Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
14.09.2025 / 15:25:32
В Ташкентском Доме фотографии Академии художеств Узбекистана привлекает пристальное внимание ташкентцев выставка Международного Центра Рерихов (Москва, Россия) --"Вселенная Мастера"![]()
Организаторами вернисажа также являются Академия Художеств Узбекистана, Ташкентский Дом Фотографии и Ташкентское Общество Рерихов. На церемонию открытия пришли многие известные деятели культуры, изобразительного искусства , поклонники наследия Николая Рериха, представители различных средств массовой информации. Приветствуя собравшихся председатель секции фотографии Дома фото Рустам Шарипов отметил, что деятельность Николая Рериха охватывала самые разные сферы жизни – идеи о ценности проявлений красоты и культуры в жизни человека и общества. Николай Рерих был художником, создавшим 7 000 картин, исследователем Центральной Азии, ученым, общественным деятелем, автором и инициатором подписания первого в истории документа, защищающего культурные ценности - Пакта Рериха. В 2025 году исполняется 90 лет со дня подписания первого международного документа, защищающего культурные ценности – «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакта Рериха). Взволнованным и сердечным было выступление академика Академии художеств Узбекистана Марины Бородиной. Высоко оценивая работы представленные на этой выставке она особо подчеркнула следующее: То, что мы здесь видим сделано великим человеком , настоящим подвижником обогатившим мировую культуру своими , поистине уникальными работами. Выставка, представленная в Ташкенте, включает 9 тематических разделов, отражающих различные этапы жизни и творчества всемирно известного художника, мыслителя, ученого, общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. Среди экспонатов выставки - фотографии из архива семьи Рерихов, репродукции картин Николая Рериха. Раздел «Истоки» рассказывает о детстве и формировании художника. Много усилий для того, чтобы выставка состоялась на таком высоком творческом уровне приложили представители Ташкентского общества Рерихов. Наш собеседник — заместитель председателя общества Лилия Монасыпова. -Очень хорошая и нужная всем нам выставка. И чувствуется, что вы к ней очень серьезно готовились. -Да, конечно. В 2025 году исполняется 90 лет со дня подписания первого международного документа, защищающего культурные ценности – «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакта Рериха)— или Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников . И это был первый документ, который на международном уровне укреплял международный авторитет найденных культурных ценностей . Конечно важно об этом говорить. Автор этого документа Николай Рерих тем самым заботился о защите культурных ценностей. Он напоминает о гуманизме, о том, что всегда надо помнить и ценить такие понятия, как культура и красота. Важно говорить о том, что красота это то, что украшает нашу жизнь. И нужно это делать с самого детства . Вот так он проводил в жизнь свои идеи о приоритете идеи культуры и красоты в нашей жизни. Это пробуждает в человеке собственные таланты и способности. -Почему выставка так называется - «Вселенная Мастера»? - Николай Рерих успел за свою жизнь очень много, он обогатил многие сферы жизни. Семь тысяч картин, 30 томов литературных произведений, педагогическая деятельность, Центрально-Азиатская экспедиция, научно-исследовательский институт, Пакт Рериха. Николай Рерих умел подмечать требования времени, видел в чем именно мир и общество нуждается. Он был неравнодушным человеком, он не был сосредоточен только на себе, на идеях своей самореализации. Он был сосредоточен на решении запросов жизни. он осознавал свои таланты и способности, это осознание необходимо для того понимать «что именно я могу сделать?». Это позволило оставить след во многих областях жизни. И это очень важный посыл для молодого поколения. Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге, в семье известного нотариуса. С детских лет Николая Рериха влекли живопись, археология, история и Восток. Он писал стихи, рассказы, участвовал в домашних спектаклях. Яркие впечатления детства и юности, заложившие основы мировоззрения художника, были связаны с Изварой – имением родителей Николая Константиновича. Обучался в гимназии Карла Ивановича Мая, окончив которую, стал студентом одновременно двух высших учебных заведений – Академии Художеств и юридического факультета Университета. На становление Николая Рериха как художника повлиял Архип Иванович Куинджи, в мастерской которого он обучался в Академии Художеств.Дипломная работа «Гонец. Восстал род на род» сделала его известным, картину сразу же приобрел П. М. Третьяков для галереи Раздел «Я встретил Ладу…» посвящен Елене Рерих, жене художника. В 1901 году его женой становится Елена Ивановна Шапошникова, дочь известного архитектора. «Сотрудничество Николая Константиновича и Елены Ивановны редчайшей комбинацией полнострунного звучания во всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливали в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения», – вспоминал Святослав Рерих. Гармоничная атмосфера, царившая в семье Рерихов, не могла не повлиять на становление сыновей Юрия и Святослава Рерихов. Юрий Рерих стал знаменитым востоковедом, лингвистом, этнографом. Святослав Рерих нашел призвание в живописи, естественнонаучных исследованиях, общественной деятельности. Члены семьи Рерихов были наделены гармонией людей, понимающих друг друга и разделяющих устремления. И это делало успешным деятельность каждого из них во много раз. Раздел «Начало творческого пути» посвящен деятельности Николая Рериха в период работы с 1901 по 1916 годы. В 1903-1904 годах Николай Рерих вместе с женой совершил паломничество по древним городам Родины, в подобных поездках рождались картины, писались очерки, зародились идеи необходимости создания международного документа, защищающего культурные ценности. С 1906 года Николай Рерих работал директором Школы Общества Поощрения художеств в Петербурге, помощником редактора журнала «Искусство и художественная промышленность», сотрудничал с творческим объединением «Мир Искусства». В 1909 году Николаю Рериху было присвоено звание Академика Российской академии художеств. Плодотворной была деятельность Рериха и в качестве театрального художника, это отражено в разделе «Рерих и театр». Эскизы декораций и костюмов к опере «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочке» Римского-Корсакова, во многом способствовали успеху самих постановок, а в творческом альянсе Николая Рериха с композитором Игорем Стравинским родилась «Весна Священная», оставившая яркий след в истории театрального искусства. Рерих активно участвует в выставках, много пишет и публикуется.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
-
| ![]() |
![]()
|