Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.03.2019 / 01:11:18
Спектакль "Столкновение миров" по пьесе Идо Нетаньягу на сцене Молодёжного театра Узбекистана завоевывает все новых и новых поклонниковМожно уверенно сказать, общение с театром стало в сложном современном мире одной из незаменимых форм интеллектуального и эстетического развития современной молодёжи. Зрительный зал Молодёжного театра Узбекистана был переполнен: в основном, это была студенческая молодёжь. Они пришли сюда, многие со своими кураторами, на спектакль «Миры в столкновении» после занятий. Мировая премьера «Миров в Столкновении» состоялась в Ташкенте на сцене Молодёжного театра Узбекистана почти четыре года назад — с тех пор каждый раз спектакль проходит с аншлагом. В чём же секрет такого длительного успеха у театральных критиков и у зрителей в разных городах СНГ и дальнего Зарубежья — хотелось разобраться мне самой. Идо Нетаньяху – израильский драматург, автор и врач. Среди его книг — повесть «Последний бой Йони», повествующая о спасательной операции Энтеббе в 1976 г., «Итамар К.» — политическая и социальная сатира на современное общество Израиля, а также книга коротких рассказов «Спасатели». С 2008 года после создания нескольких книг Нетаньяху сосредоточился на написании пьес. Его пьесы появились во всем мире, в том числе вне Бродвея в Нью-Йорке, Тель-Авиве, Санкт-Петербурге, Москве и Ташкенте, в других городах. Недавно идеи его произведений подхватил израильский Национальный театр «Хабима» в Тель-Авиве. Его пьеса «Хэппи Энд» о Холокосте была поставлена во многих странах, включая премьеры в Нью-Йорке и у нас в Ташкенте несколько лет назад. Она имела большой успех у критики. И. Нетаньяху живёт в Иерусалиме, посвящая своё время писательству и врачеванию. Мировая премьера его «Миров в Столкновении» состоялась в Ташкенте на сцене Молодёжного Театра Узбекистана 28 апреля 2015 года. Постановка заслуженного деятеля искусств Узбекистана Наби Абдурахманова осуществлена в новаторском жанре интерактивного театра. Художники – сам режиссёр-постановщик и Васса Васильева (она же художник по костюмам, точно выполненным в стиле 50 –х годов прошлого века), — не перегружая сцену, точно и конструктивно прочувствовали драматический жанр спектакля и сдержанную поэтику драматурга Идо Нетаньяху. На сцене ничего лишнего, кроме самой необходимой скромной комнатной мебели, дающей нам в течение двухчасового действия (с антрактом) ощущение присутствия при многочисленных «разборках» учёных в двух симетричных кабинетах, разделённых относительным городским пространством. В них царит привычный «творческий беспорядок», за которым свершаются судьбы великих современников-учёных, двух главных и единственных героев одноимённой пьесы израильского драматурга. На задворках сцены стоит парковая скамейка, на которой иногда будут встречаться и дискутировать оба учёных, так и не придя к общему знаменателю своих противоположных воззрений. По краям сцены – несколько приземистых, круглых, из матового стекла, фонарей: они не только призваны освещать авансцену, но и символизировать свет далёких звёздных галактик. Видео-дизайн к спектаклю, выполненный компанией Евгения Фузулова: «FZfilms - Theatre & show stage visual» — расширяет границы пространства сцены и углубляет визуальное восприятие действия. Необычная игра света и музыки была неотъемлемой частью спектакля. Композитор – Альберт Халмурзаев — не довлеет над сценическим действием: музыкальные вкрапления в спектакле звучат уместно, лаконично и выразительно. Во время действия зрители наблюдают уникальное редкое сочетание озвучивания актёрами документов, рукописей, переписки учёных. Их непосредственные встречи, горячие дискуссии дополняет живая импровизация актёров: они с полной, сжигающей себя отдачей, проживают на сцене жизнь и смерть, величие и падение своих выдающихся персонажей — всё это делает каждый спектакль неповторимым. Многие зрители ходят на него по несколько раз для того, чтобы увидеть разные варианты развития событий в интонациях, настроении героев и скрытых нюансах художественной постановки. Итак, на сцене правят бал только два талантливых актёра: Альберт Халмурзаев (Альберт Эйнштейн) и Обид Абдурахманов (Иммануэль Великовский). У каждого свои секреты мастерства. Альберт, на глазах у зрителей надевая парик, тотчас превращается в своего немолодого героя: меняется, тяжелеет его походка, понижается голос, сосредоточивается выражение лица на внутреннем размышлении. Он нашёл для своего знаменитого героя совершенно домашние очеловеченные интонации, иногда даже переходящие в сокровенный шёпот; искорки юмора и самоиронии в монологах изредка оживляют его глаза; пластический рисунок разнообразный, но при этом достаточно сдержанный, характерный для зрелого учёного, рассудительного, осторожного, неимпульсивного, в отличие от его друга и оппонента Иммануэля Великовского. Обид Абдурахманов (Иммануэль Великовский), такой же «Летучий голландец» с невидимым развевающимся на ветру парусом, нервный, экспрессивный и обаятельный, как его отец – Наби Абдурахманов. Я заметила, что актёр полностью погружён в свою роль во время речи и в минуты молчания, когда он внимательно слушает своего партнёра и еле сдерживает себя, чтобы не броситься на него, как разъярённый лев, и не разорвать его на куски. Оба ещё молодых актёра в совершенстве владеют даром ансамблевой игры, поэтому и могут удержать интерес зрителей от начала до конца спектакля. На протяжении всего сценического действия зрители боялись пропустить не только какую-нибудь реплику или фразу, но даже взгляд, мимику, движения актёров – настолько всё было продумано, связано, спаяно в их ансамбле. Публика, затаив дыхание, следила за действием и не смела ни разу нарушить блистательный словесный поединок героев рукоплесканием. Зрители боялись по ходу действия пропустить что-то очень важное в их научных дискуссиях, в которых простым смертным была, прежде всего, интересна не внешняя «учёная» сторона, а внутреннее драматургическое развитие событий, когда на кон были поставлены честь и достоинство, научная карьера, тщеславие и честолюбие, да и сама жизнь… Один из главных персонажей — известный основатель «Теории относительности», лауреат Нобелевской премии по физике 1921 г. и общественный деятель-гуманист – Альберт Эйнштейн (1879-1955). Жил в Германии, Швейцарии и США. Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук. Эйнштейн — автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики. Создав Теорию относительности, перевернувшую представление человечества о Вселенной, он всю оставшуюся жизнь пытался найти «универсальный ключ» от неё, стремясь создать Единую теорию поля. Он обещал, но умер, так и не дав своим бесспорным авторитетом в расцвете своей всемирной славы «зелёной дороги» своему оппоненту доказать правоту его «бредовых» идей. Иммануэль Великовский (1895-1979), его друг и оппонент, врач и психоаналитик, непризнанный создатель нетрадиционных теорий, «ревизионистской хронологии» в области истории, геологии и астрономии, автор произведших научный переполох книг «Миры в столкновении», «Века в хаосе» прослыл при жизни «сумасшедшим». Весь драматизм действия построен на противоречии этих двух миров, сознаний и полярных направлений в науке и в самой жизни. Вот как об этом говорит израильский драматург, автор и врач Идо Нетаньяху: — Эйнштейн и Великовский… Слава и бесславие… В написании «Миров в столкновении» я попытался исследовать пределы Человека в стремлении достичь Высшего Совершенного Знания, а также ту цену, которую ему приходится за это платить. Эйнштейн, один из двух героев пьесы, произвёл настоящую революцию в нашем понимании Вселенной и добился великого признания, в то время как Великовский, второй персонаж пьесы, попытался сделать то же, но в другом направлении, и остался в бесславии. Почему такая разница? Это один из тех интригующих вопросов, которые отражены в пьесе. В интервью российским и отечественным журналистам Наби Абдурахманов назвал главный ключ к постановке спектакля: «Однажды, беседуя с Великовским, Альберт Эйнштейн сказал, что случайным было положение кресла в этой комнате, но не их встреча: они не могли не встретиться. Самое великое желание учёного, да и любого человека – постичь Божий замысел». По мнению зрителей, Молодёжный театр Узбекистана представил, по своей сути, «интеллектуальный детектив», в котором зрители стали невольными сотворцами великого научного открытия. Обид Абдурахманов в роли Великовского так глубоко и убедительно вжился в образ гениального учёного, так виртуозно овладел его научной концепцией, что вполне мог бы претендовать на почётное членство в любой научной академии мира. Зрители уходили из театра в каком-то оцепенении: у многих из них на глаза наворачивались слёзы, ведь они не столько оценили и поняли всю научную подоплёку «Миров в столкновении», сколько пережили внутренний катарсис — непримиримое «столкновение миров» — обывательского, обыденного, бюрократического и творческого, самоотверженного, героического, примерив эту постоянную борьбу с самими собой в нашей обыденной жизни. Многие на выходе благодарили администрацию театра за такой душераздирающий спектакль и талантливую игру актёров и искренне признавались, что если до конца и не поняли глубины и противоречия научных теорий великих современников — Эйнштейна и Великовского — зато усвоили для себя главную идею спектакля: «Есть ли что-либо, способное объять бесконечную Вселенную? Да, это человеческий разум!»
Гуарик Багдасарова
|
|