Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.10.2023 / 21:18:16
Путешествие в подземную страну чудес Ташкента. Или "Дайвинг в… метро"ТЕЛЕПОРТАЦИЯ - НАЗАД В 1970 — е. Чувствовать себя охраняемым сводами ташкентского метрополитена, находиться в коконе этих восхитительных станции, — это незабываемое впечатление! Сюрреалистическая какофония звуков и тишины, отчуждающая защищенность, и в то же время - замечательное путешествие самопознания, буквально на каждой остановке. Погрузившись в этот опыт, я почти неделю спотыкался, искажая время практически в каждом уголке этих удивительно оригинальных подземных дворцов. Мне открылся скрытый от взора подземный мир, отражающий щедрость характера: широкие арки, мраморные колонны и своды, похожие на архитектуру мечетей, дизайнерские люстры... Стили тут варьируются от классического до ретро-футуристического. Глубоко воодушевляющими были мои многочисленные смиренные контакты с узбеками в центре - в прямом и переносном смысле – бьющегося сердца солнечного города. И молодые, и мужчины среднего возраста - все они с радостью уступали мне место, выражая присущее им уважение. Коммуникация с этими добрыми, гуманными людьми, с юмором, улыбками, языком жестов, с попытками разговорной речи - происходила легко и беспроблемно; и от этого наше очевидное взаимное удовольствие от общения было невероятно особенным. Присоединившись к узбекам, к рабочим-мигрантам, к местным и приехавшим издалека студентам в их ежедневных поездках на работу и учебу, я читал надписи вагонов и платформ, ощущая пульс этого цветущего эволюционирующего организма. В часы пик я суетился вместе с ними, и был потрясен могучей энергетикой живого человеческого потока. И это было в таком контрасте с отливами в спокойные внепиковые часы, когда осязаемые и неосязаемые повествования древности доносились эхом из катакомб и пещерных сводов. История, культура, цельность, религия, величие – все было здесь вездесуще! Каждая станция имеет свои уникальные архитектурные особенности и декор: мрамор, гранит, стекло, смальта, художественная керамика – мозаика, резной алебастр, ганч… Поражает гармония совершенно разных по стилю станций, в которых выражается подлинная душа и характер этих людей: уважение к наследию и оптимизм на будущее. Композиции основаны на основополагающих принципах – традиционность, приверженность ко все еще в значительной степени нетронутым принципам, и долговечность: строительство для людей и для будущего, в сочетании с восточным смирением, где искусство и культура занимают почетное место. Ташкентскому метрополитену еще при его концептуализации, проектировании и строительстве, как ключевой артерии, вернее – бьющемуся сердцу под столицей Узбекистана – изначально было суждено стать стратегически важным сооружением региона. Вопросы сохранности и безопасности системы были на первом месте. Именно поэтому до 1 июня 2018 года в метро была запрещена фото и видеосъемка. Однако теперь это может себе позволить любой желающий. Ташкентское метро, построенное через 10+ лет после разрушительного землетрясения 1966 года – первая система подземного транспорта в Центральной Азии. Быстрый рост населения в столице стимулировал строительство высокоскоростной и утилитарной системы общественного транспорта. Первая линия метро открылась в 1977 году, что совпало с 60-летием СССР. Метро соединило самый густонаселенный Чиланзарский район с центром и с противоположной окраиной города. Многочисленные подземные переходы на главных городских перекрестках встроены в систему метро, что для того времени было новаторством в комплексном планировании городского транспорта. Подземные переходы безупречны, они хорошо освещены и безопасны для использования в любое время суток. Многие утверждают, что ташкентское метро — одно из самых красивых в мире, превосходя московское и конкурируя со столичными метрополитенами в других странах. На момент своего открытия то была третья сеть метрополитена на территории бывшего Советского Союза. Система ташкентского - то еще и великолепное наследие советской архитектуры. Многие станции украшены фресками, изображающими сцены, представляющие исторический интерес: от стены из синей и яично – желтой мозаичной плитки до керамических рельефов, вдохновленных поэзией Алишера Навои. В других залах мозаика представляет динамичную текстильную индустрию, типичную для Центральной Азии, отражая особенности выращивания и сбора хлопка в Узбекистане. Детали, детали и еще раз детали - свет, тень, форма, фактура, оттенки – все это сокровенные залы ташкентского метрополитена. Первоначально планировалось, что метро станет общегородским ядерным убежищем, и правительство Узбекистана классифицировало его как ключевой стратегический военный объект. Общедоступное и недорогое метро упоминалось в перечне наиболее тщательно охраняемых секретов региона. Именно это и стало причиной запрета его фотографирования на несколько десятилетий. Глубина тоннелей метро колеблется от 8 до 25 метров. Сверхпрочная конструкция первоначальных трех линий способна противостоять землетрясениям силой 9,0 баллов по шкале Рихтера. Немаловажно, что система кондиционирования метрополитена устойчиво защищает пассажиров как от летней жары, так и зимней стужи. Поездка здесь стоит всего 1400 сумов (12 центов, или 0, 12 доллара США), независимо от расстояния и количества ваших пересадок. Контроль за соблюдением тарифа осуществляется в только при входе, а после того, как пассажир уже оказался в метро, дальнейшая проверка билетов не производится. Оказавшись внутри, вы можете свободно путешествовать, совершая бессчётное количество пересадок внутри системы и покрывая любое количество станций. В 2022 году ташкентское метро перевезло 137 миллионов пассажиров, что соответствует среднесуточной перевозке примерно 375 000 пассажиров. Изначальная инфраструктура метро, в том числе причудливые ретро-эскалаторы, на протяжении десятилетий продолжают работать как часы. Качество, постоянная эксплуатация и достойное техническое обслуживание гарантируют это.
ПОСЛЕ 2020 ГОДА Строительство кольцевой линии было начато в октябре 2017 года. Проект предполагается реализовать в 5 этапов в сотрудничестве специалистов из России, Турции и Германии. После завершения он будет иметь длину 52,1 км., обслуживая 35 станций, преимущественно наземных. Единственное, что вызывает сожаление: невозможность избежать повсеместной рекламы: неоновые огни, вывески, рекламные щиты, аудиовизуальные дисплеи… совершенно неуместные в этой почти священной обстановке. Однако, новая карта ташкентского метрополитена лучше всего описывает эту Сокровищницу. ** Станция АЛИШЕР НАВОИ Считающийся основоположником узбекской литературы (15-й век), Навои оказал значительное влияние на архитектуру и искусство того времени. Бирюзовые изображения на стенах станции представляют собой изображения его повествований, а куполообразные потолки отражают исламскую архитектуру старинных мечетей и медресе. Построенная в стиле его эпохи, станция является непреходящим и живым свидетельством среднеазиатского, узбекского и мусульманского образа жизни, высокой культуры и ценностей.
Станция УЗБЕКИСТОН Свободное парение воспоминаний и эмоций этих изображениях лучше всего представляют Ташкентский метрополитен и Узбекистан в целом.
Станция МУСТАКИЛЛИК МАЙДОНИ Когда эта станция впервые открылась в 1977 году, она называлась «Ленин майдони», что означало «площадь Ленина», повторяя название большой площади неподалеку, открытой для посещения горожан. После распада СССР и площадь, и станция были переименованы в Мустакилик Майдони (площадь Независимости).
Станция «КОСМОНАВТЛАР» («Космонавты»). Одна из многих поразительных станций - «Космонавтлар», тема которой посвящена освоению космоса в СССР, была построена в 1984 году. Архитектурный дизайн и декор вдохновлены «небесным праздником», изображающим Млечный Путь с вкраплениями стеклянных звезд, сверкающих сквозь колоннады. По всей станции - синие керамические фрески с изображением фигур космической эры. Есть здесь и Улугбек, и легендарный Икар, и Юрий Гагарин, и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Возможно, станция не столь ностальгическая, как другие, оставшиеся от советской эпохи, однако она призвана объединить историю метрополитена, сочетая в себе различные стили советской и традиционной узбекской архитектуры, являясь современным и вневременным образцом.
Станция ПУШКИН Освещение в ташкентском метрополитене чрезвычайно интересное, смею сказать - потрясающее! На многих станциях оригинальные, сделанные под старину патриархальные светильники создают особую атмосферу и тишину. На первый взгляд непреднамеренно низкоуровневое освещение с теневыми искажениями и некой мистикой являет собой освежающий контраст с ярким резким неоновым освещением снаружи, столь типичным в наши дни.
Станции ГАФУР ГУЛОМ Станция названа в честь известного узбекского писателя Гафура Гуляма. Большая часть его работ была посвящена Великой Отечественной войне – военному конфликту между СССР с гитлеровской Германией в 1940-х годах.
Станция ЧИЛОНЗОР Узбекское, азиатское отражения любви к земле, к жизни на земле... в богатых образах и красках. Похоже, что конструкция колеса повозки нашла здесь неплохое применение в качестве осветительного прибора.
Станция УЗБЕКИСТОН Есть у вас идеи, что именно изображают эти светильники? Гроздья фруктов или спелые соцветия хлопчатника? На других станциях светильники – будто космические станции, вернее целая флотилия станций, парящих в космосе.
Барри Гревилл-Эйрс - практик международного развития, эколог, старший исследователь университета Квинслэнд, Брисбэйн, Австралия
Статья переведена на русский язык и подготовлена к выставлению проф. Динорой Азимовой
|
|