Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
21.03.2022 / 17:44:32

БЕЛЫЙ КРОЛИК, КРАСНЫЙ КРОЛИК. КУДА ОН КЛОНИТ?


Превращение кролика в кролика. Кролика в ягнёнка. Кролика в страуса. Кролика в медведя. Кролика в человека.

28 языков.
49 стран.

Иранский драматург Нассим Сулейманпур, написавший пьесу в 2010 году, был заложником своего родного города – Тегерана. Он не имел паспорта, так как отказался служить в армии, и не мог никуда уезжать. В настоящее время с автором всё хорошо. Он живёт в Германии вместе со своей женой и собакой.

Но тогда, в 2010-м, пьеса «Белый кролик, красный кролик» была единственной возможностью автора путешествовать по всему миру. И она реализовалась.

Спектакль одного актёра продолжительностью почти два часа. Выдержит ли такое зритель театра Марка Вайля «Ильхом»? Ещё как выдержит. Уходить не захочет.

К настоящему времени этот моноспектакль играли Вупи Голдберг, Стивен Фрай, Синтия Никсон, Анатолий Белый, Юлия Ауг. В театре «Ильхом» его сыграла Ольга Володина.

Поначалу зритель сидел настороженный. А Ольга Викторовна волновалась. А вы бы не волновались? Представьте, что вам в руки попал запечатанный конверт с рукописью. Открывайте конверт – начинайте играть. Вы не то что плохо знакомы с текстом. Элементарно: вы не знаете, каков сюжет, авторский замысел, композиция, финал. Не знаете абсолютно ничего.

Мне бы хотелось дать вольную трактовку данной задумке автора. И сравнить зарождение спектакля на сцене с рождением нового человека. Вот он – свеженький, маленький, живой. Садись и пиши свою судьбу, не зная, что тебе там приготовили. (А ведь что-то всё-таки приготовили. Базовый набор имеется). И тут так. На наших глазах родилась новая Ольга Володина. Огненная, красная, пылающая. (Цвет волос не остановить).

Действие началось. И всё пошло, как по маслу. Появились второстепенные персонажи: зрители из зала. Не удивляйтесь, если вам вместо имён дают номера. («Игру в Кальмара» посмотрела чуть ли не половина Земли). Не удивляемся.

Спектакль разворачивается. События несутся. Зритель – откликается. Кто сумом поможет, кто красный шарф даст, кто метафизическую морковку предложит.

Если бы можно было рассказать, кто такие кролики. Как они живут, чем и для чего. Я бы рассказала. Но не могу. (Таковы правила. Не разглашать правила. Точнее, не озвучивать ключевые моменты пьесы). Хотя, вы наверняка, бывали в зоопарке. Или у кого-то в детстве дома кроликов выращивали. И тут всё абсолютно похоже. Есть кролики. Те, кто понаглее, пошустрее, поживее – лидеры. Таких не любят. И, как правило, стаскивают с их пьедестала. Стащили – выбрался новый лидер. Сам. Стащили. Новый. И так по кругу. Но в вашем детстве вряд ли кто-то красил кроликов-победителей в красный цвет. Тут автор отличился. Покрасил. Разделил кроликов: на красного и белых.

Кролик, кролик, бедный мой кролик.

Могу ещё кое-что от себя добавить. В рамках дозволенного, разумеется. Сюжет спектакля раскрывать нельзя. Всех фишек и ходов тоже. Но я приоткрою занавес в тот момент, когда зритель, и я, в том числе, покидали зал. Недоумение. Нет ответов на вопросы. Хочется вернуться обратно в зал и задать их. Хочется спросить идущего рядом: нас обманули? Где наша морковка? Хочется ещё и ещё аплодировать. Хочется кричать из коридора «Браво!» Хочется продолжать думать над спектаклем.

У пьесы, пожалуй, самая лучшая концовка – какая могла быть. Такое незавершение. Такое недооткровение. Недопонятливость. А король-то голый или нет? Есть ли король? И есть ли кролики у короля?

Что касается текста пьесы, на мой взгляд, он композиционно, стилистически, лексически, метафорически выполнен идеально. (Если существует какая-либо шкала идеальности). Всё на месте. Одно объясняет другое. Пусть и через несколько страниц. Одна история, рассказанная автором, не может существовать без другой, рассказанной гораздо позже. Один вопрос, который волнует его, перекликается с другим.

Что касается игры Ольги Володиной. Тут только встать и поклониться. Дарить цветы с благодарностью, смотреть с восхищением, сидеть, открыв рот, весь спектакль. И поражаться: как? Как можно так импровизировать, читать текст на одном дыхании, энергетически подключать нас всех к своему голосу и манере игры. Ведь это не игра никакая, а сама жизнь. В чистом виде.

И напоследок. Жаль, что вас не было. Тех, кого не было. И здорово, что вы были. Те, кто были. Потому как те, кто не успел, не смог, не поместился – не будут иметь возможности посмотреть этот спектакль ещё раз, здесь, в Ташкенте. Никогда. Разве что следить за страной, где покажут спектакль. И ехать туда в срочном порядке. Но опять же: в какой стране, на каком языке? Этого никто не знает.

В каждой стране спектакль показывается ровно один раз. Без повторов. Без включения в репертуар. Без официальных премьер. Кто посмотрел – тот и счастливчик. Расходимся. Но не прощаемся.

Наталья Белоедова

Фото: Анатолий Ким





Другие материалы рубрики

20.03.2022 / 18:48:01

"Дийдор". "Зебуниссо". Драма поэтессы и поэзия в виде драмы.

В театре-студии им. Б. Юлдашева "Дийдор" очередная премьера - "Зебуниссо" по пьесе Уйгуна. Далее...

20.03.2022 / 11:22:35

В рамках дней открытых дверей в ГAБТ им. А.Навои будет представлена опера "Кумуш"

Опера "Кумуш" — многокрасочное, динамичное и зрелищное представление. История любви Отабека и Кумуш, донесённая из минувших дней, трогает счастьем обретения влюблёнными друг друга. Далее...

14.03.2022 / 21:13:14

В Ташкенте пройдет Международный фестиваль театра и балета

В Ташкенте пройдет Международный фестиваль театра и балета. В течение месяца зрители смогут наслаждаться выдающимися произведениями зарубежного искусства и воочию встретиться с мировыми знаменитостями. Далее...

12.03.2022 / 11:12:15

Опера "Кармен" на сцене театра ГАБТ им А.Навои

В центре сюжета оперы "Кармен" - красивая, страстная и свободолюбивая цыганка, своим образом жизни и поступками меняющая жизни окружающих ее людей. Эта опера считается кульминацией творчества Жоржа Бизе и его жизненным фиаско. Далее...

11.03.2022 / 09:42:29

Премьера "Мистер Икс" в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана – предвестие светозарной весны

Столетие "Принцессы Турандот" - шедевра Карло Гоцци и Евгения Вахтангова - и 140-летие венгерского композитора Имре Кальмана - Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана отметил спектаклем "Мистер Икс" в постановке Натальи Салиховой. Далее...





18.11.2024 / 23:53:49
"Новый взгляд"-так называется юбилейная персональная выставка Ибрагима Валиходжаева, представленная в Центральном выставочном зале Узбекистана. И это именно так
 
28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 


21.11.2024 / 11:28:03
В Ташкенте проходит фестиваль французского кино
 
19.11.2024 / 15:13:51
Успех узбекских кинематографистов .Фильмы узбекских кинорежиссеров получили высокую оценку на прошедшем в Туркменистане IV кинофестивале "Куркут ота".
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 
18.11.2024 / 16:10:28
Культуре чтения-быть. В Русском культурном центре Узбекистана при содействии Центра русского языка и литературы при РКЦ Уз прошел ежегодный семинар "Новые технологии в преподавании русского языка и литературы".
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте