Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.03.2021 / 22:58:33
Впервые в Самарканде, в областном краеведческом музее, открыта международная выставка современного искусства -"Опыт"Ее организаторами выступили Музей современного искусства «Рухсор»и Самаркандский государственный музей-заповедник. На большом вернисаже представлены картины 17 авторов из США, Франция, Швеции, Кубы, Вьетнама, Китая, Италии, Узбекистана. Это работы различных авторов, созданные в период с 2014 – 2021 гг. В рамках выставки посетителей ждут кураторские экскурсии и лекции на тему «Новый опыт в искусстве», посвящённые современному искусству. Они состоятся 13, 20, 27 марта, и 3 апреля 2021 в 11:00 часов утра в Самаркандском областном краеведческом музее. Концепция выставки: Творчество – это универсальный способ, образный и выразительный, осмысливающий все новый и новый человеческий опыт, развивающий креативное состояние общества, а главное – выражающий наши переживания в разных формах. Искусство также, как и другие сферы деятельности человека работает с новыми жизненными опытами, переосмысливают их место в его жизни, от полного приятия до полного отрицания. Участники проекта: Хулькар Юнусова (Франция, Узбекистан), Хуршед Халилов, Озод Негматов , Холида Талъатова, Бехзод Тошпулатов, Нейла Усманова , Камолиддин Рахматов , Бахриддин Агзамов, Нормурод Негматов -(Узбекистан), Кристиан Marat Nicolle (Франция), Нгуен Нгок (Вьетнам), Карлос Родригез (Куба), Алессандро Агостини (Италия), Марин Озиьер (Франция), Бьорн Уэльсон (Швеция), Гуннар Эриксон (США, Швеция), Ван Юнь (Китай). Куратор: Нормурод Негматов. Адрес: Город Самарканд ул. Абдурахман Джами, 51 Тел: +998662330352 Концепции проектов: 1) Хулькар Юнусова (Франция, Узбекистан. Проект: «H (аш)». Сегодня в момент пандемии и тотального локдауна, когда в карантине люди чествуют себя Минотаврами в закрытом лабиринте, художница как никогда глубоко углубилась в историю буквы H(аш) французского алфавита. Французская H(аш) в словах произносится редко, и то совместно с некоторыми буквами. Она часто выполняет разделительную функцию. Ее буквально обходят стороной. Художница сравнивает статус этой буквы со статусом униженного и оскорбленного создания, который существует в вечном карантине, в вечном молчании. Потому и становится агрессивным. На языке глухонемых буква H (аш) обозначается как символ козы. Это сложилось исторически, корни ведут в мифы и легенды Античности. Говорят, что этот жест использовали в знак напоминания о неверности супруги короля Миноса. Действительно, этот жест схож с Минотавром, легендарным монстром из греческой мифологии, который был потомком прелюбодеяния королевы Крита Пасифаи с белым быком. Автор проекта считает, что пришло время пересмотреть статус буква H(аш), ведь именно с этой буквы начинается слово (Homme. Homme) в переводе с французского означает человек. «H comme Homme» становится ритмом фона переплетающегося с текстом Всеобщей декларации прав человека. Всеобщая декларация прав человека была принята после 2 Мировой Войны в 1948 году и является более широким документом нежели Нюрнбергский кодекс – международный документ, регулирующий принципы проведения медицинских опытов над людьми. 2) Хуршед Халилов (Узбекистан). «Апанаж». Проект "Апанаж"- каждое произведение искусства, чем бы оно собой не являлось, есть культурное наследие и его надо сохранить в форме повседневного переживания, и я вижу все музеи мира функционируют в этой системе. В этом проекте я исследовал банальную культуру и законсервирую свои живописные работы внутри стеклянных банках. 3) Озод Негматов (Узбекистан). «Реализм». Это ужасно, что происходит сейчас по всему миру: история земли раз и навсегда изменилась, движется в другое направление. Пандемия показала настолько уязвим сегодняшний человек перед маленьким вирусом. Люди теряют своих близких, родных… В том числе и я. Навсегда простился с отцом. Было больно. Сочувствую всем людям потерявшие своих близких, оказавшихся в этой ситуации. Мы вместе. Это проект является результатом переживаний и наблюдений за нашей нынешней реальностью. 