Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
23.05.2021 / 19:35:41
В продолжение темы. Почему ташкентский художник Василий Хапов решил открыть дверь в "Черном квадрате" Казимира Малевича. Что думают о выставке "Искусство восприятия искусства" известные ташкентские художникиДля тех, кто еще не знает, это событие произошло в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. Почти неделю в одном из ее больших залов работала во многом необычная выставка. Представленные произведения отличались не только своим стилем, техникой исполнения, но и жанром. Здесь было все, от реализма и до самой настоящей абстракции. Это не были в ряд висящие картины, сплошь и рядом можно было узнать через них о каких-то историях. Чувствовалось, что очень хорошо поработала куратор выставки, молодой искусствовед Манушак Арушанова, чтобы это стало событием и привлекло всеобщее внимание. И еще отмечу, что выставка совсем не зря названа научно-просветительской. Почти 20 молодых художников, каждый по-своему, высказывают здесь свое отношение к очень сложной теме - искусству восприятия искусства. И это производит довольно сильное впечатление, заставляет о многом задуматься.
Цель проекта была одна - создать команду молодых художников и кураторов, которым уже есть что сказать в искусстве, дать им возможность обменяться мнениями по интересующим вопросам творческой деятельности. Для этого был организован и творческий семинар тоже. Ведь только когда происходит осознание целей творчества, осмысление, и есть формулировка концепции, происходит осмысление окружающего мира, художник может создавать такие произведения, с которыми можно обратиться к зрителю.
Интервью для сайта Культура Узбекистана
Народный художник Узбекистана, ведущий педагог Института художеств и дизайна им. К.Бехзода Сабир Рахметов
- Я думаю, что до сих пор в Ташкенте не было выставки такого формата и такого содержания. Что произошло, как возникла такая форма подачи материала?
- Дело в том, что это результат довольно больших творческих исканий молодых художников. Я с удовольствием их поддержал. Ко мне обратилась молодой искусствовед Манушак Арушанова с такой просьбой. Предложенная ею форма - «искусство восприятия искусства» оказалась очень перспективной. Хотя это довольно трудно, но все приходит с опытом, и я согласился с этой формулой и сказал — давайте дадим слово молодым и не будем делать обычный в таких случаях художественный отбор. Пусть они сами регулируют эту ситуацию. Ну, естественно, они ко мне часто обращались. И эта программа подготовки в течение полугода шла. Я хочу отметить, что Манушак за этот период проделала огромную работу. Они все примерно одного возраста и находили общий язык, работали вместе, были в моей мастерской несколько раз, советовались со мной. То, что я считал нужным, я им говорил. И надо признать, что все неплохо получилось. В частности вот эта стена, которая состоит из 100 автопортретов. Я предложил ребятам сделать автопортреты такими, какими они себя видят. И стена автопортретов, я бы сказал, как-то соединяет всю эту ситуацию в нечто единое. Ребята работали, спорили, специально открыли в социальных сетях канал, и вот это общение шло в течение этих нескольких месяцев. И результатом стала очень оригинальная выставка. Должен сказать, что на этот проект собрались молодые и талантливые ребята. При этом здесь есть своеобразная растяжка… Молодые и те, кто заканчивает институт. Есть люди, которые закончили институт несколько лет назад, и молодежь, которая делает первые шаги в искусстве, пытаясь найти себя в изобразительном искусстве.
- Но тоже очень талантливые люди.
- Несомненно, именно так. И вот этот талант объединяет их всех. Я уже несколько дней смотрю эту экспозицию и прихожу к выводу, что и молодые ребята, менее опытные, и ребята постарше чувствуют себя в этой среде вполне нормально. Им, конечно, не хватает опыта, надо еще много над собой работать, но у них есть главное - внутреннее ощущение мира художника, свой взгляд на окружающий мир. И все это объединяет выставку в нечто единое. Молодежь сделала свое дело, задача старшего поколения, естественно, поддержать, дать нужные советы. Мы выбрали талантливых людей и у них была возможность себя показать, что они и сделали. Потому родилась выставка искусство ради искусства.
Интервью художника Мухаммада Фозили
- Мухаммад-ака, я думаю, что это одна из лучших выставок года. Что вы можете сказать об этом как человек и как профессионал?
- Это, действительно, очень хорошая во всех отношениях выставка. Чувствуется, что к ней готовились давно, отлично продумано все, от названия и до того, как расположены эти работы. У каждой хочется остановиться и подумать, что здесь и как. Вначале она готовилась на конкурсной основе, но поскольку зал большой, а работ не так уж много, нужно было собрать их в нечто единое целое , чтобы сделать, я бы сказал, качественную выставку, и здесь эта цель достигнута. Само название сразу привлекает внимание. В нем есть глубокий смысл - «Искусство восприятия искусства». Хочется пожелать ребятам новых творческих открытий и побед и чтобы они стали профессионалами высокого класса.
- Сегодня мы с вами встретились и на открытой недавно выставке, посвященной 85-летию со дня рождения нашего великого, неповторимого певца Батыра Закирова. Как она вам понравилась, что вы там представили?
- Я преклоняюсь перед талантом Батыра Каримовича и как прекрасного певца, и как отличного художника. Выставка получилась, так же, как и здесь, просто отличной. Что касается меня. Равшан Закиров, младший брат Батыра Закирова, попросил меня написать его портрет. Написать просто портрет было бы слишком просто. А поскольку мы выросли на его музыке, это как раз наш период жизни, мне хотелось отобразить то время , когда мы его слушали с восхищением. Я сделал это на фоне виниловой пластинки, здесь его портрет. Это не просто портрет с фотографии, я старался тут передать то время, чтобы чувствовалось, как он пел. У меня здесь несколько работ. Среди них портрет сына Батыра Закирова, еще одна работа посвящена тому, как Батыр Каримович пел свое знаменитое «Арабское танго».
- Ясно. Благодарю вас.
Среди экспонатов, представленных на этой выставке, особенно выделялась работа Василия Хапова, в которой он, можно сказать, замахнулся на святое, на мировую классику - «Черный квадрат» Казимира Малевича. И как, спросите вы? Он открыл в нем, как мы прежде писали, дверь, и в этом можно убедиться прямо у входа на выставку. Представьте себе тот самый квадрат, но в гораздо большем масштабе. А Василий сделал в нем самый настоящий небольшой вход… И это заставляет о многом задуматься.
Интервью сайту Культура Узбекистана Василия Хапова
- Василий, я рад поздравить вас с этим успехом. Я бы сказал, что вы сделали нечто значительное для нашего искусства. Должную оценку этому дал наш большой мастер Бахадыр Джалалов. А он зря не скажет! Расскажите об этом проекте, как он у вас возник, к чему вы стремились?
- Здесь выставляется то, что никто раньше не видел. Участники выставки должны были представить свою четкую концепцию. И мы это сделали. А так как нас 18 человек, то получилось здорово.
- Теперь конкретно о «Черном квадрате» и входе, который вы сделали в нем…
- Роль художника на современном этапе, по моему мнению, сильно изменилась. Она теперь не такая , как ее видели, скажем, в начале 20 века и позже. Был какой-то стандарт в соответствии с уровнем художника. А в настоящее время мы должны хорошо знать историю искусств, историю философии, знать о том, как история искусств разветвлялась на разные течения на протяжении 20 века, и так далее. А так как наша профессия - дело нашей жизни, мы должны быть очень хорошо подготовлены к ней. И очень важный вопрос, как соотносятся художники и зрители на современном этапе. Что касается моей работы. Здесь сыграло решительную роль то, что выставлять надо было то, что раньше не выставлялось, и потому у меня возникла эта идея. Тут мы как бы приоткрываем дверь для дальнейшего прогресса. То, что мы сделали, можно назвать инсталляцией. Это тот самый случай, когда можно сказать, искусство восприятия искусства. Отдельного названия у него нет, его надо воспринимать вместе с этой выставкой.
- Но если вернуться к теме Малевича...
- Это шедевр 20 века, да. Мы открыли дверь, потому что нам нужно продолжение. Мы считаем, что «Черный квадрат» - не конец пути.
- О себе немного расскажите.
- Я Хапов Василий Николаевич, работаю преподавателем в Институте художеств и дизайна имени Бехзода.
- Спасибо за интервью. Будем следить за тем, как вы дальше будете заявлять о себе. Желаю вам новых творческих успехов.
БОРИС БАБАЕВ , Kultura.uz фото Бориса Завлунова
|
|