Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.09.2024 / 11:38:39
В Ташкентском доме фотографии Академии Художеств Узбекистана представлена впечатляющая выставка фотографий"Пакт Рериха. Мир через Культуру"В Ташкентском доме фотографии Академии Художеств Узбекистана представлена впечатляющая выставкафотографий««Пакт Рериха. Мир через Культуру»
Она посвящена 150-летию со дня рождения великого живописца и общественного деятеля Николая Рериха. Его кисти принадлежит около 7 000 работ, каждая из которых сегодня является гордостью многих картинных галерей и частных коллекций. Известен Николай Рерих не только как художник. Глубокий интерес к истории, размышления о наличии общего источника культур привели его на Восток. С 1924 по 1928 год продолжалась беспрецедентная Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха, очертившая маршрут через Индию, Китайский Туркестан, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет и возвратившаяся в Индию. Индия стала второй родиной для Николая Рериха. Об этом говорили на церемонии открытия известный художник, академик Академии художеств , Заслуженный работник культуры Узбекистана Александр Тюрин, руководитель Ташкентского общества Рерихов Наджия Манасыпова. Организаторы выставки - Ташкентский дом фотографии Академии художеств Узбекистана, Международный центр Рерихов (Москва), Ташкентское общество Рерихов приложили немало усилий для того, чтобы на этой фотовыставке нашли отражение все этапы жизни Рериха, его неустанная деятельность в достижении мира через развитие культуры. Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в Петербурге, в семье известного петербургского нотариуса. Он закончил одновременно два высших учебных заведения: Санкт-Петербургскую Академию Художеств (класс А.И.Куинджи) и юридический факультет Санкт-Петербургского Университета, был вольнослушателем на историческом факультете. В 1901 году его женой стала Елена Ивановна Шапошникова (в замужестве Рерих), она известна миру как уникальный мыслитель, автор философской системы Живая Этика. В этом браке родились два выдающихся сына – востоковед Юрий Рерих и художник и общественный деятель Святослав Рерих. В 1928 году Николай Рерих поселился в долине Кулу, в Наггаре (ныне штат Химачал Прадеш). Там 24 июля 1928 год был создан комплексный Институт Гималайских исследований «Урусвати». Он проявил себя и как талантливый организатор научной деятельности и как вдумчивый ученый. Богатейший материал, собранный во время Центрально-Азиатской экспедиции, требовал систематизации, научного осмысления. Институт "Урусвати" был задуман как научно-исследовательское учреждение по комплексному изучению территорий Азии, заселенных народностями, древнейшая культура которых оказала в свое время исключительное влияние на развитие мировой культуры. С Институтом «Урусвати» тесно сотрудничали известные западные ученые, среди которых А. Эйнштейн и Л. Бройль, Успешная деятельность Института «Урусвати» была прервана в 1940 году в связи с проблемами финансирования учреждения. Пакт Рериха явился результатом многолетних усилий Николая Рериха по созданию международной правовой системы защиты культурных ценностей, а также утверждению идей приоритета культуры в жизни общества. Фотоматериалы выставки «Пакт Рериха. Мир через Культуру», предоставленные Международным центром Рерихов, отражают зарождение и развитие гуманистических идей по защите культуры и их воплощение в конкретных документах. Н. К. Рерих одним из первых в начале прошлого века поднял вопрос о необходимости сохранения памятников, библиотек, научных, образовательных и культурных учреждений. В 1903–1904 годах с супругой Еленой Ивановной Рерих совершил путешествие по древнерусским городам и создал «Архитектурную серию» полотен, описывал состояние храмов, собирал фольклор, изучал старинные одежды, древние обычаи. В этих путешествиях написано немало очерков, в которых отражена тревога автора за судьбу исторического наследия, протесты против сносов и некачественной реставрации. Николай Рерих был одним из главных организаторов и входил в Совет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Также он принимал участие в работе комиссии по изучению и описанию старого Петербурга, создал и возглавил комиссию по учреждению Музея допетровского искусства и быта. После Первой мировой войны, потрясшей масштабными разрушениями архитектурных памятников, Н. К. Рерих представил российскому правительству проект договора, гарантирующего охрану культурного наследия. В 1929 году в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Георгием Гаврииловичем Шклявером он подготовил и опубликовал на нескольких языках проект Пакта о защите культурных ценностей. Пакт Рериха был подписан 15 апреля 1935 года, в Вашингтоне, он известен также как ««Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» По окончании Второй мировой войны, при создании ЮНЕСКО были учтены сформулированные в Пакте Рериха идеи значимости культуры для сохранения мира. На его основе разработан проект «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов», принятой ООН 14 мая 1954 года в Гааге. В развитие идей Пакта были приняты и другие международные документы ЮНЕСКО. Сегодня действует немало конвенций, защищающих культурные ценности, но разрушения продолжаются. Почему шедевры человеческого гения оказываются беззащитными перед лицом невежества и варварства? Памятники гибнут в горячих точках, разрушаются в мирное время вследствие небрежения, некачественной реставрации. Актуальность Пакта Рериха заключается не только в том, что он вводил безоговорочную защиту культурных ценностей. Небольшой по объему документ подразумевал защиту не только архитектурных объектов, но и музеев, научных, образовательных и культурных учреждений, и что немаловажно - персонал упомянутых выше учреждений. Иными словами, Пакт Рериха обеспечивал высокий статус всем учреждениям культуры, выдвигая на первый план идеи просвещения. В первую очередь, Николай Рерих настаивал на различии понятий «Культура» и «Цивилизация». Цивилизация имеет дело с материальным уровнем бытия Человека, Культура – явление, связанное с духовной деятельностью Человека, его творчеством. В следующих размышлениях великого ученого о общественного деятеля есть квинэссенция того каким он видит будущее мировой цивилизации - «…сам латинский корень — Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, т.е. цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль».
Интервью для сайта Культура Узбекистана
АЛЕКСАНДР ТЮРИН, академик Академии художеств Узбекистана
-Что для вас значит это имя, какое значение имеет его наследие для мирового сообщества?
- Его имя очень много значит и для меня и для всего художественного мира. Его наследие — это знак высокого искусства . Это художник, который создал около семи тысяч произведений . Репин создал 2 тысячи картин и тогда это считалось , чем-то недосягаемым. Потом три тысячи картин создал Айвазовский, но Рерих особенно впечатляет. Его картины можно видеть во многих музеях мира, картинных галереях. Он еще был и философом, историком, археологом , еще и поэтом. У него 30 томов литературных произведений, один том только поэзия. Он был настолько активный, что его знали по всему миру. Рерих переписывался со всеми выдающимися деятелями культуры и искусства , политиками того времени. Если взять вот Пакт Рериха, то трудно себе даже представить как тогда могло возникнуть такое его видение как сохранять культурное наследие. Он первым выдвинул идею о сохранении культурных ценностей. И они сохраняются во многом благодаря его идеям и предложениям. Как художник он продолжает нас восхищать своими работами. Это вот какая у него чистота света , особая философия… Смотришь Рериха и создается ощущение, что ты находишься где то в космосе...Мало того, что писал Тибетские горы, величественные и самые большие. И во всем этом он искал свою философию, гармонию земного и небесного… Его философия была устремлена в то, чтобы не было войны, чтобы не уничтожалась культура. Он призывал к объединению культур и ее развитие. Здесь много ключевых моментов его видения мира, нашедших отражение в Пакте Рериха. Это стало возможно благодаря организаторам выставки. Они все отлично продумали. И нам очень приятно, что в Узбекистане есть Общество Рерихов. И есть во всем мире. Это показатель уровня нашей культуры.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
фото Алишера Казакбаева
|
|