Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.09.2021 / 19:44:28
В продолжение темы. XXX -летие государственной независимости Узбекистана в образах изобразительного искусстваВ Центральном выставочном зале АХУз в канун празднования ХХХ-ой годовщины Дня независимости Республики Узбекистан открылась выставка произведений мастеров искусства: «Нам жить в новом Узбекистане – свободной и процветающей стране». Председатель Творческого союза художников Узбекистана Ибрагим Валиходжаев поздравил всех присутствующих с главным праздником страны и пожелал художникам дальнейших творческих успехов, продолжать своим искусством вносить свой вклад в строительство Нового Узбекистана - «превратить нашу заветную, благородную мечту в реальность». Выступавший на открытии заслуженный деятель искусства Узбекистана, академик Академии художеств, народный художник Узбекистана Владимир Бурмакин говорил о главном достижении государственной независимости – она подарила художникам свободу творчества. «Выставка даёт возможность не только заново открывать для себя окружающий мир, но ещё и нас самих, общаться друг с другом и вместе постигать тайны бытия через искусство… Этот вернисаж в полной мере отражает творческие поиски художников за 30 лет государственной независимости и исторические преобразования, происшедшие в Узбекистане. Я бы хотел на будущий год принять участие в портретной экспозиции наших современников, которые уже сегодня создают будущее Узбекистана. Сколько вокруг нас талантов среди художников, музыкантов, поэтов, кинематографистов – людей творческих профессий!..», - поделился своими заветными мечтами автор знаменитой "Байсунской мадонны" (1968) и совершенно новой живописной композиции, посвящённой материнству – молодой женщине с ребёнком на руках, занявшей центральное место в выставочном зале. На втором этаже разместились его реалистический натюрморт «Георгины» и несколько авангардных композиций из цикла "Компьюфо"» - фотоискусства в симбиозе с компьютерной графикой, в которых слились воедино виртуальный мир с нашей будничной реальноcтью. По мнению экспертов, «работы Владимира Бурмакина несут в себе энергию здоровой, нравственной и духовной силы. Рождённые природой подсознания, проверенные затем логикой и разумом, они утверждают радость бытия и силу творческого духа, данную человеку Богом и природой. В этом художник видит свое предназначение». Своё имя В.И. Бурмакин увековечил в узбекской столице в рельефах на фасаде дворца "Дружбы народов", станции метро "Пахтакор", фасаде ресторана "Зарафшан", мозаике ташкентского ипподрома, столичного аэропорта и Сената, Национальной библиотеки Узбекистана имени А. Навои. Будем надеяться в будущем году увидеть портреты наших земляков, написанных кистью одного из «лучших художников мира XVIII-ХХI веков», по версии Единого художественного рейтинга "rating.artunion.ru", и его талантливых собратьев по цеху. На вернисаже было много учеников В.И. Бурмакина, среди которых – выпускница знаменитой московской «Строгановки» Фаина Юнусова, приехавшая из Германии навестить своих ташкентских родных и любимого учителя, гениального неистребимого живописца-экспериментатора. Даже там, далеко от родины, в Германии, она может видеть произведения мастера под Кёльном, в галерее ЭКЮ-Отеля Гуммерсбаха, где собрано около 200 работ художника, куда он часто выезжает для творческой работы. Председатель секции живописи Творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана, преподаватель кафедры монументальной живописи Национального института художеств и дизайна им. К. Бекзода, заслуженный работник культуры Узбекистана Александр Тюрин поздравил всех присутствующих с 30-летием независимости Узбекистана и пожелал художникам новых свершений в их созидательном творчестве в стране, где единой дружной семьёй живут представители разных национальностей и народностей. Оратор сообщил о том, что в Узбекистане трудятся больше тысячи художников, идущих в ногу со временем. Он посетовал о том, что пространство ЦВЗ АХУз ограничено и не могло вместить работы всех претендентов на участие в грандиозной выставке ХХI века, которой предшествовал строгий отбор жюри самых лучших экспонатов художников кисти и резца из разных городов Узбекистана - Бухары, Навои, Сырдарьи, Карши, Ферганы, Коканда и Нукуса. Алесандр Тюрин пожелал поклонникам ИЗО на вернисаже получить эстетическое удовольствие при знакомстве с ними. Действительно, нынешняя выставка поражает разнообразием жанров, стилей, творческих индивидуальностей. Здесь представлены произведения мастеров, созданные за последние годы: живопись, графика, скульптура малых форм и декоративно-прикладное искусство. Обширная экспозиция, расположенная на двух этажах, знакомит посетителей с новыми работами таких известных живописцев: академиков Джавлона Умарбекова, Файзуллы Ахмадалиева, Сарсенбая Байбосинова, Владимира Бурмакина, Аслиддина Исаева, Яниса Салпинкиди. Встреча с новыми произведениями одного из самых видных и талантливых живописцев современного Узбекистана - Джавлона Умарбекова - дарит нам ощущение великого обновления жизни в духовной сфере с середины 80- годов прошлого века по сей день. На выставке представлены два портрета - обобщённые образы Согдийки и принцессы муссагетов Тумарис. Выполнены они в характерной для Джавлона Умарбекова индивидуальной манере - образно-стилевом поэтическом ладе. Это принцип свободно-ассоциативного объединения разнородных впечатлений, воспоминаний, переживаний, придающий поэтическую условность его легендарным образам, как бы существующим вечно над временем. Глубокая синяя тональность романтических работ, кругообразный ритм композиции в виде нескольких вращающихся дисков, распластанность по плоскости создают необходимый зрелищный фон и приподнятость женских образов над чёткими временными границами, как это бывает в поэтическом замысле. Художник остаётся верен себе на протяжении десятилетий: он совершенно далёк от натуралистических и салонно-академических навыков. Он всегда новатор, живо и тонко сочетающий национальные мотивы с современными находками европейской и русской палитры и при этом абсолютно органичный в своих смелых творческих исканиях за пределами жанрового рассказа вне узкоконкретной историчности. Джаврон Умарбеков - мастер, прошедший через горнило национальной культуры и вышедший на общечеловеческие мировые масштабы. На выставке выделяется своей монументальностью, внутренней глубиной художественного образа монохромный «Портрет народного художника Узбекистана Рахима Ахмедова», посвященный 100-летию со дня его рождения, выполненный народным художником Узбекистана, академиком Академии художеств Сабиром Рахметовым. Наряду с увековеченными известными деятелями культуры посетителей трогают портреты неизвестных моделей. В их числе, например, трогательный образ мальчика Санъатбека кисти Ш. Чариева с характерным для ребёнка искренним любопытством в лице и едва уловимой улыбкой, проскальзывающей в глубине широко распахнутых на мир блестящих чёрных глазёнок.
В целом, работы мастеров - Риммы Гаглоевой, Рустама Худайбергенова, Мухаммадиера Ташмурадова, Владимира Чуба, Флориды Гамбаровой, Валерия Енина и Виктории Трошиной, Искры и Светланы Шин, Дилором Мамедовой, Рустама Базарова, Юрия Гребенюка, Тахира Каримова, Татьяны Фадеевой, Дильшода Эшматова, Александра Батыкова и Александра Тюрина и многих других объединяет их неразрывность с историей и природой Узбекистана. Так, новые жанровые композиции Александра Тюрина «Переход. Новый транзит» и «Экспресс» носят откровенный урбанистический характер и, на первый взгляд, всего лишь передают мимолётные впечатления от нашей повседневной городской жизни. На самом деле, погружаясь в пространство этих полотен, вы открываете для себя новые горизонты осмысления живого бытия здесь и сейчас: обычный дорожный переход со спешащими пешеходами превращается на ваших глазах в «новый транзит из небытия в инобытие». Эта композиция – продолжение картины "Новый Вавилон" из серии "Знак беды" А. Тюрина. Здесь продолжается, но уже по-новому, в людском преломлении, тема вавилонской башни - одна из вечных в истории мировой живописи. Художника по-прежнему волнует тема разобщённости человечества. Зрители то и дело возвращались к этой многолюдной композиции, внимательно вглядывались в лица прохожих и пытались разгадать в них цель их пешего маршрута: «Откуда, куда и зачем они так спешат?» Художник не ответит на этот вопрос, но заставит задуматься нас о личных передвижениях из пункта «А» в пункт «Б». Ещё Данте в эпоху Возрождения в «Божественной комедии» писал о своём лирическом герое: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…», ведь часто бывает так с нами и сейчас: Ты же бродишь всё по свету.Поиск истины тернист.Есть короткие тропинки.Есть пути длиною в жизнь.
На второй монументальной картине «Экспресс» от зрителей удаляется к новым горизонтам мототурист на старом мотоцикле типа «Урал». Я, конечно, не могла пройти мимо этой работы, так как мы с моим мужем, мастером мотоспорта Эдуардом Фоминым на чехословацкой «Яве» объехали почти весь бывший Союз – от Москвы до Сахалина, от Новосибирска до Пятигорска и потом до Ташкента, от Байкала до Мурманска и Магадана. Мне очень знакомо это чувство дороги в неизвестность открывать новые рубежи неважно на чём. Как здесь не вспомнить «Дорожные жалобы» А.С. Пушкина: Долго ль мне гулять на светеТо в коляске, то верхом,То в кибитке, то в карете,То в телеге, то пешком?…………………………………То ли дело рюмка рома,Ночью сон, поутру чай;То ли дело, братцы, дома!..Ну, пошёл же. Погоняй!..В этих двух работах Александр Тюрин после многолетних экспрессионистических исканий так называемого абстрактного «сумеречного искусства» вернулся к реалистическим основам живописного мастерства и при этом остался верен своим духовным принципам: "Отсюда и миссия художника, - говорит Тюрин, - поймать и передать ритм и дыхание времени. Творчество - это как некая вулканическая масса, находящаяся в недрах твоей души и устремляющаяся выплеснуться на поверхность. Понять свою сущность, роль и место в современном художественном процессе, не ввязаться в поточный метод индустрии искусства". Евгений Евтушенко писал о назначении поэта: «Поэт в России больше, чем поэт». Примерно то же самое можно сказать о художнике Александре Тюрине: прежде всего, он гражданин, патриот своей страны, – отсюда его неиссякаемые поиски самовыражения неравнодушного человека ко всему. Он пытается не только отобразить внешний мир, но и найти себя в этом мире и передать в искусстве своё отношение к истории, современности Узбекистана и его будущему. Отмечая заслуги в укреплении межнационального согласия, сохранение русской культуры, обычаев и традиций русского народа на территории Республики Узбекистан, решением Президиума Русского культурного центра Узбекистана Александр Тюрин был награждён почетной медалью «За вклад в развитие русской культуры в Узбекистане». «Все работы художника, по мнению искусствоведа Людмилы Кодзаевой, отличает образная завершенность, изобразительная эстетика, высокий художественный вкус». В разделе графики зрители увидели картины Анвара Мамаджанова, Нуриддина Каланова и других талантливых художников. Обращают на себя внимание изящная декоративная пластика Людвиги Нестерович в твёрдой мраморной технике и ювелирные изделия Ирины Мухамедшиной, ежегодно удивляющие зрителей тонкой проработкой деталей такого сложного материала как камень. Название знаменательного вернисажа «Нам жить в новом Узбекистане – свободной и процветающей стране!» вполне оправдало себя тщательно подобранной художественной экспозицией и её благоприятным нравственным и патриотическим воздействием на посетителей. Лучшие художники Узбекистана разных поколений в представленных здесь произведениях в полной мере сумели раскрыть главную тему выставки и современного исторического процесса в нашей стране. Гуарик БагдасароваФото Хамидуллы Убайдуллаева, Людмилы Декановой,Ирины Кепановой,Владимира Соколова
|
|