночь» В Шекспира, «Тайна китаянки» и «Раксу самоа» по мотивам поэмы А. Навои «Семь планет», «Натан мудрый» Г. Лессинга, «Саломея» О. Уайльда, «Кровавая свадьба» Г. Лорки. В исповедальном монологе профессиональный сценограф признаётся в её авантюрной жилке, что ей нравится всё необычное и она смело идёт всегда на творческий риск. Для неё главное – быть современным, возможность самореализоваться и максимально выразить то, что дано свыше.

В главе «Сценические версии драматических поэм А. Навои» автор подробно разбирает различные стилистические подходы обращения постсоветских театров к классике Востока и таким образом объективно прослеживает процесс поиска новых форм, жанрового многообразия постановочных решений, в частности, режиссёров Н. Абдурахманова, Б. Юлдашева, О. Хаджукилиева, которым присуща особая чуткость к богатейшим традициям национального театра, музыки, литературы, изобразительного искусства. Устами мастеров автор призывает молодых режиссёров и актёров попытаться по-новому осмыслить образ Навои в духе веления нашего времени.

Раздел «Актёрские судьбы» знакомит читателей на документально-биографическом материале с муками творческих поисков талантливого актёра-экспериментатора Сурхандарьинского театра и позднее Национального театра - М. Абдукундузова; «путём в неизведанное» загадочной личности, «неравнодушной в творчестве», народной артистки Узбекистана Зулейхи Байхановой; заслуженного артиста Узбекистана, народного артиста России Виктора Вержбицкого, никогда не похожего на самого себя, пребывающего в вечном поиске нового физического и психологического выражения характера героя. Эти страницы книги придают ей исповедальный характер и вполне оправдывают высокую авторскую обобщённую характеристику актёров как «властителей эпохи».

«Итоги театральных сезонов» - 2016 – 2018, а также широкая панорама театральных фестивалей «Дебют» - 2005 – 2018, острый критический анализ фестивальных спектаклей продиктован обеспокоенным вниманием автора к будущему национальной режиссуры, молодым режиссёрам, от которых зависит судьба нашего театрального искусства.

Вторая часть книги посвящена размышлениям выдающихся деятелей театра о сценическом искусстве, в их числе: «Б. Юлдашев о сохранении национальных традиций в театральном искусстве»; «Г. Мустафин о профессии режиссёра»; М. Равшанов и его театральные взгляды»; Л. Грязнова об актёрском мастерстве»; «В Умаров и его сценические опыты».  Знакомство с этими исповедальными страницами книги образуют невидимый мост, который призван соединить историю и современность театрального искусства в нашей стране.

Таким образом, учебное пособие в полной мере определяет ведущие тенденции развития драматургии, режиссёрского творчества; в нём даны анализы значительных спектаклей театров страны; освещается творческая деятельность ведущих мастеров театрального искусства; выявляются особенности их творческой деятельности, а также определяются поиски и решения современного театрального процесса, в частности, вопрос о создании актёрского ансамбля в спектакле и многие другие.

Автор в заключение своего большого самоотверженного исследовательского труда делает вывод, что полноценное развитие сценического искусства невозможно без движения театроведческой и критической мысли и что «плодотворное развитие театра заключено в преодолении узконациональных особенностей, в возможности активно скрещивать стили, даже театральные школы» (Тадаси Судзуки)[2].

И ещё немаловажный момент, автор на протяжении всего повествования подчёркивает духовно-преобразующую воспитательную роль театра, который призван «научить людей любить, уважать истинно человеческое» (М. Горький). Театр всегда стремился раскрыть вечные человеческие ценности не только в трагедиях Шекспира, Шиллера, Чехова, Навои, но и в произведениях относительно скромного масштаба. Их объединяла система К. С. Станиславского: «Единственная правда нужна – это правда актёрского чувства». 

При всех достоинствах учебного пособия, предназначенного для обучающейся молодёжи европейских групп гуманитарных вузов страны, книга, к сожалению, не избежала значительной редакторской и корректорской небрежности – «ложки дёгтя в бочке мёда». В ней много ошибок грамматических, стилистических, синтаксических, пунктуационных, а также встречаются повторы (на сс. 172, 155, 215).  Это затрудняет восприятие содержания книги и оказывает плохую службу в формировании грамотности у будущих театроведов. Но это можно исправить, ведь как сказал театральный режиссёр Г. Мустафин на страницах этой книги, цитируя К. Станиславского: «Мы дружной вереницей пройдём за Синей птицей»[3].

 

Гуарик Багдасарова



[1] История театра… С. 5

[2] Указ соч…. С. 289

[3] Указ соч. С. 238

 





Другие материалы рубрики

07.11.2021 / 13:51:30

О награждении Императорским орденом Первого заместителя председателя Олий Мажлис Сафоева С.С.

Правительство Японии опубликовало список иностранных лиц, награжденных императорским орденом осени 2021 года. В данный список вошел Первый заместитель Председателя Cената Олий Мажлис г-н Содык Солихович Сафоев, который награждается "Большим Кордоном Ордена Восходящего Солнца" Далее...

07.11.2021 / 13:49:11

USAID предоставило более 385 тысяч учебников для улучшения результатов обучения учащихся в Узбекистане

Агентство США по международному развитию (USAID) передало 385 тысяч учебников и руководств для учителей 208 общеобразовательным школам Наманганской и Сырдарьинской областей. Книги и руководства переданы в рамках пилотной программы, проводимой в партнерстве с Министерством народного образования Республики Узбекистан, для улучшения результатов обучения учащихся в стране Далее...

07.11.2021 / 13:46:56

Генеральная конференция ЮНЕСКО: исторические глобальные соглашения в области искусственного интеллекта и открытой науки должны быть достигнуты в ходе празднования ЮНЕСКО своей 75-й годовщины

Генеральная конференция ЮНЕСКО, которая состоится в Париже с 9 по 24 ноября, ознаменует собой 75-летие со дня основания Организации. Ожидается, что 193 государства-члена ЮНЕСКО примут ряд важных решений, в частности по вопросам культурного наследия, глобальной политики в области образования, этических аспектов технологий, и насущной необходимости большей открытости в отношении научных исследований Далее...

07.11.2021 / 13:37:36

В Ташкенте по случаю Дня Победы состоялся приём

На приеме присутствовали заместитель министра иностранных дел Узбекистана Эркин Хамраев, представители государственных структур и международных организаций, послы, деятели науки, культуры и искусства, местные азербайджанцы и журналисты Далее...

07.11.2021 / 13:34:03

ПАВЕЛ ВОЛЯ-один из самых дерзких резидентов Comedy Club на ТНТ-везет в Ташкент новую stand-up программу

Зрителей ждет вечер интеллектуального юмора, талантливых импровизаций и не выдуманных жизненных историй Далее...





15.11.2024 / 21:10:26
Московский педагог проводит мастер-классы для актеров Русского драмтеатра Узбекистана
 
15.11.2024 / 17:18:00
Одним из самых впечатляющих спектаклей , показанных на сцене ГАБТа им. А. Навои , стала опера Джузеппе Верди "Травиата" в постановке народного артиста Узбекистана Феруддина Сафарова
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


21.11.2024 / 10:08:57
О корифее нашей журналистики и его жизненном и творческом пути
 
12.11.2024 / 14:42:59
"За что дано такое сердце мне?" 85-летие народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 


20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 
18.11.2024 / 16:10:28
Культуре чтения-быть. В Русском культурном центре Узбекистана при содействии Центра русского языка и литературы при РКЦ Уз прошел ежегодный семинар "Новые технологии в преподавании русского языка и литературы".
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте