Теперь продукция Pepsi здесь выпускается в бутылках из материала, содержащего переработанный пластик. У большой группы узбекских журналистов и блогеров, приглашенных для знакомства с проектом, была возможность увидеть все это собственными глазами и оценить по достоинству. Главное, что каждая упаковка Pepsi 1,5л содержит двадцать процентов вторичного материала. То, что мы здесь узнали превзошло все наши ожидания. И вот как это было. Сначала две машины с журналистами и блогерами, приехав на завод, остановились у его довольно впечатляющего здания в Сергилийском районе Ташкента , потом мы были приглашены в производственный комплекс. Там мы сразу увидели , что такое настоящая чистота , порядок и высокая культура производства. Ведущие специалисты предприятия, беседуя с нами, рассказали о многом. И тут же нас обеспечили одноразовыми халатами, головными уборами и перчатками. Для нас была проведена специальная экскурсия по, можно сказать, образцовому производству легендарного напитка.
Теперь немного истории. Рецептура напитка была разработана в 1898 году фармацевтом Калебом Брэдхемом, который владел небольшой аптекой в Нью-Берне, штат Северная Каролина. Приготовив сироп с ванилью, орехами кола, сахаром и разбавив его с газированной водой, Брэдхем дал ему название Brad’s drink (Напиток Брэда). Продукт предназначался, как средство для улучшения пищеварения и повышения настроения. Вскоре Калеб изменил его название на Pepsi-Cola, ввиду содержания в нем пепсина (фермента для улучшения пищеварения) и орехов кола. В 1903 году Брэдхем зарегистрировал торговую марку Pepsi-Cola и стал продавать напиток аптекам и магазинам в Северной Каролине. К 1910-му году Pepsi продавалась уже в 24 штатах Америки. А уже в 1956 году Pepsi продается по всему миру и производится на 149 заводах в 61 стране.
Мне довелось быть на открытии первого небольшого комплекса по выпуску этого замечательного напитка у нас в Ташкенте , где-то в середине 80-х годов прошлого века, в качестве корреспондента «Последних известий» Республиканского радио и даже взять интервью у самого президента компании, очень впечатляющего человека Дональда Кендалла. Мы говорили о многом. Он сказал тогда , что у Pepsi-Cola здесь очень большое перспективы. И вот сейчас мы видим это воочию, находясь на первоклассном , суперсовременном заводе , возведенном в 2019 году.
Итак, в Узбекистане начали применять переработанный пищевой пластик для выпуска напитка Pepsi объемом 1,5 л. Содержание вторичного материала в таких бутылках сейчас достигает 20%. rPET – это пластик, полученный от переработки ранее использованных бутылок, он позволяет замещать первичный материал, вовлекать переработанную упаковку во вторичный цикл и сокращать количество пластиковых отходов. Внедрение в упаковку 20% rPET позволит сократить использование первичного, то есть нового, пластика примерно на 2500 тонн в 2023 году. Столько весят примерно 125 грузовиков по 20 тонн.
Заводы напитков, где запустили такое производство, принадлежат компании IBT (International Beverages Tashkent), партнеру-боттлеру международной компании PepsiCo. Широкое распространение использования rPET на различных рынках − часть стратегии PepsiCo в отношении обращения с упаковкой. Во всем мире компания и ее партнеры работают над тем, чтобы упаковка не становилась мусором.
Уже сейчас весь портфель напитков PepsiСo в Узбекистане представлен в бутылках из полностью перерабатываемого пластика. Это значит, что вся упаковка может быть использована для производства новых бутылок или других полезных предметов. Переработанный материал полностью соответствует требованиям к упаковке пищевой продукции с точки зрения качества и безопасности.
Дмитрий Юрьевич Луценко, начальник производства
- В чем выражаются положительные качества этого напитка?
- Он придает нашим потребителям чувство бодрости, хорошо утоляет жажду. Человек получает от него некое удовольствие. Мы не стоим на месте и постоянно развиваемся, внедряем новые продукты . Это чаи , энергетики. У нас часто бывают для обмена опытом специалисты из России. Белоруссии. Бывает также, что к нам приезжают зарубежные специалисты для изучения того, как мы здесь работаем.
- Опережаете Coca‑Cola ??
- Можно сказать, что идем на равных.
Окончательные выводы. Pepsi – первый продукт компании в Узбекистане, в упаковке которого начали использовать rPET. Для реализации проекта IBT провела масштабную подготовку. Инвестиции в производство локальных преформ, содержащих вторичный пластик, составили более 3 млн долларов. Гранулы переработанного пластика производит местный поставщик компании из Узбекистана.
В 2021 году PepsiCo приняла стратегию PepsiCo Positive (pep+) и начала глобальную трансформацию бизнеса и изменение всех процессов – от ответственной закупки сырья, более экологичного производства и продажи продукции до вовлечения потребителей и поощрения выбора более полезных для людей и планеты продуктов питания.
Сильвиу Попович, главный исполнительный директор PepsiCo Европа:
В PepsiCo мы верим, что упаковка никогда не должна становиться мусором. Любую упаковку можно переработать, а пластик – это один из самых удобных материалов, который можно многократно использовать. В 2021 году PepsiCo объявила о стратегической трансформации своего бизнеса PepsiCo Positive и поставила перед собой амбициозную цель – к 2040 году стать полностью углеродно-нейтральной компанией за счет различных мероприятий, в том числе сокращения использования первичного пластика.
Шухрат Эргашев, директор по стратегическому развитию IBT:
Мы давно готовились к внедрению rPET на нашем производстве в Узбекистане, и выпуск первого напитка в упаковке, содержащей переработанный материал, – это огромный повод для гордости. Это первый шаг к полному отказу в будущем от первичного пластика в упаковке для всех наших замечательных продуктов, и продвижение в сторону построения экономики замкнутого цикла для упаковки.
Сейчас напитки из 100% переработанного пластика уже представлены в 26 странах по всему миру.
Два завода Pepsi в Узбекистане производят напитки под всемирно известными марками – Pepsi, Rockstar, Mirinda, 7Up, Lipton, Adrenaline Rush и Mountain Dew. Предприятия применяют ресурсосберегающие практики – повторно используют воду для пастеризации напитков, используют систему накопления воды для экономии природных ресурсов. IBT неоднократно признан лучшим боттлером PepsiCo.
Компания PepsiCo радует потребителей вкусными продуктами более чем в 200 странах мира. В 2022 году объем продаж PepsiCo составил более 86 миллиардов долларов США благодаря сбалансированному портфолио, которое включает продукцию Lay’s, Doritos, Cheetos (снеки), Gatorade (спортивные и функциональные напитки), Pepsi, Mountain Dew (газированные и негазированные напитки), Quaker (зерновые продукты и каши) и SodaStream (аппараты для домашнего производства газированных напитков).
Компания выпускает широкий ассортимент вкусных продуктов питания и напитков многих легендарных брендов, ежегодные розничные продажи каждого из которых превышают миллиард долларов.
PepsiCo стремится быть мировым лидером по производству готовых к употреблению продуктов питания и напитков, руководствуясь принципом «Побеждать ответственно» и следуя стратегии PepsiCo Positive. PepsiCo Positive (pep+) – это стратегическая трансформация, которая сделает устойчивое развитие приоритетом во всех бизнес-процессах компании и привнесёт позитивные изменения в жизни людей и планеты.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz