Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
16.06.2023 / 22:43:40
Выставочный проект "Сублимация", представленный накануне в одном из залов Галереи изобразительного искусства Узбекистана, произвел большое впечатление на зрителей и представителей прессыАвтор проекта Абдухаким Турдыев дополнил его картинами своего коллеги и друга Фаима Мадгазина (1930-1991) и это в существенной степени способствует более глубокому раскрытию темы и поставленной сверх задачи. А теперь почему и как это сделано, в чем смысл названия выставки...Сублимация – это термин в переводе с латинского «sublimare» буквально означает «замещать», «подменять». Автор проекта поднимает глобальные проблемы экологической катастрофы, связанные с исчезновением Аральского моря. Крупнейший континентальный водоём планеты , как известно, превратился в одну из самых экологически неблагополучных точек планеты. И в стране все более широко разворачивается работа по устранению последствий Аральского кризис. Говоря об этой проблеме на церемонии открытия выставки , о том, почему его так захватила эта тема он отметил следующее: - Этот проект возник еще 20 лет тому назад, когда я был еще студентом голландской академии . И идея сублимации пришла тогда , потому что ты попадаешь из сухой, солнечной страны в очень дождливую Голландию и ты ощущаешь глубокий контраст, что меня и подтолкнуло к проекту «Сублимация». Это были четыре элемента- вода, земля , воздух и огонь . И сам себе задал вопрос, а что будет. Если исчезнет вода при этом . Конкретный пример был- ситуация с Аральским морем. И Муйнак, конечно. И невероятная засоленность при этом. И вы это видите здесь, в образе свернувшейся от соли лодки. Потом я познакомился с прекрасными этюдами на эту тему нашего коллеги Фаима Матгазина. Они меня захватили и я отобрал то, что мне нужно от голубого до красного цветов. И это это все вы видите в формате некой раскадровки . И еще мне помогла поездка в Турцию, в Каппадокию, где я увидел к чему приводит отсутствие воды. Город там был совсем высохший… И люди переселялись чтобы жить в этих безжизненных сопках. Это не только среднеазиатская проблема, это проблема в мировом масштабе. Плюс глобальное потепление в очень многих местах. И в самом деле, картины Фаима Мадгазина являются иллюстрацией былой мощи полноводного, красивейшего и вечно беспокойного Арала, воды которого некогда мерцали своей теплотой, красочностью и сочностью тона. С полотен картин Фаима Мадгазина открывается многоцветье красок , красота воды, земли и народа на ней живущего. В контексте проекта «Сублимация», выполненные в 1960-70-ых годах пейзажи Ф. Мадгазина, стали невольной хронологией только начинающейся катастрофы, когда постепенно яркая синева уступает место, пока еще не пугающей, красноте в пейзаже. Как сказал в беседе с нами известный ташкентский художник Мухтар Исанов, лейтмотив творчества Абдухакима Турдыева формируется вокруг четырех элементов природы – вода, земля, воздух, огонь.Эти энергии, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают многообразие мира и вариативность его материальных и духовных форм. Четыре стихии охватывают все мироздание, но когда из формулы выпадает один элемент - дисгармония приводит к глобальной катастрофе. Можно сказать, что А. Турдыев, в иносказательной форме, демонстрирует сегодняшнюю ситуацию, сочетая живописное полотно с весьма впечатляющей инсталляцией остова лодки , в натуральную величину. Так он иллюстрирует ту самую дисгармонию, когда в реальности произошла сублимация прекрасного процветающего края , ставшего выжженной и безжизненной пустыней. Обобщающим и очень интересным было выступление на открытии выставки известного искусствоведа Фариды Максумовой. И вот, что в частности, она сказала: - Поколение наших художников, 80-90 х годов теперь все чаще заявляет о себе. Они поражают своим мастерством и талантом. Они все выросли на нашей узбекской земле. Они видели весь мир и теперь поражают нас своим творчеством и интеллектом. Что касается Абдухакима Турдыева, он никогда не останавливается на одном направлении. Они всегда в творческом поиске, всегда находит какие то новые пути самовыражения , направления. Или в концептуальном, или в академическом формате. Хаким говорил сейчас, что начинал эту инсталляцию еще в Голландии. Я помню ее с соляными горами Потрясающая была работа. Вроде совсем простая, а решение было найдено в каком-то глобальном варианте. Эта работа была приобретена там, в Голландии и находится там в музее. Жалко не к кому обратиться, но хотелось бы чтобы у нас был создан музей современного искусства , где будут сохранены произведения концептуального искусства, чтобы будущие поколения могли их видеть Таким образом автор проекта А. Турдыев продемонстрировав два диаметрально противоположных состояния моря, наглядно показывает всю глубину кризиса, призывает к бережному отношению к самому дорогому, что у нас есть - планете Земля. К этому добавим, что картины Фаима Мадгазина являются доподлинной иллюстрацией былой мощи полноводного, красивейшего Арала, воды которого некогда восхищали своей особой теплотой, красочностью и сочностью тона. С полотен Фаима Мадгазина открывается все многоцветье красок этой земли и народа. В контексте проекта «Сублимация», выполненные в 1960-70-ых годах пейзажи Ф. Мадгазина, стали своеобразной хронологией только начинающейся катастрофы, когда постепенно исчезает яркая синева воды уступает место совершенно другим , весьма печальным картинам. Абдухаким Турдыев родился в 1957 году в Ташкенте. В 1978 году окончил художественное училище им. П. Бенькова. В 1979-1984 годах учился в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова.В 1992-1996 годах учеба в Королевской академии изящных искусств (Голландия). Это известный художник, не только в Узбекистане, но и за его пределами, завоевавший признание общественности своими концептуальными произведениями. Мадгазин Фаим (1930-1991), окончил Ташкентское художественное училище им. П.Бенькова. Излюбленный жанр Мадгазина – пейзаж. Суровая красота природы Каракалпакии, красота и буйство Амударьи и Аральского моря гармонично и с большой любовью переданы в полотнах художника.
Выставка «Сублимация» продлится в Галерее изобразительного искусства до 15 июля с.г.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|