В Ташкенте 19 июня состоялся первый политический региональный диалог высокого уровня под лозунгом “Построение будущего с чистым воздухом в Центральной Азии”.
Цель мероприятия — скоординировать действия стран региона и обменяться опытом по предотвращению загрязнения воздуха. В нем участвовали международные эксперты и высокопоставленные представители правительств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана.
Организаторы диалога Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Узбекистана, Всемирный банк и Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Жусипбек Казбеков, заместитель министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, в приветственной речи сказал, что качество атмосферного воздуха — ключевой фактор для здоровья наших граждан и устойчивого развития стран. По данным ООН, ежегодно от последствий загрязнения атмосферного воздуха преждевременно умирают более 7 млн человек. Если немедленно не принять эффективных мер, то к 2050 году смертность от загрязнения атмосферного воздуха может возрасти на 50-100%. В странах Центральной Азии проблема усугубляется в условиях изменения климата, кризиса бассейна Аральского моря и учащения случаев песчаных бурь.
— Согласно докладу о качестве воздуха в мире за 2023 год, в котором были измерены загрязнения в более чем 130 странах, качество воздуха в городах Центральной Азии — одно из худших в мире, — отметил Жусипбек Казбеков, — поэтому необходимы скоординированные действия и обмен опытом в этой области, поскольку проблемы окружающей среды не имеют границ.
По словам замминистра экологии, на сегодняшний день в Узбекистане предпринимаются различные меры для сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и борьбы с загрязнением окружающей среды. Например, модернизируется промышленность, внедряются более чистые технологии и оборудование в производство, улучшается система общественного транспорта, внедряются стандарты качества топлива, что способствует снижению выбросов загрязняющих веществ, развитию возобновляемых источников энергии и стимулированию энергоэффективности.
Василь Златев, эксперт по качеству воздуха Всемирного банка, сказал, что есть сотни различных загрязнителей, которые негативно влияют на здоровье человека. Необходимо изучать источники этих загрязнителей и разрабатывать стратегии и национальные планы по контролю качества воздуха. После всей аналитическо-технической работы надо эти стратегии реализовывать. Для этого нужны ресурсы, время, межсекторальная консолидация. Затем необходимо проведение постоянной оценки мер, работают ли они, помогают ли улучшить качество воздуха, или они неэффективны. Потом нужен дополнительный анализ и обновление стратегии.
Сильви Мотар, заместитель директора Европейского офиса Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в видеообращении отметила, что загрязнение воздуха, вызванное сжиганием ископаемого топлива, отоплением жилых домов, производством электроэнергии и транспортом, создает серьезные проблемы во многих городах Центральной Азии, особенно во время отопительного сезона зимой. Необходимо срочно перейти к низкоуглеродным системам и решениям экологически чистой энергетики, в сочетании с повышением энергоэффективности системы отопления, городским планированием, планированием мобильности.
— Трансграничное сотрудничество в борьбе с загрязнением воздуха имеет решающее значение, — сказала Сильви Мотар. — Поскольку загрязнители перемещаются на большие расстояния. За последние несколько лет внимание к проблемам качества воздуха в Центральной Азии значительно возросло. Правительство Узбекистана недавно объявило о плане мер по улучшению качества воздуха в Ташкенте. ЮНЕП будет сотрудничать с Министерством экологии для проведения дополнительных оценок качества воздуха в отдельных городах, стремясь к более эффективной политике чистого воздуха на городском уровне.
Данара Алимбаева, генеральный директор РГП “Казгидромет“, глава делегации Республики Казахстан, рассказала, что национальная гидрометеорологическая служба Казахстана — один из ведущих институтов, отвечающих за мониторинг и оценку окружающей среды в Казахстане.
— Наша организация ежедневно предоставляет результаты мониторинга качества воздуха населению, госорганам в области охраны окружающей среды и Минздраву, — сказала Данара Алимбаева. — Мониторинг ведется на 170 стационарных автоматических постах, в 64 населенных пунктах наблюдение проводится с помощью передвижной лаборатории. Замеры ведутся только в селитебной зоне, по 6 основным загрязняющим веществам. Дополнительные измерения ведутся в зависимости от специфики каждого региона и от источников выбросов в населенном пункте.
Выступавшая добавила, что в планах “Казгидромета“ дополнительно приобрести еще 60 автоматических станций по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха, которые будут располагаться на приграничных территориях. Кроме того, “Казгидрометом“ была разработана интерактивная карта в онлайн-режиме для информирования населения о качестве атмосферного воздуха, информация на карте обновляется ежечасно. Выпускается прогноз неблагоприятных метеорологических условий для городов Казахстана, в частности прогноз ультрафиолетового индекса с мая по октябрь.
Нурсултан Ташибек уулу, глава, Департамент защиты атмосферного воздуха Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики, глава делегации КР, отметил, что Бишкек в последние годы столкнулся с серьезной проблемой смога, особенно в зимний период, когда качество воздуха значительно ухудшается из-за выбросов мелкодисперсных твердых частицах РМ2.5. Согласно проведенным исследованиям, один из основных источников загрязнения в Бишкеке — отопление жилых массивов углем.
— Нами ведется активная работа по увеличению охвата газификации жилых массивов,— сказал Нурсултан Ташибек уулу. — На сегодняшний день газифицированы 31 из 47 жилых массивов Бишкека, в которых расположены 29 тысяч домовладений. Для перехода на экологически чистые источники отопления введено льготное кредитование на подключение и установку газового оборудования для домов. К концу 2023 года более 50 потребителей получили льготные кредиты.
Также один из источников выбросов –— ТЭЦ Бишкека. Продолжается работа над проектами по улучшению технологий сжигания угля и рассматривается возможность перевода ТЭЦ на газ. В перспективе это существенно снизит выбросы вредных веществ в атмосферу.
