Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
10.05.2024 / 11:52:48

ЛЮБИТЬ СВОЮ РОДИНУ И НАРОД…


В самый канун Дня Памяти и Почестей, в тревожном неспокойстве мира, в постоянном размышлении о месте каждого из нас и в сообществе собратьев, и в мировом разнообразии стран и народов – и на уровне сознания и подсознательно всё чаще приходят мысли о сложном и ёмком понятии. Оно как-то стёрлось из каждодневного осмысления, оттеснилось иными, как кажется, более заострёнными проблемами. Но важность и ценность этого понятия поистине бесценны. Имя этого понятия – Патриотизм. Любовь к Отечеству и искренняя преданность земле, народу и стране, в которой волею судеб довелось родиться и жить.

    Это понятие неизменно  жило в душах и сердцах людей всю продолжительную вереницу веков развития человечества и общества. Оно волновало сознание выдающихся личностей разных времён, тревожа ум и сердце, вовлекая в новые и новые осмысления, чувствования, познавания. Понятие это вновь и вновь задавало – и задаёт поныне! –   самые острые вопросы. И несмотря на кажущуюся ясность, оставляло и оставляет многие из этих вопросов без ответа…

    Меняющиеся структуры общественных строев, меняющиеся взаимоотношения в обществе, варьирующиеся оценки событий, фактов и изменений обильны, разнообразны – и вносят ощутимые трудности в их осмысление. Не потому ли за частоколом больших и малых, общих и частных, внешних и внутренних проблем контуры этого понятия, как это ни прискорбно, расплываются и размывают свои чёткие очертания. А актуальная сегодня доступность жизни и труда в разных странах мира, как кажется многим – продолжает это размывание контуров, обращая это глубинное и высокое понятие в не очень внятный и расплывчатый фантом.

     Не потому ли всё чаще и чаще – и вполне по существу! – возникают новые и новые призывы к воспитанию истинного патриотизма в новых поколениях? Не потому ли мучительно часто в душах возникает осознанная или подсознательная тревога, смутное ощущение нарастания зыбкостей и неясностей? И не только в осознании неимоверной важности истинного патриотизма. Но и – что ещё более горько! – в неком неустойчивом сомнении в том, насколько необходимо человеку это свойство сегодня вообще…

    Давайте попробуем в наших осмыслениях начать именно с начал, основ, устоев. Человек рождается в конкретной стране. Он рождается в семье, имеющей вполне конкретные и ясные национальные основы происхождения. Но он рождается сегодня и в многонациональной стране, в которой представители наций и народностей живут и в соблюдении законов и традиций страны в целом, и в сохранении традиций и начал своей семьи в ее гармоничных принципах. Рождающийся человек растет, развивается, осознаёт окружающий мир. И впитывает и особенности окружающей его природы, климата, - и особенности сосуществования с согражданами. Природа и особенности климатического «лица» каждой земли накладывает свои отпечатки на сознание человека, постигающего мир и своих собратьев в нём. И восприятие неповторимой, особой красоты природы родной земли живёт в каждом неповторимо и своеобразно. Лично для меня, рождённого на узбекистанской земле и с детских лет впитавшего особые свойства моей родной страны и народа – особое наслаждение вызывают и весенние цветущие сады в предгорьях Чимгана, и мудрая древняя красота великих памятников Самарканда, Бухары, Хивы. И своеобразная яркость каждого из времен года – с их переменчивостью, контрастами, нюансами. Но, пожалуй, главное, что запечатлевается в сознании с особой ясностью – это многовековая мудрость народа Узбекистана, хранящая в первозданности доброту, гостеприимство, теплоту духа.

     Осмыслим и то, что гладких, накатанных путей в развитии любой страны быть не может. Очень часто и помимо воли людей глобальные события вторгаются в привычность жизни и испытывают человеческие жизни и души на прочность. Так было в грозные сороковые, когда нашествие фашистских захватчиков принесло неисчислимые бедствия и лишения многим республикам тогдашней большой страны, вставшей на защиту отечества. Да, в силу географического расположения и – слава Богу! – физической невозможности тогдашних военных сил врага достигнуть территории Центральной Азии – прямая линия фронта нашей республики не достигла. Но на плечи народа Узбекистана и всей его земли легли задачи не менее тягостные, требующие полноты самоотдачи каждого из сограждан. Да, тысячи жителей Узбекистана отправились на фронт и героически сражались с врагом, приближая светлый приход Победы. Но ни в коей мере не меньшее значение имел и тот поистине великий факт, что в Узбекистан эвакуировались многие важные промышленные предприятия, заводы, фабрики. А еще один, наверное, один из самых важных аспектов этого грозного испытания заключался в том, что приняв тысячи эвакуированных людей, множество осиротевших детей – наша республика, по существу, спасла огромную часть генофонда большой страны, и это имело неоценимое значение для будущего.

    Говорю сейчас это вовсе не понаслышке. Мой дед, видный медик нашей республики , доктор медицины, профессор, член-корреспондент Академии Наук Моисей Ильич Слоним в эти грозные годы был назначен руководителем работ всех военных госпиталей, лечивших раненных воинов, доставлявшихся в Узбекистан со всех фронтов грозной войны.  Моя бабушка по материнской линии, Евгения Валериановна Рачинская, бывшая в тот период заместителем наркома просвещения, поистине героически выполняла возложенные на нее обязанности по приему эвакуированных детей, размещениям их  по семьям узбекистанцев или по открывавшейся целой сети детских домов. Именно здесь, в Узбекистане тех военных лет и возникло это поистине небывалое явление, когда осиротевшие дети самого разного национального происхождения со всей полнотой заботы и теплоты усыновлялись и удочерялись в семьях узбекистанцев. Впоследствии эти дети росли и взрослели как полноценные, любимые и окруженные родительской заботой сыновья и дочери семей, беззаветно давших им и кров, и родительскую любовь. И зачастую, взрослея, они брали фамилии тех, кто столь беззаветно даровал им любовь, заботу и теплоту.

    Был еще один из важнейших аспектов этого сурового испытания. В эвакуации в Узбекистане жили и творили многие творческие организации и учреждения. В полном составе здесь все это грозное время жила и трудилась Ленинградская консерватория в полном содружестве своих преподавателей.  Замечу, что позднее по неутомимой силе воле и устремленности выдающегося дирижера, композитора, общественного деятеля Мухтара Ашрафи многие из них остались работать в штате Ташкентской консерватории, сохраняя и множа великие традиции, неразрывно сливающиеся и с культурой Узбекистана. Плодотворно жили и работали в Ташкенте и Московский Театр имени Ленинского Комсомола, и знаменитый Киевский театр драмы имени Ивана Франко – со своими выдающимися деятелями искусств. Эвакуация позволила обрести относительный и желанный для того времени бытовой и творческий комфорт и многим выдающимся деятелям российской культуры – писателю Алексею Толстому, поэту Анне Ахматиовой, актерам Фаине Раневской, Софье Гиацинтовой, Ивану Берсеневу, выдающемуся певцу и педагогу Ивану Ершову… И здесь при всей остроте и непростоте событий им были предоставлены оптимальные условия для жизни и творчества в органичном сплетении с творческими деятелями нашей земли и народа.

     Как не вспомнить и непостижимые сегодня условия эвакуации людей, пострадавших от нашествия врага! Узбекистанцы охотно предоставляли эвакуированным свои квартиры – причем среди десятков подселенных в семьи наших сограждан были не только их родные и близкие, но и порой совершенно незнакомые им люди. Пространство жилых комнат тогдашнего одноэтажного Ташкента делилось бельевыми веревками, на которые вешались простыни. И в этих «квадратах» на самых простых элементах мебели размещались целые семьи. Именно так был «поделён» и наш родной дом, куда приехали и были размещены не только наши эвакуированные родственники, но и поначалу совершенно не знакомые моим родным люди. Которые после этого периода остались нашими теплыми и близкими друзьями…

     … Воспитание патриотизма. В самом этом понятии заключён острейший парадокс. Я убежден, что физически, да и психологически невозможно «директивно»  внушить новым поколениям «люби свою Родину». Думается, начинать стоит с иного. Наверное – и только так! – стоит с самого детства обращать внимание детей на красоту нашей земли, на мудрость традиций добрососедства и содружества. И от себя внушать им необходимость внимания к проблемам ближним, к стремлению помочь, урегулировать ситуации. Помогать постигнуть красоту и таинства традиций каждого народа, живущего на нашей земле и ценить их самобытность и своеобразие.

     Разумеется, в современных реалиях человек должен готовить себя и к возможности трудиться не только на своей родной земле, но и в разных странах, где его талант и творческие данные будут востребованы. Да, всё большее значение приобретает сейчас термин «гражданин мира». Но и в истинном смысле этого важного понятия, видимо, тоже следует разобраться. Стремление увидеть и понять особенности различных прекрасных стран мира закономерно. Вспомним, что в самые разные времена люди творчества, оставаясь детьми своей отчизны, активно жили и творили в различных зарубежных странах. Но… Но при этом нерушимым в них оставалось исконное начало преданной любви к родной земле. Оставаясь исконно русскими творцами – и Гоголь, и Тургенев, и Глинка, и Чайковский, и многие иные их выдающиеся собратья некие периоды своей жизни и жили, и создавали выдающиеся творения, находясь в это время в иных странах, чем их родная земля и народ. Но они были и сознательно, и не осознанно верны всему тому, что связывает их с их началами, корнями и истоками и стремились в определенный момент вернуться на родную землю, в родные пенаты – и вновь творить, уже на новом уровне.

    Как-то легковесно и пустовато  звучат сегодня устремления многих и многих к утопической мечте о том, что надо работать там, «где больше платят». На первый взгляд прямолинейная логичность этого устремления налицо. Но… Но, во-первых, стоит осмыслить тот неопровержимый факт, что ни в одной стране мира не платят «просто так» - везде надо активно и явственно проявить талант, индивидуальность мышления, практицизм, высокий профессионализм и компетентность, чтобы стать востребованным, признанным и получать за свой труд достойное вознаграждение.  Да,  мечтать о некой «золотой руке», из которой бог весть почему и для чего будут сыпаться вожделенные миллионы за, скажем так, «условные» данные – весьма наивно. Несомненно, что выдающиеся певцы, артисты, музыканты в силу своей одаренности активно заключают контракты на конкретное творчество в разных странах и успешно реализуют свои настоящие неоспоримые дарования, оставаясь предельно требовательными к себе и сохраняя устои и принципы своего родного происхождения и страны, которая их воспитала и взрастила.  Великие певцы Доминго, Каррерас и другие их собратья по воле почитающих их дарования импресарио заключают десятки контрактов для творчества на различных сценах мира и делают это со всей полнотой самоотдачи. Но свои основы и любовь к родной земле остается в сердцевине их творчества в течение всей их жизни. И великий дирижёр индийского происхождения Зубин Мета, и недавно ушедший из жизни выдающийся японский маэстро Сейджи Одзава умело и тонко преломляли вершины мировых культур сквозь неповторимость устоев своего происхождения и особенностей натур. А результаты их творчества и самоотдачи поражали невероятной глубиной и утонченностью. Вспомним и другое, близкое нам в особенной степени. Когда великие узбекские актеры Аброр Хидоятов, Сара Ишантураева, Алим Ходжаев, Шукур Бурханов воплощали многообразных героев Шекспира – происходило интереснецйшее переплетение национальных узбекских основ с образностью шекспировской драматургии. И рождался театр особой глубины и своеобразия, вызывавший горячий прием очарованных зрителей…

     Давайте вспомним и величайшие горькие парадоксы вынужденного разрыва с родной землей и народом. В период необратимых ломок всего строя жизни, в эпоху переворотов и Ф. И. Шаляпин, и С.В. Рахманинов, и А.И. Куприн вынужденно покинули родную Россию. Да, формально их великие дарования и мастерство приносили им и там, за рубежами и номинальное признание, и материальное благополучие. Но давайте же вспомним и о том, как терзались они разрывом с Родиной, какой надлом душ не иссякал в них до конца дней! И стоит сказать о том, что произведения такого уровня и масштаба, как рождались у них на родной земле – в период их зарубежного существования в полной мере ими не создавались. И Шаляпин, и Рахманинов по воле обстоятельств на родину так и не вернулись. Смертельно больной Куприн нашел в себе силы вернуться, но возможностей реализовать себя по возвращении на родную землю так и не нашлось. Вспомним и о том, как скитавшийся по миру А. Н. Вертинский, мучительно страдая от вынужденного разрыва с родной землей, добился возможности возвращения. И несмотря на многие возникшие ограничения (да, его жанр «не вписывался» в «требования» того времени!) – до самого своего конца непросто и в постоянных испытаниях продолжал свой путь, радуя своих почитателей своим самобытным искусством… Не стоит забывать и о том, как о любви к Родине и самоотверженной отдаче души ей и народу неоднократно говорил и великий Алишер Навои, лично до конца верный этому неоспоримому принципу жизни и творчества.  Вспомним и об этом и вновь крепко задумаемся.

  … А в сознании как кинокадры – мелькают факты сегодняшней жизни. Вот талантливый спортсмен сменил и страну обитания, и страну, которую он представляет своим мастерством. Давайте подумаем – а в истинном смысле этого понятия, возможно ли вообще органично поменять страну, от имени которой ты выступаешь? Как это совершить по существу всех невообразимых сложностей самой природы принадлежности к определенной стране? Отказаться от устоев, с которыми ты   неразрывно связан с детствам и мужания? Или же – напротив, не впитав НИКАКИХ основ, порхать как «перекати-поле» по миру, работая лишь на уровне механического ремесла, а не самоотдачи? Но ведь продюсеры и импресарио мира тоже – отнюдь не простаки, и не потерпят усреднённой имитации профессионализма, мелкого «трудоподобия», принципа, сформулированного легендарным героем Р.Я.Плятта в кинофильме «Весна» - «Где бы ни работать,  лишь бы – не работать!». Вот и мелькают по миру миллионы угасаний карьеры тех, кто в суете утерял и устои, и основы профессии – и затерялся в туманах неосуществленных помыслов. Да, встречаются и единичные случаи относительной гармонии и с миром, и с собственной душой отдельных некоторых талантливых личностей, которые в расцвете продолжили свою жизнь и творчество за рубежом и достигли формальных успехов и признаний. Но право же, и их жизнь не предстала в этих случаях гладким укатанным шоссе, выложенным цветами и аплодисментами и судьбой, свободной от компромиссов…

    Воистину – если в устоях семьи живы эти понятия и если они органично внушены и сознанию детей – они будут восприняты и представителями подрастающего поколения. Позволю себе ещё раз остановиться и на всё более распространенных ныне репликах о том, что «государство нам что-то не додало». И вновь обратясь и к истории, и к личностям, вспомним со всей наболевшей остротой о том, что во все времена в душах порядочных граждан любой страны жило понятие «служение Отечеству». Именно на этой устремленности воспитывались поколения Пушкина, Чайковского, Чехова. Именно так жили и живут многие выдающиеся деятели нашей страны, даря свои достижения в разных отраслях своей стране и ее людям. Именно это стремление органично жило и живет  в душах многих и многих людей, которые и выбирая профессию, и детально изучив все профессиональные основы своей будущей деятельности – думают о том, как бы продуктивнее послужить на благо Родине, как своими открытиями в науке или творчестве привнести в жизнь нечто свое, неповторимое, выводящее и общий процесс, и личные достижения на некий новый уровень. Вот почему, оппонируя расхожим фразам о том, что государство что-то там еще «должно», стоит в упор задать вопрос: «А что лично ты сам сделал для своего народа и своей страны?». В большинстве случаев каждому из подобных «требователей» возразить будет практически нечем…

    Зададимся непростым трудом ответить на вопрос – воспитывает ли чувство патриотизма театральное искусство?  Начнем с того, что великая и мощная культура театра наглядно демонстрирует культурный расцвет любой нации, которая имеет Театр истинного масштаба профессионализма и художественной целостности. А во всем мире оперное и балетное искусство как жанры театра особой синтетической формы – справедливо считаются символом высшего культурного расцвета любой нации. И вполне закономерно гордиться своей отчизной, которая имеет в богатейшей палитре искусств и отраслей культуры театр оперы и балета. Вне сомнения, особую роль в искусстве театра имеют спектакли, посвященные раскрытию образов великих исторических личностей, сыгравших особую роль в многовековой истории нации и народа. Однако лучшие примеры мировой театральной драматургии учат нас тому, что чем сложнее образ такого героя, раскрытый театральными средствами – тем выше степень его воздействия на зрительскую аудиторию. Нам известны величайшие примеры раскрытия на сцене или киноэкране образов Алишера Навои , Мирзо Улугбека и других великих героев этого масштаба. Но подчас поистине обидно, когда в очередной попытке обращения к подобным образом на сцене иной раз вместо живого героя со всем комплексом движений души, поисков выхода из непростых ситуаций мы видим на сцене некую ходячую «статую», вещающую цитаты из произведений великого поэта. Такое толкование проходит мимо невероятной сложности личностей героев этого великого общечеловеческого уровня. И поистине ждут своего полноценного раскрытия на современном уровне осмысления и восприятия многие великие личности, в свое время заложившие прочные основы исторического развития нашей земли и ее народа…

   … Итак, в чем же желанный ответ? Скорее всего, в том, что истинный патриотизм – это не маршеобразный лозунг, а необходимый жизненный принцип, не только общественный, но и глубоко личный. Родившись на земле и среди народа, в единении с которым ты сформировался и вырос, надо искренне и горячо ценить и любить и  свою родную землю, и людей, на ней живущих, ценить устои и традиции, уметь оценивать естественные трудности и проблемы, возникающие на пути формирования твоей родной земли. И, стараясь осмыслить их суть – всеми силами стремиться помочь их преодолеть. Один мудрейший человек произнес глубочайшую мысль – «хочешь изменить к лучшему жизнь и общество – начинай с самого себя!». Это весьма непросто, но, право же, это – единственный путь к действенным позитивным изменениям в жизни и обществе нашей благодатной земли и ее народа. Важно и необходимо оценить во всей полноте самобытность наций и народов, проживающих рядом с тобой, глубоко уважать их устои и принципы и ценить в полнейшей мере несказанное богатство нашей земли – единение и содружество нашего многонационального народа под мирным небом. В этом – мудрость высшего руководства нашей страны, в этом – прочная основа дальнейших путей к совершенствованию жизни нашей страны, нашего народа.  И –   каждого из нас…

 

Андрей СЛОНИМ,

Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан,

Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, поэт, публицист





Другие материалы рубрики

10.05.2024 / 10:50:08

День Матери: Ода Бесконечной Любви и Жертвенности

Этот номер журнала вышел буквально за 2 дня до одного из самых трогательных и нежных праздников – Дня Матери (Mother's Day). Мы старались успеть к этому Дню, чтобы вовремя поздравить всех, кого называют таким родным и таким важным в жизни каждого на земле ласковым словом – МАМА. В этот День мы поздравляем не только своих собственных, но и всех матерей в мире, чья роль никогда не должна быть недооценённой. Далее...

09.05.2024 / 18:18:15

В Узбекистане отмечают 79-ю годовщину победы во Второй мировой войне. Вечная благодарность героям

Героизм предков, проявленный во время Второй мировой войны, никогда не должен быть забыт. Именно поэтому в Узбекистане, как и во многих странах СНГ, 9 мая празднуется День Победы, День Памяти и Почестей. Далее...

09.05.2024 / 11:02:38

Принят Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по совершенствованию регулирования организации и проведения лотерей и игр, основанных на риске"

В соответствии с Указом, с 1 января 2025 года вводится порядок осуществления деятельности в Республике Узбекистан по организации игр, основанных на риске, во всемирной информационной сети Интернет и букмекерской деятельности на основании лицензий. Далее...

09.05.2024 / 10:57:05

Активисты "Корзинки" собрали более 600 кг мусора на склонах гор Чимгана

По завершении акции был организован розыгрыш ценных призов среди участников. "Корзинка", крупнейшая розничная сеть в Узбекистане, организовала эко-акцию в Бостанлыкском районе. Активисты компании собрали более 600 кг мусора на склонах Чимгана, продемонстрировав глубокую преданность принципам экологической ответственности и заботе о природе. Далее...

09.05.2024 / 10:50:49

"ШОС – пространство передовых идей и молодежных инициатив" в Ташкенте прошла XIII региональная Модель ШОС

Молодежь является генераторам креативных идей и инноваций. Международное сообщество признает важную роль компетентных, предприимчивых, обладающих актуальными знаниями и навыками молодых людей в развитии любой страны. Далее...





22.05.2024 / 10:32:44
МУЗЕЙ. ТЕАТР. ХУДОЖНИК.
 
21.05.2024 / 20:09:55
В залах Галереи изобразительного искусства Узбекистана начала свою работу фотовыставка "Худойберган Деванов и его эпоха".
 


21.05.2024 / 19:25:01
23 мая на сцене Международного дворца форумов "Узбекистан" состоится благотворительный концерт Национального филармонического оркестра России под руководством народного артиста СССР, Артиста мира ЮНЕСКО Владимира Спивакова.
 
21.05.2024 / 15:57:22
Бенефис народной артистки Узбекистана Зинаиды Соловей: полвека на сцене ГТМК (оперетты) Узбекистана
 


21.05.2024 / 16:00:30
Состоялись переговоры с ООН по Туризму по реализации инициатив Узбекистана в сфере туризма
 
02.05.2024 / 16:35:40
Фестиваль "Бойсун Бахори" ("Байсунская весна") Узбекистан
 


08.05.2024 / 10:43:49
Я горжусь своим дедом
 
14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте