Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.06.2024 / 09:58:46
Историко–культурная конференция "Миссия Памяти. Ленинградское Спасибо" проходила в Ташкенте 28 и 29 мая в Государственной консерватории Узбекистан. И это стало заметным событием в культурной и общественной жизни столицыМиссия доброй воли, символизирующая эту впечатляющую акцию – очень важна и весьма актуальна. Она во всей полноте возвеличивает истинный смысл великих исторических событий в жизни и большой страны, и Узбекистана в грозные годы битвы с фашистскими захватчиками. Международная конференция с участием гостей из Санкт-Петербурга и Москвы, посвященная подвигу узбекистанцев, спасших во время войны тысячи эвакуированных, принявших в свои семьи огромное количество детей – заново раскрыла великий смысл тех событий, живущих в нашей памяти. В те дни на плечи народа Узбекистана легли задачи не менее важные , требующие полной самоотдачи всех граждан. Вступительным словом конференцию открыла руководитель проекта «Миссия Памяти. Ленинградское Спасибо» и организации «Центр-Петербург Форум» Юлия Привалова, которая сказала о его важном значении и необходимости продолжения по всем направлениям. Успешной и плодотворной работы конференции пожелал координатор культурных, гуманитарных и молодежных программ представительства Россотрудничества в Узбекистане Ростислав Войцеховский. Выступивший затем вице-губернатор Санкт-Петербурга Олег Эргашев огласил приветственное слово губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова. В нем, в частности, говорится: - Петербург помнит и ценит помощь, оказанную Узбекистаном в нелегкие времена. Дружеские связи между нашими государствами и городами , основанные на взаимном уважении , доверии и общих ценностях, остаются нерушимыми. Сегодня наша задача как потомков великих героев, подаривших всему человечеству возможность мирной жизни сохранить память о людях, протянувших руку помощи блокадному Ленинграду. Желаю всем здоровья , благополучия и успехов во всех начинаниях. В течении двух дней на конференции выступили с докладами и лекциями по разным вопросам эвакуации , жизни города на Неве в период гитлеровского нашествия , ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ташкента. И это было названо управленческим подвигом. Об этом, тех тяжелых днях в Ленинграде и с какой сердечностью и теплотой были встречены в Ташкенте рассказывали в своих выступлениях ветераны эвакуации в Ташкент . Вниманию собравшихся в Органном зале консерватории был представлен документальный фильм «Большое сердце Ташкента», снятый на ташкентской студии «Фаввора-фильм», посвященный этой теме. С большим интересом было принято участниками конференции выступление известного российского пианиста, заслуженного деятеля искусств России , воспитанника Ташкентской консерватории Виктора Ивановича Рябчикова. Интервью для сайта Культура Узбекистана ЮЛИЯ ПРИВАЛОВА, руководитель организации «Центр- Петербург Форум», член общественного совета при Комитете по общественным связям мэрии Санкт-Петербурга - Юлия Анатольевна, рад вас приветствовать в Ташкенте. Программа этой конференции так интересна и разнообразна, хотелось бы узнать о ней побольше. Расскажите пожалуйста об этом проекте. - Нас так тепло здесь принимат, большое спасибо за это. Наш проект воплощается в жизнь при поддержке президентского Фонда культурных инициатив и Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Мы начали работу в 2020 году, во время пандемии. Мы провели тогда видеоконференцию с регионами России и Стран Ближнего Зарубежья, бывшими республиками СССР. Это были крупнейшие регионы, которые принимали огромное количество эвакуированных и беженцев в период войны.И главная задача нашего проекта выразить нашу большую благодарность всем регионам и странам, которые приняли ленингрдцев, протянули руку помощи, дали им возможность жить и работать. Но вместе с тем, благодаря эвакуированным ленинградцам эти места, регионы получили мощную поддержку в деле социального и культурного развития. Главная идея нашего проекта сохранить как можно дольше благодарную память о том времени, о беспрецидентном подвиге советского народа в те тяжелые времена, потому что организация эвакуации в тот период была чрезвычайно сложна, как вы понимаете. Благодаря этому во многом определился дальнейший исход Великой Отечественной войны. Открываются все новые и новые многочисленные архивы и мы узнаем все это. Победа в войне это подвиг всего советского народа . И мы хотим донести это до всех и каждого, а также высказать слова благодарности всем людям, которые спасали эвакуированных ленинградцев. По большому счету это рассчитано на сегодняшнюю молодежную аудиторию и у вас и у нас. Речь идет о сохранении памяти о тех днях. Это мы можем и должны сделать. - Я вижу , как хорошо у вас и членов вашей команды, это хорошо получается. Как у нас здесь говорят, не уставайте. - И вам спасибо большое. АНДРЕЙ СЛОНИМ, ведущий режиссер ГАБТа им. А.Навои Проект «Миссия Памяти. Ленинградское Спасибо» очень и очень важен для всех нас. В нашем крае нашли спасение более полутора миллионов эвакуированных и беженцев, среди которых было немало ленинградцев. Это стало для них спасением во всех отношениях. Тысячи жителей Узбекистана отправились на фронт и героически сражались с врагом, приближая светлый приход Победы. Не меньшее значение имел и тот поистине великий факт, что в Узбекистан были эвакуированы многие важные промышленные предприятия, заводы, фабрики страны. А еще один, наверное, один из самых важных аспектов этого грозного испытания заключался в том, что приняв тысячи эвакуированных людей, множество осиротевших детей – наша республика, по существу, спасла огромную часть генофонда большой страны, и это имело неоценимое значение для будущего. Говорю сейчас это вовсе не понаслышке. Мой дед, видный медик нашей республики , доктор медицины, профессор, член-корреспондент Академии Наук Моисей Ильич Слоним в эти грозные годы был назначен руководителем работ всех военных госпиталей, лечивших раненных воинов, доставлявшихся в Узбекистан со всех фронтов грозной войны. Моя бабушка по материнской линии, Евгения Валериановна Рачинская, бывшая в тот период заместителем наркома просвещения, поистине героически выполняла возложенные на нее обязанности по приему эвакуированных детей, размещениям их по семьям узбекистанцев или по открывавшейся целой сети детских домов. Именно здесь, в Узбекистане тех военных лет и возникло это поистине небывалое явление, когда осиротевшие дети самого разного национального происхождения со всей полнотой заботы и теплоты усыновлялись и удочерялись в семьях узбекистанцев. Впоследствии эти дети росли и взрослели как полноценные, любимые и окруженные родительской заботой сыновья и дочери семей, беззаветно давших им и кров, и родительскую любовь. И зачастую, взрослея, они брали фамилии тех, кто столь беззаветно даровал им любовь, заботу и теплоту. Был еще один из важнейших аспектов этого сурового испытания. В эвакуации в Узбекистане жили и творили многие творческие организации и учреждения. В полном составе здесь все это грозное время жила и трудилась Ленинградская консерватория в полном содружестве своих преподавателей. Замечу, что позднее по неутомимой силе воле и устремленности выдающегося дирижера, композитора, общественного деятеля Мухтара Ашрафи многие из них остались работать в Ташкентской консерватории, сохраняя и приумножая великие традиции, в связи с культурой Узбекистана. Плодотворно жили и работали в Ташкенте и Московский Театр имени Ленинского Комсомола, и знаменитый Киевский театр драмы имени Ивана Франко – со своими выдающимися деятелями искусств. Эвакуация позволила обрести относительный и желанный для того времени бытовой и творческий комфорт и многим выдающимся деятелям российской культуры – писателю Алексею Толстому, поэту Анне Ахматиовой, актерам Фаине Раневской, Софье Гиацинтовой, Ивану Берсеневу, выдающемуся певцу и педагогу Ивану Ершову… И здесь при всей остроте и непростоте событий им были предоставлены оптимальные условия для жизни и творчества в органичном сплетении с творческими деятелями нашей земли и народа. Как не вспомнить и непостижимые сегодня условия эвакуации людей, пострадавших от нашествия врага! Узбекистанцы охотно предоставляли эвакуированным свои дома и квартиры – причем среди десятков подселенных в семьи наших сограждан были не только их родные и близкие, но и порой совершенно незнакомые им люди. Пространство жилых комнат тогдашнего одноэтажного Ташкента делилось бельевыми веревками, на которые вешались простыни. И в этих «квадратах» на самых простых элементах мебели размещались целые семьи. Именно так был «поделён» и наш родной дом, куда приехали и были размещены не только наши эвакуированные родственники, но и поначалу совершенно не знакомые моим родным люди. Которые после этого периода остались нашими теплыми и близкими друзьями… По рассказам моих родителей почти физически ощущаю особую атмосферу нашего дома в суровые годы войны. Общеизвестно, что каждую семью в нашей стране грозное событие застигло врасплох. И, осознав всю серьезность и трагическую непредсказуемость ситуации, дед принял решение, непростое, но весьма характерное для многих ташкентских семей того времени. Когда началась эвакуация – наша семья приняла в стены дома десятка полтора семей не только самых близких родственников из Москвы и других городов – но и друзей и знакомых самого широкого круга. Чуть позднее, когда эвакуация в Ташкент приняла общий, массовый характер – наш дом приютил и некоторых артистов приехавшего театра Ленком, а чуть позднее – ведущих артистов киевского театра имени Ивана Франко – Наталью Ужвий и ее супруга Евгения Пономаренко. Среди этих знакомых и менее знакомых людей, как выяснилось, находили тепло и относительную гармонию и лица, как бы непосредственно в круг наших родных и знакомых не входивших. И многие люди, занесенные вихрем эвакуации в наш дом, впоследствии сохраняли с нашей семьей самые теплые отношения и дружбу. Невозможно не вспомнить и о другом. В доме деда и нашей семьи в те времена перебывали, практически, все известнейшие личности, оказавшиеся в ташкентской эвакуации – и выдающийся писатель Алексей Толстой, и великая Фаина Раневская, и незабвенный Соломон Михоэлс, и актеры теара Ленинского комсомола,и целая группа певцов и музыкантов Лениградской консерватории, и многие, многие… Стоит ли говорить о том, насколько сложен был уклад жизни в эти суровейшие годы? Напряженная работа, глубочайшие проблемы со снабжением продовольствием, осознание трагичнейшей угрозы, нависшей не только над страной, но и над жизнью каждого, скажем прямо – тягостная неопределённость будущих событий, тяжелейшие бытовые условия – всё это накладывало горестный отпечаток на происходящее. Но… люди оставались людьми, они жили, творили и даже пытались мечтать, они страстно верили в добрый исход, и всеми фибрами души старались его приблизить. Именно в этот период достаточно большая часть педагогов Ленинградской консерватории решилась навсегда связать свою жизнь с Узбекистаном – и их жизнь и творчество на нашей земле сложились и дали удивительные, плодотворнейшие результаты. Поистине удивительно и другое – в самые неопределенные по ситуации годы войны все эти люди вместе с ташкентцами жили надеждами на самый светлый исход всех бедствий. В моем архиве хранится поистине уникальный документ 1943 года. Это – программка концерта, извещающая о том, что в некий день ноября этого года в здании ташкентского Дворца культуры швейников состоится вечер романсов П.И.Чайковского в исполнении лучших ташкентских и ленинградских певцов -камерного ансамбля под руководством профессора из Ленинграда Адольфа Меровича. Полным ходом работали и театры – и оперный, и драматические. В знаменитом здании «Колизей» (тогда называвшемся театр имени Свердлова) шли оперные спектакли – и мои родные часто вспоминали среди них почти уникальную «Аиду» в году примерно 1942-м, глубокой зимой. Когда в неотапливаемом зале на морозной сцене (температура там почти равнялась температуре на улице!) наши выдающиеся певцы в полагающихся экзотических лёгких нарядах пели и играли свои арии и сцены. А потом за кулисами, закутанные в шубы, они отогревались даже не чаем, а простой горячей водой. Работали все театры – и спектакли посещались большим количеством зрителей! Регулярно проводились замечательные концерты с участием лучших мастеров, в последние годы войны возобновилось строительство прекрасного нового здания театра оперы и балета по проекту А.В.Щусева. И ни на миг, ни на секунды не прекращался иной процесс – ни с чем не сравнимого человеческого общения и поддержки. По словам многих и многих, кто пережил тогда в Ташкенте эти дни – именно теплота этих общений, эта вера и надежда и спасли от недоброго исхода многие жизни и души. Так в суровейшие годы проявились небывалые свойства духа узбекистанцев. Они героически сражались на фронтах войны – но они же осуществили небывалый подвиг не меньшей силы, чем воинский героизм. Воистину – именно доброта и свет нашей благодатной земли и ее народа волею судеб и невероятной устремленности к истинному добру сохранили жизни многих будущих поколений большой страны… Хотелось бы сказать большое спасибо нашим друзьям из Санкт-Петербурга за этот замечательный проект . Нельзя забывать о тех героических днях войны. Не могу не сказать и о нашем замечательном госте – известном российском пианисте Викторе Ивановиче Рябчикове. Вместе с моей супругой мы знаем его с уже отдаленных семидесятых, когда он был одним из самых талантливых студентов Ташкентской консерватории. Он был и концертмейстером оперной студии, когда я ставил и выпускал со студентами вокального факультета спектакли «Травиата», «Севильский цирюльник» - и очень помогал творчески в подготовке партий и в проведении репетиций по постановкам этих спектаклей. Виктор Рябчиков закончил нашу консерваторию, усовершенствовался в Московской консерватории и стал прекрасным пианистом международного уровня, гастролируюшим во многих странах мира. Страстней пропагандист русской музыки, он записал много сольных дисков как с известными, так и практически извлечёнными им из забвения произведениями. Организатор многих фестивалей, член жюри международных конкурсов, инициатор нотных изданий творений многих незаслуженно забытых композиторов – он пользуется заслуженным успехом во многих странах и является желанным гостем во многих творческих проектах международного уровня. Встречаясь с ним в Москве, Санкт-Петербурге в соучастии во многих фестивалях, мы надеялись, что творческий приезд его на родную землю и выступление в Ташкенте обязательно состоится. И вот – в рамках сегодняшней акции оно совершилось и принесло всем большую радость от соприкосновения с настоящим самобытным пианистическим мастерством! В исполнении программы он был утончён и изыскан в красках и штрихах и получил горячий прием у нашей общественности. А предложение его моего соучастия в вечере и в качестве выступления в непростом и нечастом ныне жанре мелодекламации – показалось мне весьма интересным. В кратчайший срок согласовав и срепетировав в ансамбле с ним музыкальную драматургию прекрасных произведений В. Ребикова и А.Аренского – мы, пожалуй, впервые за много лет представили ташкентцам интересный и почти забытый сегодня жанр мелодекламации «Серебряного века». И я очень рад, что мне удалось в этом непростом жанре и в сложном ансамбле с ним найти и необходимые краски и штрихи, и драматургические ходы в новом для меня жанре мелодекламации. Так и в приезде замечательного музыканта в родную республику, и в соединении его творчества с моим соучастием в нём ещё раз проявился великий смысл творчества, соединяющего народы и страны во имя истинного добра… И вновь в единую цепочку соединились сегодняшние события с героизмом нашего народа, в самое суровое время жестокой войны вершившего дела Добра и Человечности с верой, надеждой и любовью во имя приближения великой Победы. Миссия памяти – торжественная передача «Блокадной ласточки» – продолжается. Сейчас она летит из города в город, из одной страны в другую. Хочется пожелать, чтобы она не знала границ на всем пространстве бывшего Союза.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|