У каждого поколения есть свои кумиры и герои. Сегодня, когда общество, в целом, испытывает идеологический вакуум и нравственный кризис переходного периода социально-экономического развития страны, мы хотим вспомнить тех, кто, действительно, заслужил светлую память в нашей истории. В этом году 25 мая исполняется 110 лет со дня рождения одного из первых исследователей переселения армян в Туркестанский край, автора монографии «Армяне в Средней Азии». Армянская диаспора Узбекистана 25.05.15 торжественно отметила столетний юбилей первого председателя Армянского национального культурного центра Аркадия Агалумовича Григорьянца (1915-1998). В тот памятный день правление АНКЦ РУз во главе с председателем Мартином Вараздатовичем Сетяном, правление ТАКЦ во главе с председателем Каринэ Меликовной Мартиросян, священник Армянской апостольской церкви святого Филиппа отец Гарник и представители национальной диаспоры вместе с сыновьями Аркадия Агалумовича – Александром и Алексеем Григорьянцами посетили на Боткинском кладбище в узбекской столице могилу Человека, широко известного не только академическим кругам страны и ближнего зарубежья, но и очевидцам создания Армянского культурного центра в Ташкенте.
Историк А.А. Григорьянц – в своей монографии «Армяне в Средней Азии» (Ереван, 2004.) показал широкое участие и вклад армян-переселенцев в социально-экономическую и общественно-политическую, а также культурную жизнь края со второй половины XIX в. по 1917 г. Этот исторический отрезок был переломным этапом в экономической и политической жизни, знаменовавшим присоединение Средней Азии к России, зарождение и развитие новых общественных отношений.

Видные деятели науки и культуры, прибывшие в Среднюю Азию, - П.П. Семёнов-Тян-Шанский, В.А. Обручев, И.В. Мушкетов, Н.А. Северцов, А.П. Федченко, В.Ф. Ошанин, В.В. Бартольд, Н.И. Веселовский,А.И. Шахназаров, С.И. Гулишамбаров, С.А. Мелик-Саркисян и другие - внесли большой вклад в изучение истории и культуры края. В Ташкенте были основаны астрономическая обсерватория (1873 г.), публичная библиотека (1879 г.), музей, ботанический сад, больница. Началось изучение природного богатства края, растительного, животного мира, а также изучение хозяйства, быта, языков, культурных памятников истории народов Средней Азии. Велико было влияние русской передовой общественной мысли, литературы на представителей местной интеллигенции. У народов Средней Азии появились прогрессивные писатели-просветители – Дониш, Айни, Мукими, Фуркат, Хамза, Завки, Махтумкули, Токтогул, Модо и др. А.А. Григорьянц, совершая поездки по Средней Азии, собрал обширный архивный материал и «живые» рассказы очевидцев. В своей книге он использовал путевые заметки, информацию из периодической печати, свои личные воспоминания, неопубликованные материалы из фондов Ленинградского государственного, Узбекского, Туркменского республиканских архивов, а также архивные материалы городов Средней Азии – Ашхабада, Кызыл-Арвата, Красноводска, Мары. Чарджоу, Самарканда, Коканда, Андижана, Ферганы. Ташкента. В государственных архивах среднеазиатских республик бережно хранятся разнообразные документы, характеризующие экономическую, социально-политическую и культурную жизнь армян в крае. Они знакомят с историей дружественных связей двух народов и свидетельствуют о стремлении армянского и среднеазиатских народов к сближению на протяжении многих веков. Книга «Армяне в Средней Азии» в настоящее время представляет собой историко-культурологический раритет, потому что её автор впервые ввёл в научный оборот подавляющее большинство архивных материалов.
В силу сложившихся неблагоприятных исторических, экономических и политических причин, армяне переселялись из родных краёв во многие страны мира и части света, в том числе и в Среднюю Азию. Сведения, основанные на письменных источниках и археологических находках, свидетельствуют о давних исторических связях между народами Закавказья и Средней Азии. Первые переселения армян в Среднюю Азию относятся к древним временам (599 г.) по свидетельству историка Себеоса (VII в.).
Вторая волна эмиграции связана с нашествием монголов, покоривших Армению. Монгольское иго тяготело над Арменией до середины XIV в. Особенно много армян прибыло в регион во время правления Амира Тимура (1336-1405) после его военного похода в Армению. В 1386 г. войска Тимура (Тамерлана) через Тавриз вторглись в Армению, опустошили Нахичеван, Сюник, Араратскую область, затем Васпуракан и осадили город Ван. Они угнали в Самарканд мужчин, женщин и детей. Во время второго нашествия Тамерлана из юго-западной Армении в Самарканд было угнано почти всё население. Вместе с пленными армянами был священник Карапет Джугаеци – духовный покровитель пленных. Впоследствии он стал епископом христиан, угнанных в империю Амира Тимура - Мавераннахр. Небольшая часть армян была обращена в ислам, однако большинство оказало сильное сопротивление и осталось христианами армяно-григорианского толка.
В XIV в. на окраинах Средней Азии и даже на китайской границе были распространены армянские поселения. В начале XVI в. Армения становится ареной войн между Османской Турцией с запада и Ираном с востока. Так продолжалось до 1555 г., когда между Турцией и Ираном был заключён мир, и Армения была разделена между этими государствами: началась тяжёлая мрачная эпоха для армян под двойным гнётом турецкого и персидского господства. В середине XVI в. при Тимуридах беженцы армяне из Мазандарана, перебравшиеся через Афганистан в Среднюю Азию, снова создают здесь свои колонии. Обосновавшись в Средней Азии, армяне ведут торговлю с Ираном и Китаем.
Массовый приезд армян в Туркестан наблюдается в конце XIX- начале ХХ вв. после присоединения Средней Азии к России в 1895 году. В конце XIX столетия после присоединения Восточной Армении к Российской империи (1828) началось интенсивное строительство железных дорог: Тифлис - Эривань, а также в ноябре 1880 г. - Закаспийской железной дороги. Металлическая артерия новой жизни через Кзыл-Арват и Асхабад была доведена до Самарканда, и 15 мая 1888 г. сюда пришёл первый поезд. В 1889 году железная дорога прошла через Мары до Кушки, а в 1899 г. – до Ташкента и Андижана. Теперь путь от Ташкента до Оренбурга занимал двое суток, а до Москвы – четверо суток. Это связало Среднюю Азию с центральными районами России, сделав её неразрывной частью общероссийского рынка. Средняя Азия отныне вышла на мировой рынок – необходимое условие всякого промышленного развития. Рост городов ускорял процесс промышленного и торгового развития Средней Азии, которая подобно Кавказу, втягивалась русским капитализмом в мировое товарное обращение. Армяне, участвовавшие в строительстве железной дороги, селились на всём её протяжении – Чарджоу, Бухаре, Самарканде, Ашхабаде, Ташкенте.
Новая волна армян-мигрантов из Армении (Зангезур) и Нагорного Карабаха попала в Узбекистан на гребне революции, спасаясь от преследования турок-сельджуков и последующего геноцида 1914-1918 гг. в Турции. Большинство вынужденных «спюрков»-скитальцев осталось навсегда в разных уголках Узбекистана – Андижане, Чирчике, Фергане. Коканде, Ташкенте. Одной из основных сфер деятельности поселившихся в Средней Азии армян являлись подрядные работы по строительству различных сложных объектов и по заготовке строительных материалов. Армяне были прекрасными каменщиками, каменотёсами, плотниками, кровельщиками, т.к. на своей родине – в Зангезуре и Карабахе – они также строили свои жилища из камня. Армяне строили дома, мосты, мастерские, вокзалы, стрелочные будки, пассажирские платформы, навесы, мостовые из булыжного камня. Так, на строительстве деревянного моста через реку Аму-Дарью у г. Чарджоу работали многие армяне. За 1899 -1901 гг. на его месте построили железный мост. На этом и других подобных сооружениях, - сказано в обзоре Самаркандской области, - работало 400 человек русских, 3500 человек местных национальностей, 150 персов и 75 армян. Все армяне были каменотёсами и каменщиками. Эти данные приводит в своей книге «Армяне в Средней Азии» А. Григорьянц1.
В начале XX в., - отмечает автор, - стали бурно развиваться армянский театр и музыка, что было связано с возросшими духовными потребностями пришлого населения и его ностальгией. Первое сообщение о состоявшемся спектакле «Карабахский астролог» по драме П. Зубова с участием известных артистов Азнива и Андраника Согомонянов в Ашхабаде относится к 12 августа 1900 г. В этом городе часто выступали драматические и оперные артисты из Закавказья. В 1908 г. армянская труппа артистов, возглавляемая Ованесом Абеляном, Сирануш и Арменом Арменянами, поддерживаемая Бакинским армянским культурным товариществом, гастролировала по Закаспийской области: Красноводске, Ашхабаде, Мерве. Искусство следовало за армянами по мере их продвижения на восток. В 1915 г. в Самарканде гастролировала труппа И. Восканяна с популярной пьесой «Хент» по роману Раффи (Акоп Мелик-Акопян) из истории русско-турецкой войны 1877-78 гг. Приезжие артисты ратовали за народное искусство и всячески поощряли самодеятельные ансамбли песни и танца, хор, чтецов, вокалистов. Уже в начале ХХ в. армянская музыка органично вливается в культурную жизнь армян в Туркестане. Кстати, эта армянская музыкальная традиция сохраняется и в наши дни.
Среднеазиатские армяне, - делает вывод в своей книге А. Григорьянц, - как пришлый элемент, освоившись в Туркестане, за короткий срок влились в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь местного народа, вели не только промышленно-производственную, торгово-хозяйственную и строительную деятельность, но и создали свою культуру в крае. Армяне-поселенцы в немалой степени способствовали развитию промышленности, сельского хозяйства и торговли в Средней Азии. В области культуры и науки их деятельность не ограничивалась открытием национальных школ, культурных учреждений, самодеятельных театральных трупп, благотворительных обществ. Армяне помогали развитию здравоохранения края, способствовали изучению и освоению естественных богатств, ирригации и мелиорации необъятных просторов Туркестана. Трудясь бок о бок с русскими, узбеками, таджиками, туркменами, киргизами, украинцами, евреями и другими народами, армяне внесли свой вклад в строительство новой социалистической жизни края.

Великие Луки. Аркадий Григорьянц у памятника Герою Советского Союза Александру Матросову, Политработник Аркадий Агалумович в 1942 г. вручал комсомольский билет выпускнику Краснохолмского военно-политического училища курсанту Александру Матросову.
Сегодня мы не должны забывать, что в результате величайших преобразований среднеазиатские советские республики в составе СССР создали высокоразвитую промышленность, социалистическое сельское хозяйство, передовые науку и культуру. За короткий исторический срок в прошлом феодальный край в корне изменил свой социальный облик. В этот общий подъём края свою скромную лепту внесли армяне, проживающие в Средней Азии. Армянские историки издали немало трудов по проблемам развития и упрочения, общения и сближения армянского и русского народов, а также армянских колоний в России. Однако все они в своих трудах лишь вскольз упоминают об армянах Средней Азии. Между тем, по мнению кандидата исторических наук А.А. Григорьянца, армяне, поселившись в Туркестане, оставили заметный след в экономической, политической и культурной жизни народов Средней (Центральной) Азии. Монография А.А. Григорьянца не утратила своё значение и сегодня. Современная историография нуждается не только в подобном исследовании, но и в её продолжении, о чём мечтал, но не успел осуществить свой проект Аркадий Агалумович Григорьянц. В настоящее время, по официальным данным, в Узбекистане проживает около 80 000 армян. Армяне, в основном, сосредоточены в городах: Ташкенте (50 000) и Самарканде (25 000). Быть может, они ожидают своего летописца нового времени...
Наше историко-культурное наследие вершат люди, которые волей судьбы были рядом с нами и остались в наших сердцах. Мы должны их помнить и рассказывать о них нашим детям и внукам, ведь в народной соборной памяти заключается духовное единство нашего многонационального общества и преемственность поколений, устремлённых в счастливое будущее под мирным азиатским небом.
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана
Фото из семейного архива