Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
16.10.2019 / 20:02:06
Истина страстей в юбилей великого русского композитора Римского – Корсакова (о спектакле "Царская невеста в ГАБТЕ им. А. Навои)Театр дорог всем нам своим удивительным свойством одаривать наши души настоящей правдой страстей и чувств. И когда это удивительное излучение со сцены сплетается с пристальным вниманием и чутким восприятием переполненного зала – то рождается истинный праздник творчества. Именно таким праздником остался в сердцах многих ташкентских зрителей замечательный спектакль «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА», представленный ташкентской музыкальной общественности и многочисленным любителям оперы Государственным Академическим Большим театром оперы и балета имени Алишера Навои. Этот спектакль живет на сцене нашего любимого театра уже более десяти лет.Он признан и любим зрителем, и мы уже неоднократно и с удовольствием писали о нем. Но и особая дата, связанная с недавним исполнением этой замечательной оперы, и высокий уровень и постановки, и исполнения заставляет нас вновь обратиться к этой прекрасной работе ГАБТ имени А.Навои. А дата весьма значительна – это 175 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Выдающегося мелодиста, уникального музыкального драматурга, создателя и замечательных опер, и ярких симфонических творений. А нас, жителей Узбекистана, - особенно привлекает в его творчестве удивительная любовь композитора и к культуре Востока, которую он высоко ценил и всю жизнь пытался воспевать в своих произведениях. И прекрасная, значимая акция, которой предполагалось отметить юбилей выдающегося композитора, задуманная и проведенная ГАБТом имени Алишера Навои при содействии Представительства «Россотрудничества» в Республике Узбекистан, к счастью удалась и организационно, и творчески. То, что организационно и творчески в этом проекте объединили свои силы и театр и РОССОТРУДНИЧЕСТВО – несомненно, дало весьма плодотворные результаты. Зрительный зал театра был буквально заполнен зрителем – внимательным и чутким, с первых и до последних мгновений воспринявшим каждую деталь спектакля и награждающим практически каждый номер горячими аплодисментами. А замечательный исполнительский состав с полной отдачей Проникновенно и трепетно провел каждый миг жизни своих героев. Прекрасно и осмысленно спетый яркими голосами, эмоционально сыгранный – этот спектакль оставил совершенно исключительное впечатление. Главной ценностью постановки «Царской невесты» заслуженным деятелем искусств Республики Узбекистан Андреем Слонимом, безусловно, стоит считать и её верность авторской драматургии, и наполнение чувств и страстей героев неподдельной искренностью. Именно это вызывает горячее сопереживание зрителей в каждый момент. Хочется особо отметить, что стиль спектакля точно и четко соответствует эпохе опричнины царя Ивана Грозного, а характеры поведения и психологии героев окрашены современной заостренностью.В каждый момент веришь нюансам и оттенкам изменчивой жизни этих героев и проникаешься к ним зрительским вниманием. В силу этого спектакль разворачивается как экспрессивное полотно, в котором напряжение нарастает с каждым моментом, а жизнь каждого героя очерчивается с убеждающей достоверностью. Опера эта весьма непроста переменчивостью настроений и нюансов, сочетанием и внешнего, и скрываемого смысла. Уже несколько составов исполнителей сменилось за годы сценической истории этого спектакля. И думается, что слышанный и виденный в минувшую субботу состав – один из самых оптимальных по качеству и искренности исполнения. Символична и сценография спектакля, воссозданная главным художником театра Зубайдулло Батыровым. Она лишена бытовой достоверности и наполнена символами эпохи. Запоминаются и огромные колокола, в который бьют герои спектакля или от радости, или от большого горя - и ряд других подобных весьма убеждающих образных находок. Со дня премьеры этим спектаклем успешно дирижирует его музыкальный руководитель, заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан Анвар Эргашев. Всю драматургическую значимость сложнейшей партитуры Римского-Корсакова он делает слышимой и как бы «осязаемой» всеми органами чувств, объединяя звучание солистов, хора и оркестра в единое целое. Говоря о героях спектакля, безусловно хочется начать с яркой и убеждающей работы Рахима Мирзакамалова в образе опричника Григория Грязного.Молодой певец не только сделал свой яркий и красивый голос средством для раскрытия больших страстей, но и убедительно вжился в суть самого характера обуреваемого страстями Григория. Он убедительно раскрывает влияние любовной страсти своего героя к юной Марфе, страсти, котороя становится навязчивой и неуправляемой. И губит и его самого, и многих, кто вольно или невольно оказался в орбите этой страсти. С момента своего дебюта Рахим Мирзакамалов заметно обогатил свой образ и достойно раскрыл его в юбилейном спектакле. В роли Марфы практически со дня премьеры успешно выступает Лятифе Абиева. В этой трудной роли ей удается замечательно раскрыть и светлый мир души Марфы, и ее любовь к Ивану Лыкову, и растерянность перед грозными обстоятельствами. Сцена безумия Марфы в последней картине особенно удалась ей переменчивостью состояний, убедительной передачей угасания своей героини перед сокрушающими событиями. Очень искренне и трагично раскрыла Анастасия Юдина образ Любаши – возлюбленной Григория. Навязчивое стремление сгубить ни в чем не повинную Марфу только потому, что её Григорий загорелся к ней страстью – передается Юдиной сильно и убедительно. Ее образ – это также – несомненная принципиальная удача всего спектакля и в выразительном пении, и в действии. Заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов порадовал в образе Собакина-отца и богатством тембра, и правдой своего непростого героя – и доброго, и с хитрецой. Удачно переданы им и любовь к дочери и ее жениху Лыкову, и таящаяся надежда на то, что Царь выберет в жены именно Марфу. А когда тяжесть горя обрушивается на него в связи с недугом и смертью Марфы – он особенно искренен в своих чувствах. Колоритен и Джабраил Идрисов в образе Малюты Скуратова – второго после царя лица в государстве. Этот разгульный палач и деспот и подчиняет себе все окружающее, и полон ненависти к Лыкову, который по царскому указу побывал в Европе и теперь смеет осуждать дикость нравов опричнины. А вот к Любаше он питает особое чувство – и с наслаждением слушает ее пение. А в финале становится единственным, кто горько оценит ее гибель... Нурмахмат Мухамедов в образе врача-немца Бомелия успешно решает сложные образные задачи. Его «составитель ядов» и сметлив, и хитер, и сладострастен в своем стремлении овладеть красавицей Любашей. Молодой Отемис Джуманиязов сделал в образе своего Лыкова хорошую заявку на воплощение этого образа во всей полноте. Он показал и хорошее звучание голоса, и стремление проникнуть в мир натуры его героя – и любящей, и обреченной. Думается, что в дальнейшем его образ обогатится новыми чертами и останется в спектакле как один из самых органичных. Несомненно украсила спектакль и прекрасная певица Надежда Банделет-Голендер, раскрыв в характере своей Домны Сабуровой и неуёмное желание видеть свою дочь Дуняшу невестой царя Ивана, и доброту и сердечность натуры. Бессменная Дуняша – Рада Смирных убедительно показала в спектакле и краски своего контральто, и черты своей героини. Органичной предстала и Мадина Базарова в роли няни Петровны. А в безмолвном (согласно композиторскому замыслу!) образе самого царя Ивана Грозного уже традиционно и весьма убедительно предстал сам постановщик спектакля Андрей Слоним. Особо стоит сказать о работе хора, который в этом спектакле раскрыл разные образы – и представителей народа, и суровой опричнины. Прекрасная работа главного хормейстера, народного артиста Сулеймана Шадманова и Натальи Куприяновой очень убедительно помогла раскрыть в спектакле эти важные образные категории в органичной жизни хора на сцене. Да, зрителей в зале в этот вечер было очень много. И каких! Здесь были представители дипломатических корпусов, почетные гости из правительства Республики, были знатоки и любители оперы, представители различных культурных центров. Без преувеличения можно сказать, что вся ташкентская интеллигенция присутствовала в этот вечер в зале театра. Все они были единодушно горячи в восприятии и оценке «истины страстей» этого замечательного спектакля. И было особенно приятно ощущать их прямое содействие происходящему на сцене, и во внимательной тишине слушания, и в горячем приеме после каждого номера и, конечно же – в финале спектакля. Хочется не забыть отметить и еще одно, весьма существенное. То, что в Узбекистане на таком высоком профессиональном уровне была исполнена одна из великих русских опер и было выражено искреннее и глубокое внимание и почитание жизни и творчества Н.А.Римского-Корсакова – говорит о многом. И о том, что с давних пор истоки узбекистанской и русской культур исконно тянулись друг к другу и сплетались в прекрасные соцветия воплощений на нашей земле лучших произведений русской и мировых культур. И о том, что в разнообразии наций и народностей, населяющих Узбекистан – неизменно велик интерес и к опере, и к балету, как к высшим формам театральных искусств. И, несомненно, - о том, что встречая свой девяностый сезон, наш оперный театр находится в неизменном и замечательном развитии. И радует сегодня, и , несомненно, будет радовать завтра новыми и новыми выдающимися достижениями, которые все более зримо выплетаются в многоцветную палитру искусства мира.
Б.БАБАЕВ фото Юрия Полянского
|
|