Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
18.11.2020 / 21:38:23

Большой театр Узбекистана имени А. Навои продолжает радовать зрителей и музыкальную общественность нашей столицы новыми яркими проектами. Об одном из них в нашем следующем комментарии


Наряду с регулярным репертуаром основной сцены заметно оживилась работа Музыкальной гостиной театра, которую сейчас по праву можно назвать полноценной Малой сценой нашего любимого и почитаемого ГАБТа им. А.Навои. Накануне осуществлен впечатляющий проект, посвященный 180-летию со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Однако, особые условия режима самоизоляции и работы на удаленном режиме не позволили отметить эту дату в положенный срок, весной этого года. И тем ценнее, что в это трудное время, наряду с непростым режимом работы над многими другими проектами, группа энтузиастов театра разрабатывала и усовершенствовала номера этого замечательного вечера-композиции.

Как и многие полюбившиеся ташкентскому зрителю спектакли и проекты – программа этого интереснейшего вечера была разработана и продумана ведущим режиссёром театра, Заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом в союзе с концертмейстером Людмилой Слоним и солистами театра самых разных поколений – от наиболее опытных до самых молодых. Вечер был назван ёмко и своеобразно – «Растворил я окно...». Не только потому, что эта первая строка открывает и известное стихотворение замечательного русского поэта и государственного деятеля, Великого князя Константина Романова. Это стихотворение стало основой и знаменитого романса Чайковского, проникнутого светлым утонченным чувством и любовью к родине. Но весь замысел композиции разнообразнейших романсов  в этот вечер стал окном, распахнутым в разнообразнейший, разножанровый и многокрасочный мир романсов композитора .

Уютный зал Музыкальной гостиной собрал большое для своего объема количество зрителей. Разумеется, были соблюдены и все меры безопасности режима пандемии – и маски на лицах зрителей, и необходимая дистанция между креслами. И с первых мгновений вечера установилась совершенно необыкновенная атмосфера единства между сценой гостиной и залом.

Андрей Слоним начал вечер со своеобразной преамбулы о творчестве П. И. Чайковского и необыкновенном мире его романсов, каждый из которых, по сути, является некой отдельной «планетой» в необъятном пространстве творчества композитора.

 «...Мир романсов Петра Ильича Чайковского – сказал Андрей Евсеевич, - это. трепетный и ранимый «микрокосмос» мятущейся человеческой души, ищущей прорыва к Свету и Гармонии... Неповторимые состояния духа, познавшего и светлую, но далеко не всегда встречающую ответное чувство любовь, - и горечь утраты этой любви... Замечательные «излучения» природы, часто гармонирующей с состоянием души, или же – наоборот, контрастирующей с ее взлетами или светлой печалью. Новизна этих замечательных творений заключена и в том, что они – не просто, и не только – произведения для пения. Нет, каждое из них – это объёмное и глубокое повествование о человеческой судьбе. Это – своеобразный моноспектакль, который исполнителю необходимо не только выразительно пропеть – но и прожить во всей полноте его драматических перипетий. Встречи – и разлуки, любовь, которая только кажется настоящей – и растворение этой призрачности в неумолимой правде действительности...

Помнится, сам Пётр Ильич в своей замечательной переписке с Надеждой Филаретовной фон Мекк писал, что сочиняет романсы исключительно в периоды кратких периодов «отдыхов» от создания произведений крупных форм. Однако, его особенное проникновение в мир странствий души человеческой настолько выпукло и пронзительно раскрывает драматические таинства судеб, что романсы Чайковского таят в себе не меньшие глубины и тайны, чем его оперы, симфонии. И человеческий голос в сочетании с излучением души сплетается с тканью фортепианного аккомпанемента, который у Петра Ильича не менее весом и важен, чем голосовая партия. Он живет вместе с певцом, он открывает драматургическое действие каждого романса, а когда излучение пения завершается – нередко проживает свою особую жизнь в попытках ответа на многие неясные вопросы бытия и духа...

В этом году великому Чайковскому исполняется 180 лет со дня рождения. Подобных вечеров романсов композитора, как и композиций, в которых оживут и его оперные образы – нами предполагается несколько», - рассказывает Андрей Евсеевич.

Динамичная жизнь вечера-композиции «Растворил я окно...» представила палитру самых разнообразных романсов великого композитора. Утончённые размышления о жизни и судьбе соседствовали в нём со взрывом чувства, а светлые надежды – с горькими разочарованиями. Явственной была и связь мира некоторых романсов с истоками народного песенного творчества, с исконной напевностью, где радость соседствует со светлой печалью. И можно сказать, что в наши дни редко где можно было услышать и воспринять столь многообразное и многоОбразное соцветие романсов Чайковского. Не менее ценно и другое – каждый из этих романсов был вдохновенно прожит талантливыми исполнителями в каждой фразе и нюансе и донесён до зрителя со всей полнотой искреннего чувства.

Понятно, что вечер открылся романсом-«эпиграфом» «Растворил я окно...» в трепетном и интеллектуальном исполнении Рахима Мирзакамалова. Игрой красивейшего тембра своего баритона и искренностью интонаций он передал всю сложность эмоций этого произведения, и задал необходимый тон всему вечеру. Затем он умно и тонко, с необходимой остротой, раскрыл драматический смысл романса-притчи «Легенда» (на стихи А. Плещеева), а ближе к финалу убедил экспрессией и правдой излучения чувств в непростом и сильном романсе «Ночи безумные» на стихи А. Апухтина.

Нурмахмат Мухамедов бережно – и в то же время с большим запасом чувства! – проник в сложный смысл романса «Зачем?..» на с тихи Л. Мея. А позднее передал весь ностальгический смысл светлой печали об утраченных чувствах далекой юности в замечательном романсе на стихи Д. Ратгауза «Мы сидели с тобой...». Гульшан Азизовой необыкновенно близка именно лирическая природа образов Чайковского. Именно поэтому в ее исполнении вызвали горячее сопереживание такие два разных романса, как поэтическая «Ночь на стихи Я. Полонского, и солнечно-радостное настроение романса «Первое свидание» на стихи «К.Р» - пожалуй , одного из самых светлых и оптимистичных романсов Чайковского!

Анастасия Юдина снова обаятельно и искренне предстала в двух совершенно разных женских образах. В романсе на стихи Я Полонского «Песнь цыганки» (в котором Чайковский услышал «испанский» ритм болеро и особые законы страсти и чувства!) – певица убедительно раскрыла и драматизм разлуки, и горечь расставания, и опасения перед новыми превратностями судьбы.  А в романсе-монологе «Забыть так скоро!..» на стихи А. Апухтина Юдина смело и заостренно передала драматизм разочарования во встречном  чувстве, которое обмануло, предало. И судьба героини в ее горестных порывах души предстала во всем многообразии нюансов и оттенков...

У Надежды Банделет-Голендер были весьма сложные творческие задачи. Ей предстояло передать ностальгию о безвозвратно ушедшей весне и любви в романсе «То было раннею весной...» на стихи Алексея Толстого. А некоторое время спустя с особой простотой и драматизмом поведать о злосчастной женской доле в романсе-песне на стихи И. Сурикова «Я ли в поле где не травушка была...». И певица внятно, достойно и проникновенно подарила притихшему залу эти две совершенно разные истории судеб и душ...

Очень порадовала и мастерством, и своим пониманием весьма непростого материала и талантливая творческая молодёжь. Ришат Решитов драматично, со вкусом и без ложного мелодраматизма донес трагический смысл романса на стихи И.-В. Гёте «Нет, только тот, кто знал...», а затем с редкостным для молодого человека проникновением в мир души, уже умудренной перипетиями прожитой жизнью – раскрыл трагический смысл романса «Примирение» (на стихи Н. Щербины).

Одним из подлинных открытий вечера стало выступление молодого тенора Бекзода Садыкова. Ему удалось в поразительной мере и действенной убедительности сделать «зримым» не только трагический смысл романса «Корольки» на стихи В. Сырокомли, - но и сыграть своеобразную «монооперу» жизни и перипетий своего героя. По замыслу, герой-казак отправляется на войну. А его невеста просит привезти ей «нитку корольков» - коралловые бусы. Герой по правилам битвы несет гибель, разит, сокрушает. И находит среди разрушений войны желанную «нитку корольков». Он летит домой, стремясь порадовать любимую. И в родном селе встречает похоронную процессию, провожающую в последний путь его возлюбленную Ганну... Вряд ли нужно пояснять, насколько силён и актуален смысл этого романса, редко исполняемого сегодня по причине особой трудности. А молодой Бекзод Садыков сумел проникнуть в самую сердцевину замысла автора – и убедил, что называется – «до мурашков», до глубочайшего сопереживания и катарсиса духа зрителей.. И во втором исполненном им романсе – «Снова как прежде один...» на стихи Д. Ратгауза – Садыков убедил и эмоциональностью, и редкой простотой воплощения этого глубоко драматичного произведения...

Елена Шавердова в вечере-композиции органично и предельно остро представила совершенно особую грань романса Чайковского «Кукушка». Светлым гимном вечной любви прозвучало исполнение Галиной Голубковой одного из самых «солнечных» романсов Чайковского на стихи В. Соллогуба «Скажи, о чём в тени ветвей...». И это раскрытие образа любви, как одного из высших даров человеку – создало замечательное настроение.

А завершил вечер совершенно удивительный концертный дуэт П.И.Чайковского – «Рассвет» на стихи И. Сурикова. Надежда Банделет-Голендер и Анастасия Юдина подарили его залу с обаянием и редкой правдой чувств, в слаженном ансамбле и по музыке, и по излучению душ. И вот этот образ Зари, увлекающей вдаль, к свету новых чувств и событий в вечном движении Жизни – стал впечатляющим финалом всего вечера.

Андрей Слоним, являющийся и автором органичной и оригинальной композиции романсов, совершенно разных по настроению, образности – предстал перед публикой и в своих кратких и ёмких преамбулах к каждому номеру, и в чтении отрывков из замечательной переписки Чайковского с Надеждой Фон Мекк. И все это, как и вдохновенное исполнение стихов, на которые были исполнены другие, не звучавшие в вечере романсы Чайковского – создали совершенно особую атмосферу в зале. Зритель слушал и чутко, и затаенно, а в конце практически каждого номера отзывался на выступление горячими аплодисментами и возгласами «браво!».

Людмила Слоним проявила себя в вечере не только как вдохновенный и тонкий ансамблист, чутко улавливающий «движения души» каждого певца, но и как истинный музыкант, достойно воплотивший сложнейшее разнообразие музыки романсов Чайковского. В каждом произведении ощущалась тонкая и детальная проработка очень непростого материала с исполнителями – и стремление выразить «от себя» и музыку, и смысл каждого романса великого композитора.

И благодарная публика долго не хотела расходиться, произнося слова признательности за проведение этого прекрасного вечера.

                

                                ГУАРИК БАГДАСАРОВА





Другие материалы рубрики

12.11.2020 / 20:56:25

"Завтра" – премьера новой пьесы Никиты Макаренко с музыкой Ашота Даниеляна

Что будет завтра? Атмосфера тревоги и неопределенности захлестнула весь мир. Неуверенность в завтрашнем дне – гнетущая мелодия, одинаково резонирующая и в жителе Ташкента, и в жителях Москвы, Чикаго и Тайпея Далее...

09.11.2020 / 18:45:17

"Травиата" в новом формате на сцене ГАБТ в Ташкенте

Вот прозвучала грустная нежная прелюдия, открылся занавес, и зрители тотчас поняли, увидев на сцене хор в полном составе и на первом плане всех действующих лиц: привычный театр отменяется. Вместо роскошного гала-представления — постановка носит довольно сдержанный характер. Вся эта эффектность в новой постановке оказалась излишней Далее...

09.11.2020 / 18:41:03

"VIVA, MOZART!"

ДОРОГИЕ НАШИ ЗРИТЕЛИ! ГАБТ имени А. НАВОИ готовит новую весьма необычную премьеру. ЭТА ПРЕМЬЕРА СОСТОИТСЯ 19 НОЯБРЯ, В ПЯТНИЦУ, в 15.00 в МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ ТЕАТРА НА НАШЕЙ МАЛОЙ СЦЕНЕ. И ОНА НАЗЫВАЕТСЯ – "VIVA, MOZART! Далее...

07.11.2020 / 23:09:01

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Сегодня Юбилей Заслуженной артистки Республики Узбекистан, прекрасной женщины, великолепной актрисы, мастера сцены Государственного академического русского драматического театра Узбекистана — ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ СТОЦКОЙ! Далее...

01.11.2020 / 12:47:12

ПОЗДРАВЛЕНИЕ

Государственный академический русский драматический театр Узбекистана поздравляет Народного артиста Узбекистана и Каракалпакстана Ёдгора Хабибовича Сагдиева с назначением на должность директора Национального академического драматического театра Узбекистана Далее...





19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте