Этот впечатляющий вернисаж развернут в залах Галереи изобразительного искусства Узбекистана. Он организован совместно с Музеем искусства миниатюры Востока имени К.Бехзода и посвящен 582-летию со дня рождения Алишера Навои. В экспозиции выставки представлено более 55 работ живописи и графики, а также около 20 ювелирных украшений мастера. Творчество Ниязали Холматова занимает свое, особое место, в изобразительном искусстве Узбекистана. Говоря об этом на церемонии открытия директор галереи Камола Акилова отметила, что несмотря на многогранность творчества – лаковая миниатюра, ювелирное искусство, монументальные росписи, иллюстрации к книгам, станковые работы, – они отличаются цельностью, содержательностью и особым отношением художника к исторической традиции.Н. Холматов – один из тех художников , кто стоял у истоков возрождения лаковой миниатюры в Узбекистане.
Высокую оценку творческому наследию Ниязали Холматова дали в своих выступлениях народный художник Узбекистана Алишер Мирзаев, директор Музея искусств восточной миниатюры имени К. Бекзода Гулабза Қаршиева, доктор исторических наук, искусствовед Абдумажид Мадрахимов. Много важных особенностей творчества художника собравшиеся также узнали из выступления супруги Ниезали — Ольги Холматовой. Мастер своим творчеством, работами показал возможный путь развития традиций исторической миниатюры в современном искусстве. Отказавшись от следования строгой канонической системе школ миниатюры, он привнес индивидуальное своеобразие как в технологический процесс, так и образное решение того или иного произведения. Благодаря таким мастерам, как Ниязали Холматов, миниатюра в Узбекистане в годы независимости стала не просто традицией или видом искусства, а, можно сказать,емким художественно-стилистическим направлением, включающим в себя лаковую миниатюру, настенную роспись, миниатюру на бумаге, ткани, коже.
Ниязали Холматов – один из первых художников в Узбекистане, который пытался осмыслить и чувственно, и прагматически опыт суфизма – сферы религиозного, и шире – духовно-нравственного опыта, оказавшего огромное воздействие на все средневековое художественное творчество. Художественные принципы традиционного искусства Востока находят отражение и в монументальных росписях Ниязали Холматова.
Плоскостное решение изобразительных форм, символика цвета и образов, отказ от случайности и сиюминутности характерны для его росписей в Сырдарьинском театре музыкальной драмы имени А. Ходжаева, во дворце «Туркистон», зданиях индийского и турецкого посольств в Ташкенте и др.
По материалам пресс-релиза Галереи НБУ