Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.03.2019 / 20:12:44
В эти весенние предпраздничные дни в галерее Bonum Factum экспонируется выставка Сергея Прокудина- Горского "Однажды в Туркестане".». Выставка первых цветных фотографий известного фотографа Прокудина Горского снятые с 1907-1911 годах в Туркестане. Также в экспозиции представлена ретроспектива старого города Ташкента. Однажды в Туркестане. Имя С.М. Прокудина-Горского (1863, Владимирская губерния, Россия-1944, Париж, Франция), выдающегося российского инженера, пионера цветной оптической фотографии, по праву обретает широкую известность в наши дни, когда возрастает общественный интерес к непреходящим историческим ценностям. В ходе его экспедиций в Среднюю Азию в 1907 году и 1911 годах с применением разработанного им метода получения цветных оптических фотографий были сделаны сотни снимков, на которых изображены уникальные памятники архитектуры Самарканда и Бухары, представлена с большой этнографической достоверностью жизнь обитателей этого края, запечатлены пейзажи, ирригационные сооружения и многое другое. Это фотографии столетней давности дают возможность увидеть современникам недавнюю историю нашего края со всей возможной достоверностью. В 1906 году фотографический отдел Императорского русского технического общества (ИРТО) избирает Прокудина-Горского председателем, а Русское фотографическое общество в Москве - своим почетным членом. Он становится издателем и редактором одного из старейших русских фотографических журналов - «Фотограф-любитель». Своими фотографиями Прокудин-Горский заинтересовал Николая –II и, по воспоминаниям фотографа, ему «был дан по высочайшему повелению пульмановский вагон, специально оборудованный по моим указаниям. Там была устроена прекрасная лаборатория, превращающаяся пожеланию из светлой в темную для исполнения работ в пути и на стоянках, а также помещение для жизни моей и моих спутников. Вагон этот предоставлен был в полное мое распоряжение, прицеплялся к указанному мною поезду, отцеплялся на той станции, где я предполагал работать, и ставился н это время на запасной путь. Мы продолжали жить в своем вагоне, совершали поездки для съемки, а затем снова передвигались в следующий намеченный путь». Выданные царской канцелярией документы обеспечивают Прокудину-Горскому доступ во все уголки Российской империи, а местные администрации должны оказывать ему всяческое содействие. После окончания каждой экспедиции фотограф обрабатывает отснятый материал, показывает работу министру путей сообщения, а затем демонстрирует снимки в Царском селе. Прокудин-Горский трижды приезжал в Туркестан. В Первый раз (декабрь 1906- февраль 1907 гг) он в составе экспедиции Русского географического общества едет снимать полное затмение Солнца в горы Туркестана. Снять затмение ему мешает погода, но неудача с лихвой окупается результатами работы следующего месяца - весь январь снимает Самарканд и его окрестности. Туркестанский цикл 1907 года занимает одно из достойнейших мест в коллекции фотохудожника. Демонстрируя цветные проекции членам Думы и Государственного Совета на торжественном вечере 30 мая 1908 года, Прокудин-Горский значительное место отвел туркестанским памятникам, особо подчеркивая историческое значение документальной фиксации цвета. Еще две поездки в туркестанские края Прокудин-Горский совершает весной и осенью 1911 года, причем первую из них посвящает съемкам Бухары. Будучи проездом в Ташкенте, он в ташкентском театре «Хива» сделал сообщение об изобретенной им цветной фотографии. Начало первого отделения было посвящено детальному объяснению способа фотографирования в естественных цветах, а затем профессор Прокудин-Горский продемонстрировал виды. Жемчужиной его фотоколлекции является портрет бухарского эмира Саида Алимхана. Это один из наиболее ярких и интересных портретов, выполненных мастером. Не случайно ни одна выставка работ фотохудожника не обошла его вниманием. Туркестанские фотографии, сделанные Прокудиным-Горским в 1911 году, свидетельствуют, что к этому времени фотохудожник, по-видимому, достиг вершины своих творческих возможностей. Ни в одну из поездок по стране он не снимал в таком количестве людей. Для мастера не только вековые мусульманские святыни, но и продавец дынь, и часовой у дворца, и бухарский чиновник, и школьники- достопримечательности этого яркого, пестрого края. Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в «Русском Доме» 27 сентября 1944 года и похоронен на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа. Выставка предоставлена “LLP Wondernet express”
|
|