Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.03.2022 / 13:41:33
"Дорогие мои старики" в ГАРДТ: преемственность и современностьВ рамках Недели театральных представлений (22-27 марта 2022 г.) в честь Навруза и Всемирного дня театра в Государственном академическом русском драматическом театре два вечера подряд 22-23.03.22 с аншлагом шёл премьерный спектакль «Дорогие мои старики» по мотивам комедии Александра Галина «Аккомпаниатор». Первый показ спектакля состоялся 22. 10. 21, но в афише он до сих пор значится премьерным – и это справедливо, так как он всё время находится в процессе творческого обновления. Знаменательно, что в фойе театра посетителей встречал хор «Ветеран» яккасарайского Культурного центра под руководством Отличника народного образования, лауреата смотра и конкурсов «Ильхом чашмалари» Гульсины Файзуллаевны Уруновой. Участники хора преклонного возраста преподнесли зрителям праздничное приношение в виде интернациональной лирико-патриотической вокальной программы, в которой прозвучали песни на русском и узбекском языках, и наглядно продемонстрировали, что человек живёт и радует других не по паспортному возрасту и не по капризной мартовской дождливой погоде. Это событие по воле случая перекликалось с идейным подтекстом ожидаемого представления. Александр Галин – автор широко известных пьес: «Крыша», «Восточный трибунал», «Звёзды на утреннем небе», «Ретро», «Библиотекарь», «Титул» и другие. От Александра Галина ждали современного слова. Галин его произнёс так, что тема одиночества и бескорыстного добра остаётся актуальной и сегодня. Драматург в своём творчестве не равнодушен к судьбам трудным, к людям обездоленным, оказавшимся на обочине жизни. Но в печали сумеречного существования своих героев он способен разглядеть их благородную стойкость и укрепить её. Он сострадает людям и уважает их. В их нищенском, мало кому заметном мире, он угадывает свет души - что-то есть в этом от Достоевского и Диккенса - своеобразную силу смирения, которая, пожалуй, только и помогает выстоять. Это комедия с большой буквы. Это тот Театр, который разбудит в нас давно спящие чувства; тот Театр, который стряхнёт с нас оковы однообразных будней; тот Театр, который подарит радость жизни. Сюжет комедии «Аккомпаниатор» А. Галина прост, он подсказан нашей жизнью. Речь в пьесе идёт о молодом музыканте, который бескорыстно ухаживает за пожилыми людьми, а те, видя искреннее участие и заботу, стараются отблагодарить его и делают это с той щедростью, которая присуща истинно одиноким людям, обретшим вновь близкого человека. Кто он, этот аккомпаниатор? Он такой же одинокий человек, увидевший в своих подопечных давно забытую родительскую ласку… Режиссер-постановщик – заслуженный артист Узбекистана Фируз Максудов – удачно переименовал спектакль, проведя границу между литературным произведением и постановкой, сделав психологический и социальный акцент на «дорогих стариках». Есть ещё одна подоплёка, о которой мне рассказала заслуженная артистка Узбекистана Людмила Стоцкая в своей гримёрной за час до выхода на сцену. Этот спектакль давно прописался в ГАРДТ: он то сходил с театральных подмостков, то вновь возрождался, словно птица Феникс, по зову времени. В память о великолепных старейших артистах, игравших эту комедию, он так и прозван: «Дорогие мои старики». В спектакле «Дорогие мои старики» череда комических и драматических моментов. Зрители переживали и сочувствовали героям пьесы: то смеялись до слёз, то плакали, не скрывая их. Это потому, что каждый зритель нашёл для себя в спектакле то самое сокровенное, что скрыто в недрах наших душ. Найти изюминку в каждом характерном персонаже им помогли талантливые артисты. В новой постановке роли исполняют: заслуженные артистки Узбекистана Людмила Стоцкая (Светлана Васильевна Сверчкова), Ольга Овчинникова (Изольда Тимофеевна Кукина), артисты Светлана Кремчанинова (Жанна Владимировна Кораблёва) и Александр Попов (Григорий-аккомпаниатор). Художник – Мария Сошина – представила на сцене лаконичную декорацию – скромный интерьер залы в двухкомнатной квартире-хрущёвке идейной прямолинейной женщины-учёного, философа, «большевички» - вдовы Жанны Владимировны Кораблёвой - без буржуйских излишеств, в которой происходит действие спектакля. Грустная пьеса разворачивается почти в пустом пространстве комнаты, в центре которого стоит большой деревянный стол и сбоку в левом углу тумбочка, на которой чёрный громоздкий телефон старого советского образца, графин, гранёный стакан и разбросанные медикаменты на случай крайней нужды в них. Актриса Светлана Кремчанинова придаёт своей роли - вдовы учёного, о котором она издала биографическую книгу, - гротескные черты - с высоты сегодняшнего дня, иронизируя над её комсомольской «бесшабашной» молодостью, преданностью коммунистическим идеалам и светлой памяти своего единственного верного товарища по жизни. Заслуженная артистка Узбекистана Ольга Овчинникова проживает на сцене всерьёз и с чувством глубокой самоиронии судьбу своей мужественной оптимистичной героини, прошедшей войну, потерявшей в ней первого мужа и разочарованной в двух последующих браках и