Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.04.2019 / 23:49:52
БИЛЕТ НА БАЛЕТ ПРЕМЬЕРА БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ "БАЯДЕРКА"Жанр балета в Узбекистане набирает свою мощь и популярность - доказательством этому являются новые постановки ГАБТа им. Алишера Навои. Настоящим подарком Большого театра ташкентскому зрителю явилась постановка нового балетного спектакля «Баядерка». Премьера балета в постановке народного артиста России, главного балетмейстера ГАБТа им. Алишера Навои состоялась 12 апреля. Из истории создания балета известно, что за основу либретто балетмейстер русского императорского театра М. Петипа и драматург С. Худеков взяли два литературных произведения, это бессмертная драма древнеиндийского поэта Калидасы под названием «Шакунтала» и баллада И.В. Гёте «Бог и баядерка». Музыку к балету написал Людвиг Минкус – придворный композитор императора, создав свое лучшее произведение. Впервые балет «Баядерка» увидел свет в императорском «Большом каменном театре» (ныне Мариинский театр Санкт-Петербурга) 23 января 1877 года. Так, балетный спектакль, главной героиней которого является индийская храмовая танцовщица (баядерка) Никия постепенно завоевал признание и любовь зрителей по всему миру. Отметим, что в Ташкенте на сцене ГАБТа им. Навои балет «Баядерка» полностью ранее не ставился, лишь сцена из третьего акта «Тени» прошла в 1963 г. в постановке А.Кузнецова, а дирижировал тогда Ф.Шамсутдинов. Постановщик новой редакции – российский солист балета, театральный режиссер, хореограф и продюсер Андрис Лиепа, - возглавил балетную труппу в январе этого года. На брифинге для журналистов мастер поделился своими впечатлениями от работы в театре и рассказал о перспективах балетного жанра в Узбекистане. «Я люблю этот спектакль и надеюсь, что ташкентские зрители полюбят его так же, как люблю его я! «Баядерка» очень сложный классический балет, однако именно на нем труппа театра должна вырасти в профессиональном плане. Будучи сам танцовщиком, я играл этот спектакль на сцене Мариинского театра. Теперь работаю с артистами балета ГАБТа им Алишера Навои как постановщик, и вижу их потенциал, отрадно, что много талантливой молодежи, даже юные исполнители поражают своей работоспособностью и трудолюбием. Именно молодая поросль в будущем думаю, будет делать серьезные заявки на роль солистов балета», - вдохновлено рассказывал Андрис Лиепа. История любви баядерки Никии и отважного воина Солора – это вечный сюжет о любви и коварстве, о верности и предательстве. Постановочная труппа имеет два полноценных состава. Первый состав представили заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева и Улугбек Олимов – блестяще исполнившие роли двух влюбленных Никии и Солора, Замир Фазлутов был бесподобен в роли всемогущего раджи, а также великолепная Мадина Юсупова в роли Гамзатти. Неподражаемый Андрей Немировский в роли великого брамина, харизматичный Равшан Чарыев в роли факира Магедавея и виртуозный Золотой божок в исполнении Камрона Имамова также оставили неизгладимое впечатление. За дирижерским пультом Бобомурод Худайкулов. Особая роль в классическом балете отводится массовым композициям и отдельным танцевальным номерам – Па-де-сис, великолепный индусский танец, джампе и та самая картина «Тени» где представлены 24 прекрасные юные танцовщицы, особенно поразили зрителей. Отметим, что постановкой занимались ассистенты хореографа-постановщика - заслуженная артистка РФ Светлана Романова и Мария Левицкая (Россия). На брифинге Мария Левицкая отметила, что данная постановка - это плоды труда артистов балетной труппы, которые выкладывались в полную меру, за короткий срок сумели мастерски выучить сложный материал. Сценография и костюмы заслуженного художника Российской Федерации Вячеслава Окунева и художника-технолога Елены Нецветаевой-Долгалёвой (Россия) поражают изысканностью, непревзойденным вкусом и утонченностью. Подготовка к постановке шла ускоренными темпами, на завершающем этапе Мастер спросил: «Слон – готов?!». «Потому, что театр - это чудо. Хотя мы с вами живем в XXI веке, приходя в театр хотим попасть в сказку!» - с юмором рассказывал Андрис Марисович. Действительно, ярким сценографическим «героем» балета стал слон, на котором Солор выезжает на сцену… Выполненный так, что его легко можно принять за настоящего! «Баядерка» один из лучших классических балетов, постановка его словно отзвуки прошедшего двухсотлетнего юбилея Мариуса Петипа. Музыка Минкуса очень «дансантна» («танцевальная») и удобна для исполнения балетных па, отмечал Лиепа. К сожалению, в годы перестройки и даже в нулевых, наблюдался некий упадок балетного жанра в Узбекистане, недостатки артистов кордебалета вызывали много критики у специалистов. Постепенно появлялись новые артисты, новые постановки и конечно это заслуга Шавката Турсунова, Замира Нурымбетова. Балетный жанр Узбекистане постепенно набирает свою мощь, появляются новые постановки ГАБТа им. Алишера Навои – «Томирис» Улугбека Мусаева, «Хумо» Анвара Эргашева, «Поэма двух сердец» Арифа Меликова, «Лебединое озеро» Чайковского и другие. Музыкальная драматургия современных балетных постановок ГАБТа им. Алишера Навои является сложной квинтэссенцией хореографических и музыкальных находок, что говорит о растущем профессионализме артистов и постановщиков. Теперь с привлечением специалистов мирового масштаба труппа выходит на международную арену. «Только из бутона постепенно распускается цветок»- так поэтично Андрис Лиепа сравнил развитие балетного искусства в Узбекистане. Целая плеяда молодых талантливых танцовщиков, истинных артистов театра, таких как А.Бабаджанова, Н.Хамраева, Д.Хасманов, Р.Чарыев, З.Фазлутов, Т.Шангариев, М. Юсупова, У.Олимов, В. Бондяс, М. Хуснитдинова, С. Хисматова вносят значительный вклад в развитие балетного искусства Узбекистана. В ходе брифинга, Андрис Лиепа проявился как интересный рассказчик и собеседник, обладатель невероятного чувства юмора, несмотря на свою мировую известность и славу - легкий и незаносчивый человек. Очень трогательно было слышать слова - «наш театр, наша сцена» маэстро от души говорил, как понравился ему Узбекистан, его гостеприимные люди и национальная кухня. Значит, нам остается надеяться на долгое и плодотворное сотрудничество с великим мастером!
Зарина Ходиева, член Союза композиторов и бастакоров Узбекистана.
|
|