Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.06.2019 / 23:32:10
Фотовыставка "Уникальные шедевры архитектуры Узбекистана с разделом "Пакт Рериха. Мир через Культуру" открылась в Центральном Выставочном зале Академии Художеств Узбекистана.«Кроме правительственных распоряжений именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение…» - писал в 1939 году знаменитый художник и общественный деятель Николай Рерих . Эта идея нашла свое воплощение в совместном выставочном проекте Академии художеств Узбекистана, Международного Центра Рерихов (г.Москва, Россия), Ташкентского архитектурно-строительного института, Ташкентского общества Рерихов. Открывая выставку главный ученый секретарь Академии художеств Феруза Абдуллаева отметила актуальность экспозиции, направленной на популяризацию малоизвестных, но имеющих культурную значимость архитектурных памятников Узбекистана, поблагодарила Международный Центр Рерихов за предоставленные материалы по истории формирования международного законодательства в сфере охраны культурных ценностей. «Важно, чтобы молодежь и студенты посетили эту выставку, она дает представление не только о нашем историческом наследии, но и объясняет, почему это наследие важно защищать и сохранять», - подчеркнула Ф.Абдуллаева. Важность привлечения молодежи в проекты по изучению и сохранению культурного наследия страны отметила в приветственном слове Марина Ростиславовна Бородина, профессор кафедры «Ландшафтный дизайн и интерьер» Ташкентского архитектурно-строительного института, академик Академии художеств Узбекистана. «Студенты архитектурного факультета выезжают в исторические города,знакомятся с культурой, осмысление увиденного молодыми людьми воплощается в творчестве, вы это можете увидеть в инсталляции «Сакский календарь», представленной сегодня на выставке. Мы обращаемся к этой теме еще и потому, что она актуальна при реконструкции Ташкента. Если бы мы внимательнее относились к типологизации нашей архитектуры, у нас бы не появлялись кварталы «Кембридж», «Французский квартал». Их место заняли бы Шахрисабзский, Хивинский, Бухарский кварталы. Ташкент – столица Узбекистана и она должна иметь свое лицо. Привлечение молодежи в подобные проекты вольет новые силы и обеспечит будущее». Лилия Монасыпова, заместитель председателя Ташкентского общества Рерихов, представила разделы выставки: - Выставка включает малоизвестные, но культурно значимые памятники. Ввиду удаленности от больших городов, от основных туристических маршрутов информация о них мало доступна широкой общественности. Это мавзолеи Араб-Ата (Самаркандская область), Ак-Астана-баба (Сурхандарьинская область), мавзолей Мир Саид Бахром, мечеть Деггарон (Навоийская область). Наряду с более известным мавзолеем Исмаила Самани, вышеуказанные памятники - одни из наиболее ранних среди сохранившихся на территории Узбекистана. Особенностью их является использование жженого кирпича, что знаменовало новую эпоху в развитии зодчества в Средней Азии в IX-XII вв.Мы постарались представить историю каждого памятника цитатами из трудов исследовавших эти памятники выдающихся ученых: Г.А.Пугаченковой, В.А.НильсенаЭ.В.Ртвеладзе, Е.Г.Некрасовой. Далее Л.Монасыпова представила краткую историю формирования международной защиты культурных ценностей. Договор об охране культурных и научных учреждений и исторических памятников», известный также как Пакт Рериха, был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. На его основе разработан проект «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов», принятой ООН 14 мая 1954 года в Гааге. В развитие идей «Пакта Рериха» была принята «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» 1972 года и другие документы ЮНЕСКО. Однако, важно помнить, что именно Пакт Рериха впервые ввел и установил в международном праве следующие принципы и правила:ценности культуры независимо от их принадлежности являются культурным наследием всего человечества; они безоговорочно подлежат защите и уважению во время вооруженного конфликта;культурные ценности теряют иммунитет только в случае их использования в военных целях;культурные ценности подлежат защите в мирное время. Актуальность Пакта Рериха заключается не только в том, что он вводил безоговорочную защиту культурных ценностей. Небольшой по объему документ подразумевал защиту не только архитектурных объектов, но и музеев, научных, образовательных и культурных учреждений, и что немаловажно - персонал упомянутых выше учреждений. Иными словами, Пакт Рериха обеспечивал высокий статус всем учреждениям культуры, выдвигая на первый план идеи просвещения. Сегодня действует немало конвенций, защищающих культурные ценности, но разрушения продолжаются. Памятники гибнут в горячих точках, разрушаются в мирное время вследствие небрежения, некачественной реставрации.Например, один из сюжетов фотовыставки освещает ситуацию с беспрецедентным похищением части керамической плиты с портала памятника архитектуры XIII века Хазира Чашма Аюб в Вабкентском районе Бухарской области. Современные реставрационные работы на памятнике XI века Ак-Астана баба исказили его первоначальный облик. Возможно, сегодня имеет смысл обратиться к истокам, к самому первому документу - Пакту Рериха, к идеям просвещения, приоритета культуры в нашей жизни, пониманию культуры не как отрасли, но как устоя жизни, высокого качества действий. Широкая популяризация культурного наследия будет способствовать воспитанию у молодежи уважительного отношения к истории, духовным накоплениям народа, стремления к творчеству и охране исторического наследия Узбекистана, росту гражданской ответственности, неравнодушия за состояние объектов культурного наследия страны. На выставке нашел отражение проект известного мастера керамики Абдувахида Бухари по восстановлению керамического декора на архитектурных памятниках Бухары, заслуживающий внимания как проявление действенного неравнодушия к вопросам сохранения культурного наследия Узбекистана.
Выставка в Центральном выставочном зале продлится до 17 июня.
Б.РАХИМОВ
|
|