Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
29.06.2022 / 11:18:46
В ГАБТе им. А. Навои состоялся литературно-музыкальный вечер, посвящённый памяти народного артиста Узбекистана Мухитдина Кари-ЯкубоваУ любителей искусств, гостей столицы, представителей прессы этот вечер вызвал большой интерес. И наши ожидания полностью оправдались. Панорама жизни народного артиста Узбекистана, крупного театрального деятеля, одного из основоположников нашего музыкального искусства Мухитдина Кари-Якубова на сцене театра им. А. Навои была развернута на должном уровне. Об этом подумали и позаботились режиссер Хайдарали Касымов, дирижер оркестра театра Фазлиддин Якубджанов, балетмейстеры Кадыр Муминов и Зиеда Мадрахимова. И можно сказать, что ситуацию до и во время вечера контролировал директор ГАБТа Рамиз Усманов. И все получилось здорово. Мы узнали многие важнейшие подробности жизни и творчества великого певца и деятеля культуры, о том, какие прекрасные мастера сцены были в ближайшем его окружении и многом другом. Мы узнали также, что он был первым народным певцом в Туркестане, принимал самое активное участие в организации музыкальных театров в Ташкенте, Андижане и Коканде. Именно Кари-Якубов был создателем , директором и художественным руководителем Узбекского музыкального театра, Узбекской государственной филармонии, солистом Узбекского театра оперы и балета. В программе концерта прозвучали лучшие классические мелодии и песни прошлых лет. О важном значении творческого наследия ,трудном жизненном пути пройденном Мухиддином Кари-Якубовым сказал в своем выступлении заслуженный деятель искусств Узбекистана , режиссер ГАБТа Андрей СЛОНИМ. Вот. Что он сказал отвечая на наши вопросы: Андрей Евсеевич, все, что мы видели и слышали на сцене в этот вечер, очень впечатляет. Что вы могли бы сказать о роли и значении Кари-Якубова в истории нашей музыкальной и театральной культуры? - История нашей страны и нашего народа знает немало личностей, всей своей жизнью и творчеством самоотверженно и подвижнически служащих во имя становления и приумножения высших достижений подлинного высокопрофессионального искусства и культуры в Узбекистане. Совсем недавно мы отмечали 110-летие со дня рождения выдающегося композитора, дирижера, педагога, просветителя и общественного деятеля Мухтара Ашрафи. И вот сейчас новая знаменательная дата обратила общее внимание к облику другого, не менее значимого и яркого в своих личностных и творческих свойствах – выдающегося певца, просветителя и служителя искусств Народного артиста Узбекистана Мухитдина Кари-Якубова. Он знаменателен и истинно велик уже тем, что всем путём своей жизни сформировал себя и свое творчество. Он мечтал о создании в Узбекистане профессиональной узбекской оперы и балета. И сделал важнейшие шаги к осуществлению своей мечты. Глубоко изучив благодатные национальные основы музыкальной культуры, он стремился сплести, соединить их с достижениями культуры мировой. Вместе со своими единомышленниками, оставившими значительнейший след в культуре нашей страны – он стремился к совершенствованию мастерства и возможностей, к осмыслению и воплощению новых жанров и сфер творчества. По его инициативе при Московского Государственной консерватории была открыта узбекская студия, в которой получили высокопрофессиональное совершенствование своих талантов многие выдающиеся деятели узбекского оперного искусства. Мухитдин Кари-Якубов обладал прекрасным баритоном и с успехом исполнял ведущие партии во всех вновь создаваемых тогда первых узбекских операх. Среди многих его ролей особое место занимает образ Улугбека в замечательной одноименной опере А. Ф. Козловского. Мухитдин Кари-Якубов фактически стал создателем узбекской Филармонии и организатором насыщенной концертной деятельности в республике – как в области музыки национальной, так и, что существенно – классической. Именно по его инициативе активизировались концертные выступления многих музыкантов Узбекистана и организованы гастроли в республике подлинно выдающихся мастеров-исполнителей масштаба Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, многих оперных мастеров Большого театра России, многих великих музыкантов мира. И концертные залы имени Свердлова, Дома Офицеров стали площадками, собирающими множество слушателей на концерты этих мастеров. Так сформировалось общество людей, которое по праву можно назвать музыкально-творческой средой Узбекистана. Было в богатой истории жизни Мастера многое и многое – и концертные бригады узбекистанцев на фронтах Второй мировой войны, и декады искусств Узбекистана далеко за пределами республики. …Да - был и остротрагический момент его судьбы – по ложному доносу, как и многие его современники, он был в 1950 году арестован. Как думается в наши дни – скорее всего, его творческая бескомпромиссность и человеческая принципиальность пришлись кому-то из его коллег не по душе – и все свершилось в драматизме множества подобных примеров того времени… И что необычайно своеобразно – в момент ареста Мухитдин Кари-Якубов… спел арестовывающим его чекистам патетический фрагмент знаменитой арии Князя Игоря из одноименной оперы А. Бородина с ключевыми словами: «О дайте, дайте мне свободу!...». Во многом вследствие этого факта его жизнь и заслуги длительное время несправедливо замалчивались. И только в годы независимости Узбекистана его имя засияло вновь во всей значимости его заслуг. В 2000 году Первый Президент нашей страны И.А.Каримов подписал указ о награждении его посмертно одним из высших орденов Узбекистана «За выдающиеся заслуги». Очень важно, чтобы его имя и образ жили в памяти и наших современников, и будущих поколений как пример истинного таланта в его органичном и непрерывном творчестве во имя расцвета культуры Родины и народа. Это все нашло четкое отражение в программе вечера. В чем его квинт-эссенция, на ваш взгляд? - Когда мы в творческом содружестве задумывали этот вечер, то очень стремились к тому, чтобы он не стал унылым, «панихидным» воспоминанием, а воплотился как праздник творчества истинно выдающегося Мастера. Вот почему замысел вечера, который отлично воплотил его постановщик – заслуженный работник культуры Узбекистана Хайдарали Касымов в соединении сил и устремлений со всеми нами – стал живым действом, в котором фигурировали даже… убедительно воплощенные артистами образы самого Кари-Якубова, незабвенной Тамары Ханум и многих его единомышленников. А программа сплела воедино вершины национального вокально-музыкального искусства с лучшими фрагментами классической оперы и балета. В концерте блеснуло мастерство многих артистов нашего театра – начиная с директора, народного артиста Рамиза Усманова, многих наших талантливых певцов и танцовщиков, вновь возрожденного ансамбля «Бахор», молодого балета Узбекистана «Тумор» и многих, многих других заинтересованных людей с истинным горением души. - Все это стало возможно благодаря высокому исполнительскому мастерству ведущих певцов и артистов балета, ансамбля "Бахор". Кому вы хотели бы выразить свою особую благодарность за это? - В творчестве всегда первостепенное значение имеют имена и личности. Мы глубоко благодарны внучке Мастера – Елене Кари-Якубовой, которая несколько месяцев назад внесла предложение отметить знаменательную дату Мухитдина Кари- Якубова и сделала многое в организационной палитре «извне» театра, чтобы подготовить этот вечер. Наша дирекция охотно откликнулась на возможность осуществления этого проекта. Как я уже сказал – наш директор Рамиз Бекназарович Усманов, приняв активнейшее участие в формировании лица всего памятного вечера, сам ярко исполнил в концерте жемчужину оперной драматургии Узбекистана – знаменитую арию Кайса из оперы Р. Глэра и Т.Садыкова «Лейли и Меджнун». Мой коллега, режиссер-постановщик Хайдарали Касымов задумал свежее решение вечера-праздника с целым «кружевом» номеров, сплетающих воедино культуру Узбекистана с мировыми шедеврами оперы и балета. Прекрасно выполнили свои творческие задачи артист Хабибулло Ортиков, с удивительным сходством воплотивший образ самого Мастера, молодая солистка оперы Маъсума Болтабаева в облике Тамары Ханум, солист оперы Шавкат Зиямухамедов, также включившийся в круг образов окружения М. Кари-Якубова. В цельном полотне смен номеров предстали и ансамбль «Бахор», и Молодой балет «Тумор», и Народный артист Узбекистана Самандар Алимов, и его коллеги - Заслуженные артисты Хатам Юлдашев и Маъсума Болтабаева, а также талантливые солисты Джабраил Идрисов,Рустам Алимарданов, и лауреат Международного фестиваля «Шарк тароналари» Аббосжон Гаффоров. Классический балет, о создании и развитии которого так страстно мечтал М. Кари-Якубов – достойно представили ведущие солисты Дониёр Хасманов, Екатерина Тихановская и Валерия Борси. Оркестр театра под руководством Заслуженного деятеля искусств, профессора Фазлиддина Якубжанова вдохновенно исполнял сложную и разнообразную программу из достаточно нечасто звучащих сегодня фрагментов из произведений М. Ашрафи, Р. Глиэра, Т.Садыкова и даже У.Гаджибекова (арию Аскера из оперетты «Аршин мал алан» зажигательно и живо исполнил Самандар Алимов – вспомним, что сам М. Кари-Якубов был инициатором и участником первой постановки этого произведения в Узбекистане). Образно и убедительно выглядела возникшая в определенный момент на красиво убранной сцене галерея портретов самого Мастера и его многочисленных высокоталантливых единомышленников… Как не поблагодарить за ценный творческий вклад в память о Мастере и талантливых балетмейстеров – и главного балетмейстера ГАБТ, Народного артиста России Андриса Лиепу, и Народного артиста Узбекистана Кодира Муминова, и Народную артистку Каракалпакстана, Заслуженную артистку Узбекистана Зиеду Мадрахимову, и яркую и инициативную Чарос Джурабаеву, руководящую ансамблем «Тумор», и многих, многих других. Прекрасно выглядело пространство сцены (главный художник театра Даврон Раджабов), в фойе была размещена обширная и разнообразная экспозиция (Руководитель музея театра Юлия Серебрякова), был смонтирован прекрасный видеосюжет о Мастере (Ильнур Камалов), хорошо работало все аудио–оборудование вечера (Ян Миленин). В короткий срок всю работу по рекламе и полиграфии выполнила заведующая литературной частью театра Светлана Югай, она же организовала представительную пресс-конференцию и работу журналистов. Довелось и мне выступить с приветственным словом в адрес замечательного юбиляра и сути его многогранного творчества… Наследие М.Кари-Якубова , творившего в суровых условиях советского тоталитаризма, требует к себе особого внимания и тщательного изучения. Это очень важно особенно для молодого поколения наших певцов и музыкантов. Вы согласны со мной? Что для этого надо? - Начну с парадокса. Как часто сегодня на разных уровнях общения слышим мы слова: «А вот мне государство что-то недодало…» Давайте зададим говорящим подобное встречный вопрос: « А что ты лично сам сделал для государства?..». В ответ, скорее всего, последует или что-то невнятное, или же – бездумное молчание. Творчество и вся жизнь Мухитдина Кари-Якубова являет всем пример истинного СЛУЖЕНИЯ отечеству и народу. Он воплощал задуманное, не страшась трудностей, не останавливаясь перед объективными и субъективными препятствиями. Было немало случаев, когда его соратникам в творческих поездках в должное время не давали в должный срок полагающегося жалования. Мухитдин Кари-Якубов неоднократно продавал свою личную машину, дорогую шубу и даже свой дом, чтобы его товарищеская «команда» была обеспечена и сыта – и устремлена к творчеству. В дальних зарубежных поездках Мастер с энтузиазмом пропагандировал и устои национального искусства – и успешно пел арии и романсы европейского репертуара, заслужив многообязывающее прозвище «узбекский Шаляпин». Вот этот пример беззаветного служения Родине и народу стоит во главе угла всего непростого жизненного пути Мухитдина Кари-Якубова. Даже будучи втянутым в беспощадные «жернова» политических репрессий, он не только не сломался духовно и физически, отнюдь не ожесточился – но, вернувшись из заключения увлечённо работал с новыми силами и воодушевлением. К сожалению – трагический несчастный случай – падение в гололедицу на улице и роковой перелом шейки бедра – до срока прервали его жизненный путь. Вот почему крайне важно сегодня в эпоху моральных смут, тревог и перипетий, в эпоху душевных смятений и попыток размываний великих понятий чести и порядочности – обратить внимание молодых поколений к истинным примерам большого таланта и служения народу и отечеству. Надо во всей полноте раскрывать значение и смысл творчества таких Мастеров, которые всей полнотой отпущенного свыше Дара и отмеренного судьбой земного срока жили своим Творчеством. И неустанным совершенствованием своего мастерства, и глубокой заботой о возвышении душ людей являли разные многокрасочные примеры беззаветного труда разума, души и воли во имя людей, во имя расцвета своей благодатной земли и её народа…
БАБАЕВ, kultura.uz фото Юрия Полянского
|
|