Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.03.2019 / 00:37:05
РУССКОЕ ИСКУССТВО В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИСКУССТВ УЗБЕКИСТАНАОдин из старейших музеев республики – Государственный музей искусств Узбекистана в 2018 году отмечает столетие со дня основания. Жителям Ташкента и гостям столицы Узбекистана хорошо известно его здание на улице Амира Темура. В собрание музея входят произведения художников нашей страны от начала ХХ века до наших дней, а также уникальная коллекция декоративно-прикладного искусства Узбекистана, большая коллекция произведений западноевропейского и русского искусства и предметы искусства зарубежного Востока. Основой для создания Государственного музея искусств послужила коллекция, принадлежавшая великому князю Николаю Константиновичу, почти четыре десятка лет прожившему в ссылке в Ташкенте. Николай Константинович (1850-1918) – внук российского императора Николая I, двоюродный брат Александра III и дядя Николая II – был одним из самых широко образованных представителей семейства Романовых и, в тоже время, самым своевольным и непредсказуемым. В 1874 году его мать, великая княгиня Александра Иосифовна, обнаружила пропажу из своего будуара нескольких драгоценностей и исчезновение старинной иконы в дорогом киоте. Внутреннее расследование показало, что кража была совершена Николаем Константиновичем, которому дорого обходилось увлечение американской танцовщицей Фанни Лир. На семейном совете монаршей семьи было принято решение признать великого князя Николая душевнобольным, а затем он по указу императора Александра II навсегда был выслан из столицы империи. Ему меняли несколько раз место ссылки, и летом 1881 г. он прибыл в Ташкент. Через несколько лет по проекту архитекторов А.Л.Бенуа и В.С.Гейнцельмана для него был выстроен небольшой дворец, напоминавший загородный охотничий особняк. На протяжении двух десятилетий Николай Константинович украшал свое жилище картинами и мраморными скульптурами известных русских и зарубежных мастеров. В 1918 году, после смерти великого князя, его дворец был превращен в музей, а коллекция произведений искусства, собранная Николаем Константиновичем, стала основной частью музейного собрания, в которое вскоре были переданы живописные работы из Туркестанского краеведческого музея. До 1935 года музей располагался во Дворце великого князя Николая Константиновича. Затем для разросшегося музейного собрания было предоставлено здание так называемого Народного дома, в котором музей размещался вплоть до ташкентского землетрясения 1966 г., а 1974 г. на том же месте было возведено современное здание Государственного музея искусств Узбекистана. В 20-х и 30-х гг. прошлого века музей пополнился произведениями русских художников из расформированного Румянцевского музея, музейных фондов Москвы и Ленинграда и других городов. На протяжении нескольких десятилетий музей приобретал картины у частных коллекционеров, а также производил обмен произведений из музейных фондов с другими музеями. Таким образом, в Государственном музее искусств Узбекистана сформировалась весьма обширная коллекция, включающая основные художественные стили и течения русского искусства, и охватывающая период до начала ХХ века, в том числе иконы новгородской, московской, строгановской, северной и других иконописных школ XIV – XVIII вв. Так, русская живопись XVIII в. представлена работами классиков портретного жанра Ивана Аргунова, Владимира Боровиковского, Дмитрия Левицкого и Федора Рокотова. В музейной экспозиции представлен довольно широкий спектр академизма - несколько портретов кисти Карла Брюллова, «Семейный портрет» и «Католический проповедник» Константина Маковского, «Портрет дамы в голубом» Карла Гуна, пейзажи Ивана Шишкина и Ивана Айвазовского, жанровые и исторические сюжеты, в том числе «Купальщица» Андрея Беллоли, «Суд в Древнем Риме» Степана Бакаловича, картина Генриха Семирадского «Французский художник времен Людовика XV пишет портрет маркизы» и другие. В Государственном музее искусств Узбекистана находится ряд полотен живописцев, входивших в художественное объединение «Товарищество передвижных художественных выставок». Художники, входившие в Товарищество, противопоставили свое творчество официальному академизму и «салонной» живописи, выбирая для картин не мифологические и псевдоисторические сюжеты, а темы из реальной жизни и истории России. Музей располагает несколькими картин основателей Товарищества Ивана Крамского и Кирилла Лемоха. Среди наиболее известных произведений передвижников в экспозиции музея - этюд «Стрельчиха» к знаменитому «Утру стрелецкой казни» выдающегося русского художника Василия Сурикова, авторский вариант не менее известной картины Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея», несколько портретов, созданных Ильей Репиным, пейзажные композиции Иссака Левитана и Архипа Куинджи т.д. Особый интерес представляет небольшая по объему, но емкая по содержанию коллекция живописи и графики рубежа XIX и ХХ вв., представляющая основные модернистские и авангардные течения в русском искусстве. Возникшее в конце 1890-х годов художественное объединение «Мир искусства» являлось, с одной стороны, противовесом академическому искусству, с другой – отрицало остросоциальную направленность передвижников. На выставках «Мира искусства» участвовали художники, чьи имена вошли в сокровищницу мировой художественной культуры и чьи живописные произведения можно увидеть в экспозиции Государственного музея искусств Узбекистана. Это «Женский портрет» непревзойденного портретиста Валентина Серова, «Париж.Ночью» русского импрессиониста Константина Коровина, «Версаль. Парк» кисти идеолога «Мира искусства» Александра Бенуа, поэтичная «Восточная женщина» Виктора Борисова-Мусатова… В первых десятилетиях ХХ века о себе громко заявили художники- авангардисты, отрицавшие классическую живопись и взявшие на вооружение живописно-пластические достижения постимпрессионизма, фовизма, кубизма и других западноевропейских художественных течений. Одно из самых известных авангардистских объединений русских художников того времени «Бубновый валет» представлено в музее картинами его основателей и активных участников «Фрукты» Петра Кончаловского, «Пейзаж» Роберта Фалька, «Фрукты и цветы» Ильи Машкова, «Цветы и яблоки» Александра Куприна. Неизменно привлекают внимание зрителей также две живописные композиции, сознанные родоначальником объединения «Синий Всадник», основоположником абстракционизма в живописи Василием Кандинским.
ДЖАХОНГИР ТЕМИРХОДЖАЕВ, кандидат исторических наук, доктор философии
|
|