Выставка из собрания Государственного музея истории Узбекистана, который является старейшим музеем Средней Азии и Ташкента, ведущим свою родословную от Народного музея Туркестана.
Всего в фондах музея имеется более 250 тыс. экспонатов.
Особый интерес для ценителей представляют ткани, которые поражают художественным своеобразием, например, сюзане, набойка, хан-атлас, адрас, др.
Сюзане (So'zana) – традиционная восточная декоративная ручная вышивка. Этот вид прикладного искусства является древнейшим способом украшения тканей. Кроме сюзане, вышивкой украшались одежда, мелкие бытовые предметы, а также отдельные части конской сбруи. Таджикское слово «сюзан» - «игла» вошло в корень слова «Сюзани» (игольное, шитое иглой) и означает в обобщающем смысле «крупную декоративную вышивку». Эти своеобразные настенные панно обычно вешаются на стенах внутри жилых помещений. Сюзане отличаются яркими и богатым красками, разнообразными по стилям узорам. В разных районах, вышивки отличаются многими стилевыми приемами: орнаментом, композицией, колоритом.
Издревле вручную вышивалось не только сюзане. Таким же способом получали и набойку. Набойка – удивительный и один из древних видов декоративно-прикладного искусства, при котором хлопчатобумажные ткани украшаются путем набивки узоров специальным деревянным штампом.
Благодаря своей красоте, практичности и относительной дешевизне набойка была широко востребована у населения. Мастера, несмотря на сложный и трудоемкий процесс окрашивания и изготовления набивных тканей, достигали в этом ремесле виртуозных результатов.
Однако этот вид искусства фактически исчез к середине ХХ века. Но есть особое ремесло, которое живет и процветает до сих пор. Хан-атлас. Жемчужина Узбекистана.
Под терминами атлас и адрас подразумевают как саму ткань, так и способ ее изготовления. Своеобразие абровых тканей состоит в том, что нити основы сначала резервируются, затем окрашиваются – такой способ получил название икат, и только после попадают в ткацкий станок. Абр – это стильный узор одного мастера с ведомой только ему одному геометрией, в котором причудливо переплетаются линии и цвета, порождая хитросплетения образов и орнаментов.
Развитие шелкоткачества на территории Узбекистана имеет глубокие корни, ручные шелковые ткани получили известность еще на Великом Шелковом Пути, по нему узбекский шелк отправлялся на Запад. Имея доступ к шелкам и ярким красителям, ремесленники-абрбанды производили ткани, которые до сих пор поражают высочайшим качеством и яркостью красок.
Какие бы эксперименты над традиционной колористической гаммой не проводились, надо помнить, что классика остается актуальной во все времена – не случайно ведущие дизайнеры мира оценили классический узбекский текстиль – ткани, вышивки, – активно привлекая его при создании эксклюзивных современных интерьеров.
На выставке представлены более 100 предметов прикладного искусства.
Выставку открывали директор Галереи Камола Акилова и директор Государственного музея истории Жаннат Исмаилова.