Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
10.02.2022 / 18:09:30
Триумф "Царской невесты" на сцене ГАБТ им. А. НавоиВ минувшее воскресенье 06. 02. 22 на сцене Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои ценителям оперного искусства была представлена опера Н.А. Римского-Корсакова "Царская невеста". В основу драмы русского поэта, переводчика и драматурга Л.А. Мея положен исторический (хотя и малоизвестный) эпизод женитьбы (в третий раз) царя Ивана Грозного. В опере (либретто написано И. Ф. Тюменевым) сюжет драмы Мея не претерпел существенных изменений, а её драматизм неизмеримо усилился гениальной музыкой. Бытовую пьесу Мея композитор превратил в лирико-психологическую музыкальную драму, сохранив вместе с тем сочно написанные драматургом жанровые сцены. Задуманная и начатая в феврале 1898 года, опера была сочинена и завершена в партитуре в течение десяти месяцев и в следующем сезоне поставлена Частной русской оперой Мамонтова. На императорской сцене опера была поставлена в 1901 году (Мариинский театр). У публики сочинение имело очень крупный успех, перекрывающий даже триумф «Садко». В 1902 г. состоялась пражская премьера. Опера не сходит со сцен ведущих российских музыкальных театров и в XXI в. стремительно завоёвывает также зарубежную публику. Спектакль «Царская невеста» живёт на сцене ГАБТ имени А. Навои счастливой сценической жизнью, сменяя составы исполнителей, ярко участвуя в международных фестивалях, принимая в орбиту действия ярких гостей –гастролёров – и по праву любим ташкентской публикой. Этот спектакль, сохраняя свои лучшие свойства, вновь раскрылся перед зрительным залом, заполненным музыкальной общественностью Ташкента, – предстал поистине в новом качестве и был триумфально принят публикой. Накануне представления режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств Узбекистана А.Е. Слоним кратко рассказал о главной концепции спектакля, не сходящего с афиши ГАБТ с 2014 года: - В суровую эпоху правления российского царя Ивана Грозного, в период безудержного разгула и вседозволенности опричнины, разворачивается трагическая история прекрасной и юной Марфы, беззаветно любящей своего жениха Ивана Лыкова - но силой неумолимых обстоятельств ввергнутой в горькие перипетии. Страсть к ней опричника Григория Грязного, неудержимый всплеск ревности его возлюбленной Любаши, её слепое стремление погубить ни в чём не повинную Марфу, коварство придворного лекаря-немца Бомелия, любовь к дочери отца Марфы, купца Собакина - всё это сплетается в некий роковым образом запутанный узел, сковавший судьбы героев неразрывными цепями и необузданной игрой страстей. А образ грозного Царя Ивана, увенчивающего эту пирамиду, - оказывается горестно роковым и в кажущемуся ему всесилии, и в бессилии перед непреодолимой тяжестью обстоятельств и роковых путей судеб. И главное предостережение нам, сегодняшним, в материале этой оперы заключено в призыве оберегать истинно прекрасное, беззащитное и ранимое от любых форм насилия, от бесплодных и пагубных попыток «присвоить» эту великую красоту и сделать своей собственностью. А нередко случается, что в суетном страхе перед непостижимой необычностью этой красоты – ее стремятся попросту устранить физически с пути, чтобы не мешала она более обыденному и привычному… Мы с трепетным волнением ждём новой встречи с вами на этом особенном спектакле! И пусть ваша встреча с оперой "Царская невеста" принесёт новые добрые впечатления, а ваши светлые излучения душ дадут нашим прекрасным исполнителям заряд особой энергии и правды чувств! Прекрасная, полная завораживающей мелодики и динамичной драматургии музыка, богатство исполнительских красок лучших солистов оперной труппы ГАБТ имени А. Навои раскрыли перед зрителем всё богатство великой оперы Римского-Корсакова в динамичной постановке и экспрессивном исполнении. Особенно примечательно и значительно, что этим спектаклем впервые дирижировал новый главный дирижёр Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте Денис Власенко. Его разнообразные международные проекты с участием крупнейших оперных певцов современности вызывают неизменный энтузиазм зрителей разных стран, в том числе жителей и гостей Ташкента. Маэстро любезно согласился дать эксклюзивное интервью сайту Культура.Уз перед началом спектакля. В его облике сразу же бросается в глаза европейский шик наружности, сочетающийся с одухотворённым выражением лица и мягким бархатным тембром голоса, располагающие к откровенной беседе. - Денис Георгиевич, как Вам работается в новой должности с симфоническим оркестром ГАБТ? - Мы начинаем друг друга понимать, сознавать, чувствовать, хотя ещё пока есть масса проблем и вопросов не одного месяца, которые мы стараемся постепенно решать. Многое будет зависеть от восприятия и оценки публики нашей совместной работы и перемен к лучшему, надеюсь. Оркестр готов к новым веяниям, как и я вместе с новым руководством театра. - Как шла работа над оперой «Царская невеста»? - «Царская невеста» - это шедевр Николая Римского-Корсакова, который, к счастью, в настоящее время успешно идёт на сцене многих театров мира, в том числе в Лондоне, Берлине, Париже, Милане. Он дополнил три известных во всём мире русских оперных спектакля: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Петра Чайковского, а также «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Мы будем всячески поддерживать тот высокий художественный профессиональный уровень, который нам задал Римский-Корсаков перед оркестром, и дирижёром, и перед солистами. Это не самая простая опера в плане музыкальной драматургии. - Как Вы работаете с нашими солистами, имея опыт выступлений с такими мировыми звёздами, как: Анна Нетребко, Юрий Башмет, Вадим Репин, Аида Гарифуллина, Денис Мацуев, Александр Рудин, Мария Гулегина, Николай Луганский, Хибла Герзмава, Сергей Крылов, Люка Дебарг, Эрвин Шротт, Джозеф Каллейа и многие другие артисты? - В моём понимании «звезда» - это тот исполнитель, кто понимает свою роль, свою партию, образ, который он выносит на сцену, неважно, в какой опере. Иногда я встречаю совсем молодого солиста, который точно понимает свою партию, и даже если ему не хватает каких-то высоких профессиональных способностей, - как правило, именно такие артисты впоследствии добиваются мирового успеха и признания. В этом театре есть талантливые солисты, с которыми очень приятно работать и видно, что они хотят работать и профессионально расти, задают мне вопросы, на которые я охотно отвечаю. Над этим спектаклем и партиями вокалистов я влился в работу в тандеме с опытным режиссёром-постановщиком Андреем Евсеевичем Слонимом. «Театр - это сообщество единомышленников, а если мы будем думать в разные стороны, то не сможем осуществить наши планы, которые мы уже обсуждаем на довольно длительный пятилетний период вперёд, - сказал дирижёр. - У нас впереди много работы, и я верю, что у нас будет сплочённая команда. Театр не должен стоять на одном месте: он должен постоянно развиваться. - Я уже слышала мнение одного молодого оркестранта Дмитрия Стрелкова (фагот), что теперь для них каждый рабочий день – праздник. А для Вас? - Мы будем стараться – я имею в виду новую команду во главе с директором театра - Рамизом Усмановым, - чтобы каждому артисту и музыканту, играющему в оркестре, здесь в театре было, действительно, хорошо, чтобы каждый сотрудник театра получал удовольствие от своей работы и чтобы трудовые будни для них были настоящим праздником, как Вам сказал в приватной беседе мой коллега. Хотелось бы, чтобы артисты выходили на сцену с ощущением, что это большое событие для них, чтобы это были важные вехи в их творческой карьере и чтобы как можно меньше было в этом процессе рутины: это сложно сделать на самом деле в репертуарном театре. Будем надеяться, что каждый вечер мы будем