15 сентября 2017 года в галерее ZERO LINE открылась выставка, которую устроители назвали «Побег». Интернет-сообщество, побывавшее на открытии, уже всколыхнуло это название - ведь есть два значения слова «побег». Одно - росток, второе – бегство.Так что же имели в виду организаторы выставки?
Сначала надо понять нам, НЕискусствоведам и НЕхудожникам, что же такое НОНКОНФОРМИЗМ в живописи. Это неофициальное искусство, «отражающее духовную, психологическую и общественную ситуации в стране, в мире», поиск внутреннего «Я» . Если попроще - под нонконформизмом понимают отрицание существующих устоев и правил, предложение собственного видения проблемы или ситуации, т.е человек выбирает свой путь, а не следует правилам, которые диктует общество.
Очень скоро конформизм явился единым художественным направлением, выделились группы творчески близких по духу и видению мира художников. С опозданием на несколько десятилетий нонконформизм как художественное направление объявился в дворницких и кочегарках бывшего Союза. На это требовалось определённое мужество, возможно, именно поэтому нонконформизм в искусстве оказался столь популярен и интересен, ибо картины, которые создавались под угрозой запретов, несли напряжённость, которая, конечно же, передавалась зрителю.
Иногда нонконформистов называют оппозиционерами, но это не столь верно – просто они выражают своё мнение по тому или иному поводу,не делая революционных заявлений.
В «изобразительном искусстве Узбекистана в 70-80-х появляются редкие попытки осмыслить происходящее на сцене мирового искусства… Художники создают живопись «для себя», обращаясь не к разуму, а к эмоциональному миру». (В. Ахунов).
Среди представленных в галерее авторов - Максуд Тохтаев, Энгель Исхаков, Баят Мухтаров, Вячеслав Ахунов, Дамир Рузыбаев, Александр Волков (Ташкент), Зелимхан Саиджанов, Нисон Бабаев, Музаффар Абдуллаев (Бухара) Адрей Крикис (Самарканд), Шухрат Бабаджанов (Хорезм), Лев Снегирёв, Евгений Кравченко (Маргилан). Зрители смогут ознакомиться с произведениями живописи, скульптуры, графики, ассамбляжа, выполненных в период с 1960-х по 1990-е годы.
Мне особенно понравились картины художников Масхуда (Максуда) Тохтаева «Натюрморт с кумганом» и «Портрет Музаффара» хорезмского художника Шухрата Бабаджанова.В портрете поразили вселенская грусть в глазах… но откуда эта доброта, исходящая от портретируемого? Какими завершающими мазками добился этого эффекта художник? Божественная тайна для непосвящённых….
Так что такое «ПОБЕГ»? Попытка найти скрытый смысл произведений или поиск ускользающей реальности? Каждый решит это сам.А уж коли посетитель выставки задаётся подобными вопросами, то это означает, что она удалась.
Особо хочется отметить, что большая часть работ для выставки предоставлена Фондом Дирекции художественных выставок при Академии художеств Узбекистана, часть произведений – из частных собраний известного коллекционера доктора Алексея Назарова, художника Вячеслава Ахунова, из личного архива искусствоведа Людмилы Кодзаевой, за что им культурная общественность безмерно благодарна.
Напоминаю, что выставка продлится до 17 октября 2017 года.
Раиса КРАПАНЕЙ