своих преуспевающих детях, по её словам, только и ждущих её смерти. Зрители часто смеются над "репризами" Ольги Овчинниковой: они обогащают и оживляют её роль и заставляют нас, зрителей, задуматься лишний раз о своей небезгрешной натуре. Приобретя суровый опыт жизни, закалённая в боях с внешним врагом в лихие военные годы и бюрократами в мирной жизни, она живёт не прошлым, а настоящим и готова с лёгкостью отписать молодому человеку только за его внимание к себе всё, что она накопила своим трудом за долгие годы своей нелёгкой жизни. С третьим ярким персонажем из спектакля – Светланой Васильевной Сверчковой, у которой никого на свете не было, - я познакомилась поближе перед началом спектакля в беседе с заслуженной артисткой Узбекистана Людмилой Ивановной Стоцкой, так ярко и жизненно убедительно воплотившей свою героиню из простого народа на сцене ГАРДТ. Но сперва мы поговорили о Неделе театральных представлений в Узбекистане: - Миленькие мои, это очень здорово, когда двери театра открыты для всех, как это бывает в наших домах в праздничные дни. В наше трудное время не все, к сожалению, могут купить билеты в театр, особенно пожилые люди. Вчера, например, мы играли этот спектакль при полном аншлаге. Погода мерзкая на улице, а в зале такие замечательные зрители: живые-преживые, чуткие, отзывчивые… Пьеса-то «галинская» старая, написанная в 90-ые годы прошлого столетия, а она оказалась такой злободневной в наши дни, - я даже не ожидала такой зрительской реакции… Сидят люди и узнают в старушках самих себя, а нашей молодёжи оказался чем-то близок Григорий. Злободневная тема. Мораль такая простая: «Живи по совести!» - Какой характер и судьбу Вы воплотили, играя Светлану Васильевну Сверчкову? - Я сыграла простую женщину, как будто она с Фархадского рынка на Чиланзаре. Я её и одела так – просто, непритязательно и аккуратно. Светлана Васильевна одинокая женщина, запуганная разными страшными историями вокруг неё, идущими с экранов телевизоров и из радиоэфира, никого у неё нет – отсюда все её мрачные прогнозы и фантазии, страх быть обманутой и даже отравленной единственным молодым человеком-аккомпаниатором, помощником, который бескорыстно за ней ухаживает и, главное, к которому она уже успела душой прикипеть. Каковы его истинные цели?.. Актриса, сыгравшая Светлану Васильевну Сверчкову, сразу с ёё первого выхода на сцену в нелепой одежде и старомодных оранжевых туфлях на широких каблуках покоряет зрителей непринуждённым поведением. Людмила Стоцкая на протяжении всего первого действия веселила зрителей за счёт неугомонной сверхактивности и неумолкаемой говорливости нелепой, но искренней старушки Сверчковой, сыгранной в присущей ей острохарактерной манере. Но чем дальше развивались события, тем меньше они давали повода для веселья. Вроде бы никакой "чернухи" не произошло, а жить, оказывается, было страшно одиноким пенсионерам в лихие 90-ые годы прошлого века… В итоге только перед смертью в больнице Светлана Васильевна Сверчкова, уверовав в бескорыстие юношеского добра, решается рассчитаться с аккомпаниатором за его безвозмездные услуги и оставляет ему свою квартиру по завещанию, - это всё, что у неё было. Молодой актёр театра Александр Попов словно играет самого себя, поэтому очень органичен и убедителен в своей роли нуждающегося незадачливого аккомпаниатора. Зрители верят в его бескорыстие с начала до конца спектакля, несмотря на то, что он пришёл к старушкам с естественным желанием заработать себе на жизнь добросовестным уходом за ниими. Но самое интересное, что в итоге одаренный со всех сторон молодой человек так и не сможет воспользоваться щедростью своих подопечных. Его увлекут новые коммерческие перспективы и житейские соблазны, которые предоставит ему судьба, и никто так и не узнает, чем они для него обернутся. Естественное сомнение в правильности своего выбора гложет всех персонажей пьесы, стоящих на разных возрастных, классовых и социальных ступенях жизни. На борьбе противоречивых чувств – доверия и страха, желания сделать добро и боязни в итоге остаться ни с чем; перекрёстке противоположных характеров, судеб представителей разных поколений, сведённых вместе, и закручивается интрига спектакля. В нём есть кульминация и есть катарсис, как в классических пьесах, но нет конца и конкретного решения на все откровенно поставленные болезненные вопросы. Пусть каждый зритель решает их сам за себя! В финале спектакля звучит песня Игоря Саруханова о самых дорогих нам людях, которая разрывает душу: «Дорогие мои старики». В финале в зале повисает пауза, прежде чем кто-то из зрителей первым отваживается на аплодисменты. Пока звучала песня – в зале стояла мёртвая тишина и только потом это гробовое молчание разорвали долгие-долгие аплодисменты, которыми публика, стоя, с криками «браво» провожала полюбившихся персонажей в звёздное небо, откуда они теперь всегда будут нам излучать свет своих душ и напоминать о себе, о том, чтобы мы торопились делать добро и дарить радость людям, пока они живы, не требуя за это никакой платы от них: ведь любовь не имеет цены. Гуарик Багдасарова Фото предоставили ГАРДТ и Сергей Мартыненко
|
|