Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.04.2021 / 19:22:11
"New Olds. Классика и инновации в дизайне"В Галерее изобразительного искусства Узбекистана продолжает свою работу не совсем обычная выставка - «New Olds. Классика и инновации в дизайне». Она организована Институтом связей с зарубежными странами ifa и Гете-Институтом.
Здесь представлены работы европейских и отечественных дизайнеров , исследующих идею «нового» и « старого», отношения между традицией и инновацией в дизайне. И можно сказать, что зрители имеют возможность взаимодействовать с историей вещей и материалов, которые обновляются, не теряя при этом связи с контекстом традиционной культуры. Автор и куратор этого оригинального проекта , дизайнер, архитектор, арт-критик, профессор Государственного университета искусств и дизайна в Карлсруэ, Фолькер Альбус. Большую подготовительную работу по организации и проведению выставки проделала локальный куратор проекта, ташкентский специалист Барно Тургунова. Выставка работ европейских дизайнеров показана раньше в разных городах мира, и в каждом из них , наряду с основной экспозицией, в проекте принимают участие местные художники и приглашается локальный куратор. В Ташкенте 16 художников и дизайнеров Узбекистана демонстрируют более 20 проектов и около 50 арт-объектов.
Одна из главных целей экспозиции по замыслу куратора выставки Фолькера Альбуса – «исследовать концептуальные и экспериментальные работы, к которым не относятся вещи, продающиеся в обычных магазинах». Выступающие в новых и необычных «ролях» знакомые нам предметы – такие как бешик или сундук – соседствуют здесь с неожиданными решениями европейских дизайнеров и инновационными предложениями наших соотечественников. Арт-объекты, представленные на выставке, дают нам возможность понять, что такое традиции и как они увязаны с нашим обществом сейчас. Выставка проникнута духом креативности и мультикультурного мировосприятия не только потому, что здесь встретились разные исторические периоды развития дизайна, а также культурные традиции Востока и Запада, но и потому, что Фолькер Альбус привлекает внимание к различным молодежным субкультурам с их собственным отношением к предметам интерьера. В своем интервью директор Гете-Института Ян Хелфер рассказал о проекте следующее: «Целью выставки является изучение взаимоотношения нового и старого. Осуществляться она будет в различных направлениях. Автор и куратор проекта – Фолькер Альбус, известный дизайнер, профессор Государственного университета искусств и дизайна в Карлсруэ – представляет работы европейских дизайнеров в разных городах мира, и мы приглашаем широкую публику насладиться презентацией экспонатов. В каждом городе, наряду с основной экспозицией, в проекте принимают участие местные художники и приглашается локальный куратор. В Узбекистане таким куратором стала Барно Тургунова. С сентября прошлого года она работала с 16-ю узбекскими художниками, работы которых, исследующие вопросы, связанные с «новыми старыми» экспонатами, были интегрированы в основную экспозицию. Вскоре выставка будет презентована в блоге, показывающем работу местных дизайнеров, которые были представлены в выставочном пространстве. Ян Хельфер также отметил, что многие экспонаты созданы с чувством юмора, и выставке в целом свойственна легкая ирония. На состоявшейся пресс-конференции по случаю открытия выставки директор Галереи НБУ Джахангир Темирходжаев , в частности, сказал: - Уважаемые представители СМИ мы приветствуем Вас в Галерее Узнацбанка на пресс-конференции по случаю открытия выставки «New olds». Классика и инновации в дизайне «организованная немецким институтом связей с зарубежными странами IFA и Гете институтом». У Галереи Узнацбанка сложились давние партнерские отношения с Гете институтом. С 2006 года совместно с ГИИУ был проведен целый ряд мероприятий среди которых выставки, лекции, мастер-классы, демонстрация фильмов об искусстве на которых приняли участие ведущие кураторы и искусствоведы из Германии. Организация совместных мероприятий дает возможность творческого взаимообогащения наших специалистов. По замыслу куратора выставки Фолькера Альбуса, одна из главных целей экспозиции – «исследовать концептуальные и экспериментальные работы, к которым не относятся вещи, продающиеся в обычных магазинах». Фолькер Альбус сравнивает отношение между старым и новым с конфликтом отцов и детей: дети забывают, что рано или поздно они таковыми перестают быть и должны уступить место новому поколению. То же происходит и с новыми вещами. Но представим, говорит проф. Альбус, что подобный конфликт перерастает в сотрудничество, даже в дружбу – в искусстве такое на каждом шагу. На выставке «New Olds. Классика и инновации в дизайне» ее участники много экспериментируют с прошлым, облекая его в новые формы. Будет ли простому человеку толк или хотя бы радость от этого, публика решит для себя сама. Локальный куратор выставки Барно Тургунова провела экскурсию по выставке