Глава делегации Кыргызстана добавил, что предприняты важные шаги в транспортном секторе. В Бишкеке зарегистрированы около 2 тысяч электромобилей и функционирует более 40 электрозарядных станций. Планируется увеличить количество автобусов на газообразном топливе до 1,5 тысячи, а также запустить 120 электробусов. Это позволит сократить сжигание дизельного топлива в Бишкеке на более чем 200 тонн ежедневно. Еще одна важная мера — оптимизация контроля за выбросами от хозяйствующих субъектов.
Абдукаум Каландарзода, начальник управления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха Комитета охраны окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан, отметил, что необходимо создать систему мониторинга качества воздуха, обеспечить инфраструктуру, оборудование, специалистов, которые смогут выявлять источники и концентрацию загрязнения воздуха.
— Мы создаем такую систему в Таджикистане, но она только развивается, нам не хватает данных, — отметил Абдукаум Каландарзода. — У нас одна из современных систем мониторинга расположена в Душанбе, 16 датчиков на всю страну. Этого недостаточно. Правительство Таджикистана признает важность развития системы индекса качества воздуха. Другой вызов — недостаток инвестиций. Но мы реализуем стратегию развития зеленой экономики в РТ.
Жусипбек Казбеков, заместитель министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, в свою очередь рассказал, что у Узбекистана есть четкое понимание, что республика с соседними странами проживает в одной экосистеме.
— У нас разработана Стратегия в отношении полевых и песчаных бурь. В 2019 году мы приняли Концепцию по защите окружающей среды до 2030 года. В прошлом году Президент Узбекистана подписал постановление, которое определяет, что предприятия, имеющие высокую степень влияния на окружающую среду, должны установить систему мониторинга воздуха, — сказал замминистра экологии.
— Также мы работаем над сокращением выбросов со стороны транспорта, — добавил выступавший. — В стране курсирует порядка 350 электробусов, планируется увеличение до 500. Следует уменьшить на железных дорогах использование дизельного топлива либо иного ископаемого топлива, надо усилить электрификацию. За последние 3 года мы провели электрификацию 2 200 км железных дорог, потому что этот вид транспорта — серьезный источник загрязнения воздуха. В Узбекистане действует национальная программа “Яшил макон“, направленная на посадку 200 млн деревьев в течение года. Мы планируем создать зеленый пояс в Ташкентской области. Порядка 200 гектаров территории вблизи Ташкента будут засажены деревьями. Внедряются процессы по модернизации различных секторов, включая текстильный, цементный, строительства, нефти и газа. Мы должны контролировать промышленные процессы, чтобы обеспечить сокращение выбросов.
Катья Ловен, руководитель группы качества воздуха и энергетики Финского метеорологического института (FMI) ВОЗ, также акцентировала, что загрязнение воздуха — один из крупнейших экологических рисков для здоровья.
— Ситуация с загрязнением воздуха в Узбекистане тяжелая: 18% смертей ежегодно могут быть связаны с загрязнением атмосферного воздуха (ВОЗ, 2022). Воздействие мелких твердых частиц (PM 2.5) представляет собой самый серьезный риск для здоровья из всех загрязнителей воздуха, — сказала Катья Ловен. — Политика и инвестиции, поддерживающие экологически чистое производство энергии и отопление, энергоэффективные дома помогают снизить загрязнение атмосферного воздуха.
По мнению эксперта, мониторинг качества воздуха — один из ключевых элементов снижения загрязнения воздуха.
Екатерина Перфильева, региональный консультант по качеству воздуха субрегионального офиса ЮНЕП по Центральной Азии, подчеркнула, что почти во всех странах Панъевропейского региона существуют стандарты качества воздуха по основным загрязняющим веществам. Эксперт отметила направления работы:
• Электричество, производство тепла и промышленность: в Европе сделан более широкий региональный акцент на возобновляемые источники энергии и энергоэффективность, в то время как в Центральной Азии необходим переход от угля в секторе бытового отопления и повышения энергоэффективности зданий.
• Автомобильный транспорт: в Европе проверяют и контролируют транспортные средства в сочетании с новой политикой, продвигающей электромобильность, в то время как в большинстве стран Центральной Азии все еще нужно совершенствование общественного транспорта, техосмотра транспортных средств и использование более чистых видов топлива.
• Управление отходами: запрет на открытое сжигание отходов, однако прогресс во всем Панъевропейском регионе идет медленно.
• Песчаные и пыльные бури: продвижение экологических решений, включая создание зеленых поясов и озеленение городских территорий.
Бахром Холходжаев, начальник департамента охраны атмосферного воздуха Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, рассказал, что разработана Дорожная карта по улучшению качества воздуха в Узбекистане. Ее основная цель — определить приоритетные меры по улучшению качества воздуха в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Необходимы разработка и обновление национальных сетей мониторинга качества воздуха, инвентаризация выбросов для соответствия международным стандартам, оптимизация сбора, хранения и анализа данных о качестве воздуха.
— В промышленном секторе нам нужно продвижение более чистого производства, использование оборудования для контроля выбросов. В транспортном секторе — внедрение стандартов на транспортные средства и топливо, продвижение транспорта с низким уровнем выбросов. В отопительном секторе — улучшение качества топлива, продвижение эффективных отопительных приборов, повышение энергоэффективности. Надо внедрить озеленительные меры для уменьшения переноса пыли, — сказал Бахром Холходжаев.
Мероприятие показало, что страны Центральной Азии признают, что управление качеством воздуха — серьезная проблема, требующая совместных, комплексных и межсекторальных усилий на местном, национальном и региональном уровнях с привлечением различных заинтересованных сторон и международных партнеров.