Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.09.2022 / 21:02:07
Фонд развития культуры и искусства при Кабинете Министров Узбекистана представил вниманию ташкентской публики роман в письмах П. И. Чайковского и Н. Ф. фон Мекк3 сентября во Дворце международных форумов «Узбекистон» был показан спектакль «Роман в письмах», с участием народных артистов России Евгения Миронова и Ксении Раппопорт, а также Национального симфонического оркестра, которым дирижировал Алибек Кабдурахманов. Евгений Миронов и Ксения Раппопорт прочли избранные фрагменты из переписки Петра Ильича Чайковского и самой горячей поклонницы Надежды Филаретовны фон Мекк, которая при жизни была его ангелом-хранителем . В основу спектакля поставленного режиссером Мариной Брусникиной и легла переписка великого русского композитора и его покровительницы, мецената Надежды фон Мекк. Всё началось с того, что Надежда фон Мекк, вдова железнодорожного магната Карла Фёдоровича фон Мекка, хозяйка нескольких домов в Москве, подмосковной усадьбы Плещеево и виллы в Ницце заказала Петру Чайковскому аранжировку. А после того, как композитор выполнил её просьбу, написала ему восторженное благодарственное письмо. В нём она описывала, какие чувства вызывает в ней музыка, написанная Чайковским, насколько ей приятнее и легче жить, благодаря его творениям. ...Мне так дорого мое наслаждение, что я не хочу, чтобы над ним смеялись, поэтому скажу только и прошу верить этому буквально, что с вашею музыкою живется легче и приятнее — писала Надежда Филаретовна. Впрочем, только письмами к Петру Ильичу она вовсе не ограничивалась, поддерживала его финансово, причем не просто ссужала деньгами, а оказывала регулярную помощь в размере 6000 рублей, что по тем временам было суммой весьма внушительной. Именно эти деньги позволили Петру Ильичу прекратить преподавательскую деятельность и всецело посвятить себя сочинительству. А вот лично они так никогда и не встретились. Точнее, две их мимолётные встречи трудно назвать даже полноценным личным знакомством. Отношения этих двух выдающихся людей, ставшие достоянием потомков благодаря только их переписке, – пример того как двое людей , каждый по-своему служившие музыке, обрели не только дружбу, но и духовное родство, смысл жизни, счастье общения. Их переписка продолжавшаяся 13 лет – это настоящий роман в письмах. И мы наглядно это видели во время показа спектакля в Ташкенте, на сцене Дворца международных форумов «Узбекистон» Чайковский посвящал ей музыку, в частности, произведение, которое сам он считал лучшим – свою Четвёртую симфонию, она же стала его самой большой опорой. Композитор, который в начале своего творчества много сомневался и не был уверен в себе, всегда получал поддержку и восхищение а ее лице. Я считаю, что это большое счастье и удача, что ташкентская публика уже во второй раз в этом году получила возможность увидеть на сцене Евгения Миронова. В прошлый раз он привозил моно спектакль «Шекспир. Шостакович. Гамлет». Оба этих спектакля созвучны друг другу, в обоих звучит музыка великих композиторов, в первом Шостаковича, во втором – Чайковского. Оба спектакля очень впечатляют, в обоих актеры не играют, а читают текст, но с такой внутренней силой и талантом, что зритель полностью зачарован и вслушивается в каждое слово. Евгений Миронов и Ксения Раппопорт не только читали письма своих героев, они проживали их судьбы буквально на наших глазах. Ксения Раппопорт в начале спектакля была полной силы, энергии женщиной, обращавшейся к композитору «милый друг» , к концу спектакля она превращается в старуху, сломленную многочисленными недугами и семейными невзгодами. Евгений Миронов, также небольшим повышением или понижением тона своего голоса проживал все перипетии судьбы своего героя, от отчаяния до восторга. На сцене также присутствовал третий герой- музыка Чайковского. В программе спектакля – концерта прозвучали: вступление к балету «Лебединое озеро», вальс из балета «Лебединое озеро», фрагмент из оперы «Евгений Онегин», фрагмент из первой части Симфонии №4, русский танец из балета «Щелкунчик», фрагмент увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», «Утренняя молитва» из цикла «Детский альбом», венгерский танец из балета «Лебединое озеро» Pas de Deux из балета «Щелкунчик». Как всегда Национальный симфонический оркестр Узбекистана , которым дирижировал Алибек Кабдурахманов, играл блистательно и стал, можно сказать, полноправным участником спектакля.. Погрузится в историю также помогали и декорации, на заднем плане были показаны подлинные ноты и партитуры написанные рукой Чайковского, подлинные фотографии Петра Ильича и Надежды Филаретовны, все это помогало полностью погрузиться в то время, их отношения, музыку. Зрители Ташкента по достоинству оценили мастерство и игру актеров и музыкантов и очень долго не отпускали со сцены бурными овациями и возгласами браво. Театральный сезон только начинается и я надеюсь, что этот спектакль стал прекрасным его открытием.
Виктория Левинская Фото Елены Ветвиковой и Тамары Санаевой
|
|