4) Нормурод Негматов (Узбекистан). «Симфония №1», «Сила давления». Изображать силы, действующие на каждое из тел, исходя из того, что силы есть результат взаимодействия одних тел с другими при воздействии веры человека в изображения, проникающиеся в отражении другой информации. Поиск сущности силы слова в материале, и силы доверия к происходящему изменившегося момента. Объект берёт в себя всегда силу давления проникающихся моментов изображения в образ, через веру художника в пространство, обращаясь в настоящий момент, и тело равномерно движется по плоскости разума. Силы давления тела на плоскость разума, равна движению объекта в своё отражение. 5) Холида Талъатова (Узбекистан). инсталляция «Белый свет». В этом проекте я исследовала собственные состояния того белого света, воспринимающегося нашим глазом и создаю инсталляцию из разных материалов, предлагая всем воспринять состояние белого света, а не его материал, форму и образ. 6) Бахриддин Агзамов (Узбекистан). Инсталляция «Кризис». Зачем многие наши земляки годами работают за рубежом, чтобы потратить заработанные деньги всего лишь за один день? При этом они не могут дать хорошее образование своим детям, хотя этих средств вполне бы хватило на обучение ребенка в самых лучших учебных заведениях. Я создал специальные кольца, которые никогда не смогут быть надеты на пальцы. В моем понимании – это то счастье, которое уже невозможно испытать, а сама ситуация зачастую приводит к психологическим расстройствам. 7) Нейла Усманова (Узбекистан). Проект «Грин карта» («Мечты в никуда»). Я создала инсталляцию, связанную с лотереей "Грин-карта" - самым популярным у самаркандцев способом иммигрировать в США. Работа так и называется "Мечты в никуда". Она выполнена в виде неустойчивой тряпочной лестницы, прерывающейся где-то в воздухе, растворяя взбирающегося по ней человека в его иллюзиях. 8) Кристиан Марат Николь (Франция) «Новые высказывания». Искусство — это эмансипация, площадка для создания новых форм и диалогов, критика политики или оформление уже сложившихся тенденций, поддержка социального запроса? Жак Рансьер предлагает подойти к проблеме эстетики и политики через определение феномена чувственности и его главной характеристики - коллективности. В данном проекте предлагается проследить, что нового этот концепт привносит в связку эстетика - политика, и в каком смысле искусство может выступать как средство «новых высказываний». 9) Ван Юнь (Китай). «1917 – 1991» «Ностальгия» Эти работа результат моей беседы с несколькими русскими мигрантами переехавшие в Китай после распада СССР. Они рассказывали, как им хорошо жилось в коммунистическом государстве. Во время нашей беседы чаще всего они вспоминали как выглядели вожди коммунистической модели, бесконечная пропаганда образа вождя- спасителя. 10) Бьорн Уэльсон (Швеция) «Синий марбл». Это работа отсылает нас космическому взгляду, увидеть нашу планету со стороны глазами астронавтов, видящими первыми круглую землю. Первый снимок сделанный астронавтами 7 декабря 1972 года в 5:39 утра по времени Восточного побережья (НьюЙорк), 13:39 Московского времени, является одним из наиболее распространяемых снимков всех времён. Для астронавтов Земля имела размер и вид голубого марбла (игрушки, обычно представляющей собой цветной стеклянный шарик), отсюда и название. 11) Гуннар Эриксон (США, Швеция) «Конвенция о правах ребёнка Основные положения Первая часть • Статьи 1—4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции. • Статьи 5—11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям. • Статьи 12—17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации. • Статьи 18—27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития. • Статьи 28—31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг. • Статьи 32—36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми. • Статьи 37—41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, что предусмотрено Конвенцией. Вторая часть • Статьи 42—44 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции. Третья часть • Статьи 45—54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому не являющийся членом ООН Святой Престол подписал её. Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции О праве на образование Конвенция в статье 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. О воспитании детей Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст. 18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы». Статья 20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». Статья 21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и, если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным». Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания: • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; • воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; • воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; • подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; • воспитание уважения к окружающей природе. 12) Алессандро Агостини (Италия) «Курс на чудеса». Однажды в интернете я прочитала цитату американской писательницы Марианна Уильямсон, и её слова стали моим вдохновением и создали этот проект. Цитата: «Я изучаю сравнение религий и восхищена основными принципами Вселенной, её магическими принципами. Это то, о чём я пишу и то, на чём сконцентрирована моя работа». Марианна Уильямсон. 13) Нгуен Нгок (Вьетнам), «Чувствовать». Это работа о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) — тяжёлое психическое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное негативное воздействие на психику индивида. Травматичность события тесно связана с ощущением собственной беспомощности из-за невозможности эффективно действовать в опасной ситуации. 14) Карлос Родригез (Куба). Архитектура «Сфера 16». С первой декады 2000-х годов начинается неожиданное возвращение сферической формы в архитектуру. Утраченный ранее интерес компенсируется многочисленными новыми зданиями, в которых сфера либо становится главным формообразующим элементом, либо является значимой частью. Проект посвящен анализу приемов использования сферы в современном зодчестве. Показан процесс замещения первоначального для традиционной культуры смыслового значения сферы как сакрального «мирового яйца» формальными композиционными приемами в новейшей архитектуре. 15) Камолиддин Рахматов (Узбекистан) «Пять лет из моей жизни 2015 – 2020 гг.» В этом проекте я осмысляю пят лет из своей жизни (2015 – 2020 гг.), в течение этих лет никто не видел мой эксперимент в творческой области, поскольку все эти работы находились в моей комнате или в мастерской за пределами зрительского взгляда. Моя комната и мастерская для меня как некая коробка, скрывающая мою жизнь и творчество от других людей. 16) Бехзод Тошпулатов (Узбекистан). скульптура «Композиция» 2021 г. 17) Марин Озиьер (Франция) «Цифровая мифология», 2011 г. ПРОГРАММА Выставка современного искусства «Опыт». 05.03.2021 г. пятница. 11:00 - церемония официального открытия выставки современного искусства «Опыт» в Самаркандском областном краеведческом музее. 6 марта, суббота. 10:00 – 11:30 1 лекция «Новые опыты в искусстве» в Самаркандском государственном музее-заповеднике. Лектор: Нормурод Негматов - основатель первого музея современного искусства Рухсор, куратор проекта. 15:00 – 16:00 Кураторская экскурсия по выставке «Опыт» в Самаркандском областном краеведческом музее. 13 марта, суббота. 10:00 – 11:30 2 лекция «Новые опыты в искусстве» в Самаркандском государственном музее-заповеднике. Лектор: Нормурод Негматов Основатель первого музея современного искусства Рухсор, куратор проекта. 15:00 – 16:00 Экскурсия для детей по выставке «Опыт» Самаркандском государственном музее-заповеднике с участием актеров Самаркандской областного кукольного театра. 20 марта, суббота. 10:00 – 11:30 3 лекция «Новые опыты в искусстве» в Самаркандском государственном музее-заповеднике. Лектор: Нормурод Негматов - основатель первого музея современного искусства Рухсор, куратор проекта. 15:00 – 16:00 Кураторская экскурсия по выставке «Опыт» в Самаркандском областном краеведческом музее 27 марта, суббота. 10:00 – 11:30 4 лекция «Новые опыты в искусстве» в Самаркандском государственном музее-заповеднике. Лектор: Нормурод Негматов - основатель первого музея современного искусства Рухсор и куратор проекта. 15:00 – 16:00 Кураторская экскурсия по выставке «Опыт» в Самаркандском областном краеведческом музее. 3 апреля, суббота. 10:00 – 11:30 5 лекция «Новые опыты в искусстве» в Самаркандском государственном музее-заповеднике. Лектор: Нормурод Негматов - основатель первого музея современного искусства Рухсор и куратор проекта. 15:00 – 16:00 Кураторская экскурсия по выставке «Опыт» в Самаркандском областном краеведческом музее. 10 апреля, суббота. 11:00 Круглый стол «Место современного искусства». Самаркандский государственный музей-заповедник. Дискуссии и обсуждения. Закрытие. Подготовил Рахим Каюмов.
|
|