и отметила следующее: «Традиция, культурное наследие является таковым тогда, когда несет в себе определенные смыслы. Скажем, узбекская курпача ассоциируется с домашним теплом и уютом, с гостеприимством, а детская колыбель бешик или старый бабушкин сундук – с материнской защитой, заботой. Но жизнь меняется и, чтобы сохранить наши традиции, нам следует перенести эти смыслы в новые формы, тогда архетип вещи не исчезает, напротив – у него начинается новая жизнь. Когда мы видим два новых, современных кресла, и одно из них напоминает бешик (работа Шарифы Шарафходжаевой), а другое – курпачи (работа Заура Мансурова), мы невольно связываем эти вещи с нашими традициями. Когда перед современными креслами стоит столик, сделанный из старого сундука (Нуриддин Расулов), он сохраняет память о традиции, но это уже новая вещь. Самовар «Чой-пой» Мохиры Мулляджановой – это веселое напоминание об ушедших в прошлое чаепитиях и сердечных посиделках вокруг самовара. Но ее самовар окрашен в цвет бренда известного интернет-сайта знакомств». Куратор рассказала о том, как вписались в экспозицию работы дизайнеров модных узбекских брендов Мархамат Мару, Таисии Чурсиной, Улугбека Холмурадова и каракалпакской вышивальщицы Гульнары Ембергеновой. О концептуальных работах художников-дизайнеров М.Фозили и М. Фозыла, Ю.Усеинова и А.Николаева, знаменитых чапанах Дили Каиповой, которые кто-то уже назвал символом этой выставки, замечательных керамистах Алишере Рахимове и Абдулвахиде Бухарий, о работах самой юной участницы Камилы Худайбердыевой. Рассказывая о европейской экспозиции, Барно Тургунова отметила: «Многие предметы здесь – это аллюзии на классические предметы интерьера, ставшие иконами стиля, например, «венский стул» Тонета или знаменитый «консольный стул». Многолетнее промышленное копирование постепенно выхолащивает смыслы даже из самых совершенных форм. И эти шедевры дизайна тоже понемногу меняются. Легкое, часто слегка ироничное, прикосновение новой идеи к старой форме позволяет сделать классику еще более изысканной и долговечной. Сотрудничество новых идей и старых архетипов, взаимодействие культур Запада и Востока, соединение классических эталонов и молодежной субкультуры – все это делает выставку живой, интерактивной, вступающей в диалог со зрителем».
Интервью для сайта Культура Узбекистана
Джахангир Темирходжаев, директор Галереи изобразительного искусства Узбекистана, кандидат исторических наук, доктор философии
-Джахангир Пулатович. у галереи Узнацбанка сложились давние партнерские отношения с Гете институтом. Что вы могли бы рассказать об этом?
Нас очень интересно и важно работать с немецкими партнерами. И мы очень рады этому. Прежде в галерее проведены выставки крупнейшего немецко-французского художника – сюрреалиста Макса Эрнста на тему «Книги и графика», немецкого художника с мировым именем Герхарда Рихтера, художников Вольса, Гюнтера Юкера и других. Нынешняя выставка предоставляет работы европейских и узбекских дизайнеров, исследующих отношения между традицией и инновацией в дизайне. Зрители представленной выставки взаимодействуют с историей вещей и материалов, которые обновляются, не теряя при этом связи с традиционной культурой. Выставка проникнута духом креативности и мультикультурного мировосприятия.
- Придти к вам на выставку всегда большая радость. Какие вернисажи ждут нас в ближайшем будущем?
- В ближайшее время в Галерее Узнацбанка будет представлен научно-образовательный выставочный проект «Искусство восприятия искусства», участниками которого станут молодые художники В. Хапов, Т. Рахметов, Т. Чуб, М. Мирсаидов и других авторов . Данный проект дает возможность поставить вопросы, связанные с пониманием искусства и умением выражать свои мысли, раскрепостить и стимулировать начинающих кураторов и художников для дальнейшего участия в научных дискуссиях и обсуждения выставок. В 2008 году при Галереи изобразительного искусства была создана молодежная группа «5+1» из числа молодых художников и искусствоведов. С момента образования она представила семь успешных проектов актуального искусства и завоевала известность в наших художественных кругах . В июне мы готовимся показать любителям изобразительного искусства еще один ее очень интересный проект. В сентябре 2021г., мы планируем проведение совместно с Гете институтом фестиваля «48 часов Ташкента», который предстанет новым форматом в культурной жизни нашей столицы. Фестиваль ориентируется не на традиционные конвенциональные экспозиции, а на импрессивный, партисипаторный подход, рассчитанный на вовлеченность и присутствие зрителя, его взаимодействие с художниками и их произведениями. На этом вернисаже будут представлены индивидуальные, групповые и кураторские проекты, связанные с темой фестиваля, а также лекции, круглые столы, встречи, мастер-классы. Выставка «New Olds. Классика и инновации в дизайне» продолжит свою работу в галерее НБУ до 30 апреля.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|