для зрителей создавать какой-то праздник. Вот я хожу сейчас на балетные спектакли и понимаю, какой там достигнут праздник, благодаря, тому, что артисты балета ответственно и трепетно относятся к своим репетициям и выступлениям и, конечно, во многом, благодаря усилиям Андриса Лиепы. Поэтому они имеют такой тёплый приём у публики. Театр – организм, который предполагает единомыслие – и это самое главное. Мы должны все друг другу соответствовать. При наличии разных мнений, мы должны двигаться в одном направлении. - Ради новой работы Вам пришлось уйти из Государственного симфонического оркестра “Новая Россия” под руководством Юрия Башмета, где Вы проработали 10 лет, а также отказаться от многих гастролей по миру. Вы многим пожертвовали в своей карьере ради новой должности. Как Вы это расцениваете сегодня? - Я отношусь ко всему философски: если это произошло - значит, это должно было случиться для чего-то. Какие-то потери неизбежно произошли, но, может быть, я обрёл на новом месте что-то более важное? Я думаю, что всё будет органично и адекватно. Конечно, есть некоторые запланированные концерты, от которых я не могу отказаться. Думаю, всегда можно договориться, но моя основная деятельность будет сконцентрирована в этом театре. Первой работой Дениса Власенко в новой должности была опера Джузеппе Верди “Травиата” в январе этого года. В планах у маэстро много интересных постановок, среди которых как европейский, так и национальный балетный и оперный репертуар, в том числе опера П. Чайковского «Евгений Онегин» и балет «Спартак» А. Хачатуряна. Из национальных сейчас близок к выходу "Леопард из Согдианы" И. Акбарова. Запускается к работе опера М. Бафоева "Алишер Навои". Планируется традиционный фестиваль «Ташкентская весна» с приглашением разных зарубежных артистов. «Всё это, надеемся, увидит свет в течение этого календарного года», - заверил Денис Власенко в эксклюзивном интервью сайту Культура.Уз. Денис Власенко будет отвечать за музыкальную часть и вокальный уровень солистов, но при этом уверен, что будет смотреть в одну сторону с режиссёрами-постановщиками будущих спектаклей, как в случае с А.Е. Слонимом в работе над оперой «Царская невеста». По мнению главного дирижёра театра, когда «Лебедь, рак и щука» - то ничего не получается - всегда нужен тандем и единомыслие в подготовке спектакля: - Я надеюсь, что мы и команду сможем обновить, и состав оркестра как-то улучшить, и, может быть, у нас новые солисты появятся… Театр – это живой организм, который предполагает изменения в лучшую сторону.
Директор ГАБТ Рамиз Усманов, в конце октября прошлого года назначенный на должность директора театра, сменив на этом посту Махмуда Муратова, который возглавлял театр с 2015 года, и режиссёр-постановщик театра Андрей Слоним, на различных сценических площадках осуществивший постановки более 65 спектаклей, убеждены, что опыт и умение Дениса Власенко могут сыграть решающую роль для дальнейшего развития художественного уровня творчества нашего Большого театра и его утверждения на международной арене. Зрительный зал Большого театра был переполнен любителями классической оперы. Во время действия зрители, затаив дыхание, прислушивались к новому звучанию оркестра. Дирижёр словно волшебной палочкой открывал в музыкантах и вокалистах второе дыхание, чтобы они могли вдохнуть в сценические образы новую жизнь. Время от времени раздавались овации одобрения и восторга публики на выступления артистов и виртуозное исполнение музыки Римского-Корсакова симфоническим оркестром театра под руководством Дениса Власенко. Как в любой оперной постановке Н.А. Римского-Корсакова, в «Царской невесте» значительную роль играет музыка: с первых тактов сдержанной увертюры до предельно выразительных возможностей драматического развития сюжета во втором действии, в котором стремительно раскрывается душевная жизнь героев. Углублённое внимание композитора к их чувствам, психологическим противоречиям и конфликтам, расширяясь и углубляясь, выражается в сложной и разнообразной музыке: она временами пафосно торжественна, а то обезоруживающе лирична и даже сокровенна. И стоит сказать, что динамичная и экспрессивная постановка «Царской невесты» Андреем Слонимом в этот вечер неразрывно сплелась с обновленным звучанием партитуры и в согласии со штрихами дирижера приобрела новые краски и нюансы. Со всей полнотой властной динамики прозвучала увертюра оперы, расцвеченная в сценическом действии экспрессивным прологом с участием главных героев, включая самого Царя Ивана. Незабываемы замечательные мелодии оперы: речитатив и ария Грязного «С ума нейдёт красавица» в первом действии; две арии Любаши из первого и второго действий: в партии Любаши был сохранён склад протяжной песни (песня без сопровождения в первом действии) и дополнен драматически-романсовыми интонациями (дуэт с Грязным, ария во втором действии). В ариозо Лыкова «Иное всё…» раскрывается его лирически-нежный, мечтательный облик. Ария Марфы («В Новгороде мы рядом с Ваней жили») — одна из лучших страниц оперы. Вступление к четвёртому акту передаёт настроение обречённости. Сдержанная скорбь слышится в арии Собакина: «Не думал, не гадал». Напряжённым драматизмом насыщен квинтет с хором; признание Грязного образует его кульминацию. Мечтательно хрупкая и поэтичная финальная ария Марфы из четвёртой картины: «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем?» образует трагический контраст рядом с отчаянием и исступлённым драматизмом встречи Грязного и Любаши и краткого заключительного ариозо Грязного: «Страдалица невинная, прости». А кульминационная сцена Марфы в четвёртом действии не только скрепляет всю драматургию «Царской невесты», но и выводит её за пределы бытовой драмы к высотам подлинной трагедии. Публику также порадовало звучание хора, которое, к сожалению, обычно не является сильной стороной спектаклей. Хор опричников, как и колоритная народная сцена, как и сцена помолвки Марфы и Лыкова, как и трагическая финальная сцена в царском дворце – звучали красочно и во всём богатстве нюансов были выразительно прожиты в действии.Очень гармонично, сбалансировано, выразительно звучал оркестр под управлением Дениса Власенко на протяжении всего спектакля. В неразрывном ансамбле с оркестром выразительно пели и эмоционально жили на сцене все герои спектакля. Оркестр точно передавал бездушный похмельный «беспредел» опричнины эпохи Ивана Грозного. В полном слиянии с музыкой и в бурной «истине страстей» шло динамичное существование героев на сцене. По законам этой музыки в полной органике с режиссёрским замыслом раскрывались и безудержность страсти царского опричника Григория Грязного (Махмуд Рузиев), и ревнивое неистовство его бывшей возлюбленной Любаши (Яника Багрянская), ставших и жертвами, и носителями зла и горько наказанных за свои злодеяния в конце спектакля. В полном соответствии с музыкой был живописно раскрыт характер доброго, радушного и несчастного купца Василия Степановича Собакина (Кирилл Борчанинов), повергнутого в отчаяние неожиданной бедой – смертельным недугом отравленной ядовитым зельем дочери – царевны Марфы. Музыка светоносно передаёт возвышенную чистоту «царской невесты», юной Марфы (Лятифе Абиева), до самой своей кончины преданной своему чувству к молодому жениху Ивану Лыкову (Бекзод Садыков). И молодые герои в воплощении Абиевой и Садыкова были органичны, возвышенны и чисты в своих светлых надеждах и чувствах и трагичны в своей гибели в борьбе с жёсткими перипетиями реального мира. В опоре на музыку выразительно подчёркнуты и расцвечены противоречивые, неоднозначные характеры Малюты Скуратова (Султанбек Абдурахимов), лекаря-немца Бомелия (Нурмахмат Мухамедов), простоватой Дуняши, подруги Марфы (Рада Смирных) и наивной Домны Ивановны Сабуровой, купеческой жены (Надежда Банделет-Голендер). В спектакле нет мёртвых типажей, все они наделены живыми чувствами и оживлены многоцветными тембрами «действующих лиц» эпического мира Н.А. Римского-Корсакова, где чудо Любви и возвышенной Чистоты даже в смерти побеждает все исторические и житейские обстоятельства. Царя Ивана Васильевича Грозного исполняет постановщик оперы А.Е. Слоним. Образ Ивана Грозного введён в оперу самим Римским-Корсаковым в качестве «немого» персонажа. В спектакле его влияние на события волею постановщика увеличено – образ Царя представлен сквозным, вплоть до финала и завершающей его выразительной мизансцены, в которой в обилии жертв смутной эпохи представлен и сам Иван Грозный. Он карает своего опричника Григория Грязного и через мгновение, чуть позже, бессильно обвисает на своём царском посохе. Таким образом, он сливается в своём трагическом порыве со всеми героями и народом, произносящим финальную фразу: "О, Господи!" - в исступленном молении о прощении за всё, за всё... Это и есть катарсис (очищение), без которого не обходится ни одна классическая трагедия со времён Шекспира до наших дней. Стоит отдельно сказать о том, что гармония дирижёрского решения, режиссёрской концепции и индивидуальностей певцов-актёров в слиянии красивого и выразительного пения и убеждающего активного сценического действия сделала этот спектакль «Царская невеста», уже неоднократно слышанный и виденный ранее, – особенно событийным, выдающимся и значимым. Зал горячо реагировал, буквально, на каждый номер и на весь спектакль в целом. Овация в финале была поистине «премьерной». Зрители поздравили Андрея Евсеевича и всю его команду с выдающимся спектаклем. Они были в восторге, все благодарили за возможность приобщиться к Прекрасному: среди гостей были три семьи из посольства РФ в Узбекистане, которые тоже остались очень довольными спектаклем. Впервые посетившие ГАБТ им. Навои два молодых юноши-программиста готовы были стать завсегдатаями театра. Некоторые зрители признавались, что не всё до конца поняли, но хотят уже подковаться специальной литературой и ещё раз прийти на этот спектакль уже подготовленными, чтобы до конца оценить человеческую драму характеров и страстей эпохи грозного царя Ивана Васильевича. Как здесь не вспомнить слова Бертольда Авербаха: «Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить – на нем душа говорит с душою... Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни». Андрей Евсеевич откликнулся на благодарные отзывы зрителей таким образом: - Поздравляю всю нашу команду и нашего замечательного маэстро Дениса Георгиевича Власенко с нашим спектаклем "Царская невеста», который прошёл на одном дыхании, с полной энергетической отдачей каждого участника, в богатстве нюансов и оттенков, в органике звучания и проживания образов в их жизни на сцене. Переполненный зал, к счастью, горячо принял наш труд на сцене. Благодарю всех солистов, артистов хора, оркестра, работников цехов. Отдельно поздравляю Маэстро Власенко с прекрасной работой и ярким результатом. Этот результат особенно ценен в трудных условиях пандемии, и полнота отдачи каждого из участников спектакля имеет очень высокую цену. Спасибо вам, дорогие коллеги и друзья! Многообразие взглядов и отзывов об оперной постановке «Царской невесты» подтверждает справедливость мнения режиссёра-постановщика ГАБТ А.Е. Слонима о том, что «Придёт время, и интерес к творениям выдающегося композитора Н.А. Римского-Корсакова и углубится, и усилится. Могучий облик творца, постигнувшего таинства Чуда во многих его проявлениях, – в наши дни не только не теряет черты своей яркости, внятности и новизны. Он даёт явственно ощутить в реалиях, что этот великий композитор отнюдь не музыкальный деятель прошлого, а творец, на столетия опередивший в своих ощущениях мира и своё время, и свою эпоху – и неизменно близкий в своих устремлениях нам, сегодняшним…».
Гуарик Багдасарова Фото Юрия Полянского
|
|