Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
05.09.2021 / 19:35:34
К юбилею Мастера. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Народного художника Узбекистана, академика, профессора Рахима АхмедоваВ связи с этим событием у нас на сайте решено опубликовать серию материалов о жизненном и творческом пути Рахима Ахмедовича Помочь нам в этом мы попросили известного искусствоведа, председателя секции искусствоведов Творческого Союза художников Узбекистана, кандидата философских наук, дочь Р.А. Ахмедова — Эльмиру Рахимовну. Предлагаем вашему вниманию нашу первую беседу. - В октябре весьма значимое событие в культурной жизни страны - юбилейные мероприятия по случаю 100-летия со дня рождения вашего отца. Вы здесь в двух ипостасях - как искусствовед, специалист по истории искусства и дочь, тем интереснее будет наша беседа о жизни и творчестве этого замечательного человека и великолепного художника. Э. Ахмедова : - Да, я очень рада этой возможности. Есть о чем рассказать и о чем вспомнить в связи со столетним юбилеем нашего отца. В апреле 2021 года было подписано Распоряжение Президента Узбекистана о празднование юбилея Рахима Ахмедова. И это во многом обязывает к серьезной подготовке. Б.Бабаев:- Свои воспоминания об отце вы назвали так: «Он всегда был разный, как и цвета его палитры”. Почему? - На мой взгляд, это как нельзя более точно определяет его сущность, как человека и художника. Рахим Ахмедов прожил долгую и сложную жизнь - 88 лет. И вот почему. В 8 лет остался без матери, попал в детский дом. И как часто вспоминал папа с глубокой благодарностью - ему всегда встречались на жизненном пути хорошие люди, которые во многом определили тогда его жизненный и творческий путь. Так, в детдоме, в изокружке, вел занятия художник Хикмат Рахманов, который увидел в юноше талант и «за руку» повёл в Ташкентское художественное училище. Первыми его педагогами были классики искусства Узбекистана, Александр Волков, Бахром Хамдами, Николай Карахан, затем был период учебы в Самарканде, у Павла Бенькова... Каждый из этих выдающихся художников и педагогов, оказал своё влияние на молодого живописца. А в годы Великой Отечественной войны он пошёл в военкомат, записался добровольцем и его направили служить на Северокавказский фронт. И там, состоялась встреча с политруком, который оставил папу в штабе в качестве армейского художника, со словами «мы тебя должны беречь,ты нам нужен будешь в мирное время». Папа выпускал боевые листки, стенгазеты, рисовал однополчан, и те, запечатав в треугольный конверт, посылали его рисунки домой, как свидетельство того, что они живы.....В 1945 году сержант, командир отделения Ахмедов был демобилизован. Затем возвращение в родной Ташкент, на вокзале всех прибывших с фронта радостно встречают, а его никто, ему некуда идти, один - единственный для него родной адрес - детский дом, куда он устраивается на работу воспитателем.... Но папа понимал, что ему надо продолжить образование, обязательно учиться, в то время в Ташкенте не было института, где можно было получить высшее художественное образование. И для этого надо было ехать в Москву или Ленинград. Хочу отметить, правительство СССР в 1947 году, заботясь о развитии национальных художественных школ в республиках, приняло решение об организации в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, которую часто называют Академией художеств, специальной студии для молодежи из Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Вот сегодня, осмысливая и оценивая этот факт, понимаешь, какое это имело огромное значение, - её выпускники стали первыми художниками, которые получили высшее художественное образование и заложили его основы в своих республиках, они встали у истоков создания специальных учебных заведений и подготовки национальных кадров в родном крае. В 1954 году, по инициативе Оганеса Татевосьяна и Рахима Ахмедова, создаётся кафедра живописи в Театральном институте, которая в дальнейшим перерастает в художественный факультет и становится Ташкентским театрально-художественным институтом. Рахим Ахмедов и его сокурсники Нигмат Кузыбаев, Тачат Оганесов, Маннон Саидов, Виктор Зеликов, в последующем известные художники и педагоги, активно включаются в художественную жизнь… - Как известно, Рахим Ахмедов прежде всего живописец, портретист, им создана целая галерея портретов современников.… - Как известно, Человек - это главная тема в мировом искусстве. Портрет - основной и важный жанр в творчестве Рахима Ахмедова. Его склонность к портрету определилась с самых первых шагов творчества и он остался верен этому жанру до конца. Сразу же после окончания института, за очень короткий срок, два-три года, им было написано более тридцати портретов, многие из которых сегодня находятся в музеях. Эти портреты отличались не только высоким мастерством, но самое главное - образным решением, психологической разработкой и правдой жизни. Он много ездит по республике, стремится писать портреты тех, кто, по его мнению, с наибольшей полнотой выражает приметы времени, важные черты народа, его национальные особенности. Уже в этих ранних портретах - «Пастушок», «Сестры», «Портрет старого колхозника» и др., художник стремится к особому осмыслению природы, они написаны в непосредственном общение с натурой. - Интересно, что в этот период им были созданы, тогда ещё молодым художником, которому едва исполнилось тридцать лет, такие произведения, которые сегодня входят в Золотой фонд культуры и являются классикой изобразительного искусства Узбекистана. Я назову только одну «Материнское раздумье» 1956 года.... - Я также обратил внимание на то, что большое место в творчестве Ахмедова уделено созданию образа женщины - современницы... - Рахим Ахмедов трепетно, возвышенно и поэтично создавал образ Женщины (с большой буквы!) в свои полотнах. На мой взгляд, а это я поняла позже, в его душе навсегда отпечатался образ рано ушедшей матери, и работая над женскими портретами он в них вложил частичку любви к ней. - Кроме простых, обычных людей - стариков, полеводов, чабанов, колхозников, Рахим Ахмедов создал целую галерею портретов известных людей культуры и искусства - Это другая группа портретов: писателей - Фурката, А. Кадыри, Х. Алимжана, М. Бабаева, Саида Ахмада и Саиды Зунуновой и др., портреты своих коллег-художников - Ч. Ахмарова, У. Тансыкбаева, Э. Калантарова, М. Пашковской, Б. Бабаева, Л. Салимжановой, артистов - Тамары Ханум, Наби Рахимова, Ш. Аббасова, можно продолжить список портретов деятелей культуры. Они написаны с утонченно-изысканной элегантностью по манере письма, эмоционально-психологическому состоянию и глубиной постижения человеческой личности. Сохраняя за собой приоритет портретного жанра, Рахим Ахмедов всегда увлечённо работал над натюрмортами и пейзажем, проявив и здесь самостоятельность взгляда на мир и творческое самовыражение. - В чем, на ваш взгляд, сила художественного феномена Ахмедова? - Рахим Ахмедов прожил довольно долгую жизнь и его творчество связано со второй половиной ХХ века, также сумевший охватить и первое десятилетие нового тысячелетия. Он был глубоко и органично связан с временем, его биография складывалась в контексте исторических событий и творчество было нацелено на утверждение красоты жизни, гармонии и любви к человеку, возможно, отсюда поразительная плодотворность, неустанное трудолюбие и долголетие. А если говорить о самобытности Ахмедова, то это пожалуй, ярко выраженный индивидуальный синтез - европейских и национальных культурных традиций, на который в целом исторически опирается живописная школа Узбекистана. Но главное, в чем заключена притягательность всего творчества художника Ахмедова, - его особое живописное, колористическое дарование. Продолжение следует
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|