Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.11.2023 / 11:14:22
С широко открытыми глазамиПерсональная выставка Татьяны Фадеевой «Безмятежные сны» в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана. …В ЦВЗ в этот вечер яблоку негде было упасть. Художники, скульпторы, графики и искусствоведы, режиссёры, драматурги, композиторы и актёры, многочисленные ученики и просто студенты художественных ВУЗов столицы – если смело суммировать, богема. Конечно журналисты, операторы и фотографы, короче СМИшники. Многочисленные самоорганизованные группы ценителей прекрасного, коих часто можно видеть на спектаклях, концертах и выставках. А ещё друзья и знакомые, с которыми Татьяна часто выезжает в горы, надышаться-насмотреться-намедитироваться. Даже новомодных блогеров и инфлюенсеров я заметил. Этот аншлаг ожидаем, ведь не каждый день столица балует нас персоналками такого уровня. Женская аудитория сильно преобладает. Они и понятно. Живопись Татьяны сюжетно и цветово очень женственна - элегантна, нежна и утончённа. Потому что почти все герои её картин - героини. Это в равной степени относится и к её графике, хотя здесь иногда и проскальзывают более холодные тона и более «колючие» сюжеты. Всего около пятидесяти живописных картин и тридцати графических работ. О них чуть позже, а пока историческая справка. Татьяна Фадеева - председатель секции «Художники театра, кино и анимации» Творческого союза художников Узбекистана и член Профессионального союза художников России. На её счету почти 30 спектаклей и более 10 всевозможных концертов и массовых праздников, Ещё Татьяна художник – постановщик нескольких анимационных фильмов и куратор трёх проектов. Количество выставок, где были представлены её работы подсчитать не удалось, только значимых и заметных - 25. Кроме нашей столицы это ещё Москва, Тбилиси и неоднократно Баку и Стамбул. Ну а в мирное время она доцент Национального института художеств и дизайна им. К.Бехзода, кафедра «Театрально - декорационная живопись», где количество её студентов за почти двадцать лет работы давно перевалило за сотню. И «Безмятежные сны» это её четвёртая персональная выставка. Если следовать в хронологическом порядке, то у Татьяны ещё за крепкими (от пленэрного мольберт, предположу) плечами - стажировка по специальности арт-менеджмент по программе «International visitor program», США, 2004 г. и участие в арт-резиденции - выставке, посвященной 100-летию Республики Турция «100 художников-100 картин», Турция 2023 г. Ещё она лауреат в номинации «Лучший концептуальный проект года» на Республиканском фестивале традиционного и современного искусства «Навкирон Узбекистон», 2010 г. и финалист II Международного культурного экопроекта «Оттенки Севера» Омской арт резиденции (Омск, Санкт-Петербург, Ташкент, Владивосток, 2022 г.). Её дипломы в отдельной папке. Только парочку самых значимых: в 2019 году диплом за трудовой вклад в развитие искусства Узбекистана (Конкурс, посвященный Дню независимости Узбекистана, г.). И в 2022 году диплом IX Ташкентской международной Биеннале современного искусства. И ещё о наградах Татьяны Фадеевой отдельной строкой. 2020 год - нагрудный знак «Madaniyat va san’at fidokory». В 2023 году сразу две - это серебряная медаль Академии художеств Узбекистана за «Достойную организацию выставки «Вне пространства и времени» и медаль «Шухрат». Если что-то упустил, поправьте меня. Я же с Татьяной Фадеевой познакомился предмиллениумальной осенью, когда мне, режиссёру театра им. А.Хидоятова собиравшемуся отправить Бильбо Бэггинса «Туда и обратно» рекомендовали её как очень талантливого начинающего сценографа. Хотя слово «познакомился»… какое-то неверное, что ли. Подружился. Причём сразу, с первых минут. Потому что Татьяна Фадеева обладает невероятным талантом - выслушав постановщика об идее и теме произведения, о композиции и жанре, через довольно короткое время принести массу своих находок и решений. Убедительных, стильных, оригинальных, ярких, неожиданных и точных. Одним словом – художественных. А потом у нас были ещё и другие спектакли в разных театрах столицы – музыкальные, драматические, детские, большие и малые концерты, даже государственные. И всегда идей - море. И всегда сроки - точные. И всегда и во всём понимание и поддержка. От переговоров до проведения самих монтировок репетиций прогонов мероприятий. И я всегда знал, что могу надеяться, могу рекомендовать, могу доверять. Потому что и она может. Может практически всё. Рисовать всегда, везде и всем, чем только можно. Легко собравшись ехать куда угодно. Рисковать и выигрывать. Не ныть и не находить миллион разных причин, чтобы ненароком не слетела беретка мономаха (да простят меня те художники и артисты, которых это заденет))). Её мултидисциплинарность (сегодня сказали бы multi-skills) поражает. И сценограф она от и до. Расшифровываю – от предварительных «почеркушек» до выставочных эскизов и макетов. Причем всё половики, кулисы, задники она может сама расписать, с-аплицировать и «задуть». Многие сценографы ведь ограничиваются только парой листочков с эскизами, мол «чёрная», исполнительская работы не для них. Костюмы её тоже не пугают. Достаточно вспомнись её работу над мюзиклом «Всё мыши любят сыр» по Д.Урбан в РТЮЗЕ, в 2007 году. Зрители начинали хлопать тогда, когда актёры только появлялись на сцене, такими выразительными и оригинальными она придумала костюмы для этого легендарного спектакля. А для проекта «Восток и Гендель» в рамках недели Германии в Узбекистане (Ташкент-Шахрисабз-Самарканд, 2010 г). было выбрано графическое решении и её декорации словно парили в небе над старыми мечетями и минаретами так, что зачарованные оперные звезды из-за рубежа переставали петь и оркестр замирал вместе с ними, онемевшими от этого прозрачного чуда из папье-маше и анилина. Ну а теперь, после такой биографичной преамбулы, непосредственно к её персональной выставке «Безмятежные сны». Море лиц. Нет, - море красивых лиц. Обязательно в движении и развитии. Это какая-то особая портретно-сюжетная коллаборация в живописи от Татьяны. Лица весёлые и грустные. Задумчивые и спокойные. Хитрые и усталые. Но всегда одухотворённые, утончённые. Море деталей. Возле каждой из картин можно было провести не один десяток минут, пока освоишь-ухватишь-поймешь все эти, на первый взгляд, вроде и не заметные, но такие важные детали. Море идей. Татьяна Фадеева свой сценический и экранный опыт постановщика переносит на холст и бумагу легко и убедительно. Прямо готовые раскадровки для экрана или сцены. Жанровы, драматичны, действенны. Всё в динамике и в развитии. Есть и предсобытие и конфликт, и кульминация, и финал. (Такие, кстати картины, драматургически наполненные, не редкость и у известных наших живописцев Бобура Исмаилова и Акмаля Нура. Татьяна продолжатель их традиций, вольно или невольно) Цвет… Цвета тоже море. Осознанный выбор, особые предпочтения. Голубой, сиреневый, лиловый, светло-зелёный и бледно-розовый. И это я еще без бесконечных оттенков и вариаций перечислил. Это дорогого стоит, художнику найти свой цвет. Не говоря уже про манеру и жанр. Татьяна нашла. Я условно назвал «Татьянин День». Ведь есть же «волконскоит», «окись хрома», «умбра», «кадмий», «краплак» и «охра». Будет теперь и «Татьянин день» И море цветов. Прямо океан. Прежде всего, на холсте и бумаге. Маки, ромашки, лютики, лилии, лаванда и… Флористы, присоединяйтесь. Конечно, букетами в руках гостей, а потом и на столах, тумбах и даже рояле, очень кстати оказавшемся под рукой. Ещё на стильных венках-браслетах, подаренных почти каждой женщине на входе. Это я о тех счастливицах, кто пришёл вовремя. Но самое удивительное – цветы от карвингистов, которые сумели сделать обычный и протокольный фуршет одновременно и волшебным и витаминным. Над всем этим голос живой скрипки, который был выбран самым созвучным и подходящим для тем и сюжетов картин Т.Фадеевой. Исполнительнице Махмудовой Дие отдельный респект за эту музыкальную и одухотворяющую театрализацию. Иногда казалось, что девочки, девушки, женщины на полотнах Татьяны…… Нет, неправильно – все её принцессы, королевы, баронессы, короче - великосветские дамы всем мастей и разливов, тихонько напевают лиричную мелодию, вторя скрипке. Море света и надежды в её картинах. Даже в самых грустных. А как иначе. Ведь Татьяна Фаддеева очень искренний человек. И когда я шел на эту выставку, я заранее знал, что она мне понравится. Не только потому, что видел уже часть работ, которые создавала Татьяна в течении двух лет для этого цикла. Не только потому, что давно знаю, ценю и горжусь знакомством с ней. А потому еще, что эта её честность, искренность, одним словом говоря - свет, который она излучает, как человек, будут обязательно излучать и её картины. Прежде всего, через широко открытые глаза её героинь. А потом этот свет я увижу в глазах тех, кто их видел, картины Татьяны Фадеевой из цикла 2023 года «Безмятежные сны». И это будет свет, идущий откуда-то изнутри. Зеркально. Так и вышло. Спасибо ей от меня и, уверен, всех, кто был там.
P.S. Хотел написать «…в прохладном, не очень освещённом и (от себя) давно требующем капитальной реконструкции зале …», но подумал, что это слишком буквально. Ведь было тепло. В тот момент, когда председатель Академии Художеств и народный художник Узбекистана Акмаль Нур, заместитель директора ДХВ по научной деятельности Кодзаева Людмила Ходжи-Мурзаевна и куратор выставки Гульнара Ишмуратова представляли саму «виновницу» ноябрьского вечера. Очень тепло и искренне. И светло было. К свету Татьяны и её картин добавлялись периодически вспышки фотоаппаратов и телефонов. Настолько хотелось всем остановить это волшебное мгновенье и оставить, сорри, сэлфи на память. И, уверен, сны многим, после её выставки, точно снились безмятежные. А значит на всё вышеупомянутое - негативное, можно было в тот вечер просто закрыть глаза))) P.S.S. Сознательно не сыплю названиями картин и не описываю увиденное а-ля дипломированный ценитель. Это всё равно что....."целоваться по телефону". Нужно самому это видеть. Тем более, что выставка продлится месяц, до 15.12. 2023. Кудрявцев А.
|
|