Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
12.11.2022 / 20:02:21
Опера "Тоска" в ГАБТе им. А. Навои – новый успех и новая жизньБолее полугода прошло с того дня, когда в рамках VI Международного фестиваля «Тошкент Бахори» с большим успехом была показана одна из замечательных опер Джакомо Пуччини - «Тоска». Участие международных мастеров высокого класса – сопрано Марии Баянкиной, тенора Ивана Гынгазова и гостя из Таджикистана – Заслуженного артиста Сайфулло Юсупова, а также вдохновенное дирижирование маэстро Михаили Синькевича из России в содружестве с нашими солистами, хором и оркестром наполнили этот спектакль ощущением истинного праздника оперного искусства. И вот недавно после ощутимого перерыва спектакль снова был представлен ташкентцам. И, к счастью и глубокому удовлетворению многочисленной публики – он состоялся во всей полноте творческой отдачи его участников и с атмосферой нового и живого праздника настоящего творчества. По мнению специалистов, постановщик оперы – заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним решил этот спектакль как истинную трагедию обстоятельств, чувств и страстей. С учетом обаятельных индивидуальных черт и штрихов, привносимых в раскрытие своих образов талантливыми солистами театра. Отрадно и то, что каждый спектакль зримо обновляется постановщиком и артистами нахождением новых и новых штрихов и деталей в сценической жизни героев, совершенствуясь на каждом новом этапе встреч со зрителями. При этом необходимо отметить, что опера «Тоска» нуждается в прекрасном высокопрофессиональном пении, сплетенным с органической и насыщенной экспрессией актерской игрой, проживанием каждого момента жизни образа во всей полноте переменчивых ситуаций и чувств. И это в недавнем спектакле , к счастью, удалось в полной мере. К удовлетворению и зрителей, и самих исполнителей – спектакль энергично «пошёл» буквально с первой ноты звучания оркестра, с первых звуков вокальных фраз. Стремительное пуччиниевское начало без увертюры неким вихрем ввело нас прямо в насыщенное начало событий. Устремились сыщики тайной полиции в погоню за бежавшим из тюрьмы политическим узником Анджелотти. И сразу же сам он – обессиленный, нервный! – появился в интерьере церковного собора в Рима, стараясь укрыться от преследования. Молодой солист Ришат Решитов в своем Анджелотти очень точно и искренне раскрыл правду его образа и в звучании голоса, и в убедительном действии. Тонкое режиссерское построение этого спектакля, преломленное через талант и органику исполнителей воссоздало непрерывное захватывающее действие, за которым увлеченно следили зрители, как в кино ловя каждый момент событий и переживаний героя. Вот Анджелотти скрылся в капелле, открыв ее ключом, оставленным ему высокородной сестрой. Вот характерный и угловатый Ризничий – служитель церкви в исполнении Камолиддина Мухаммадиева то ворчал на неудобства своей службы, то вожделенно смотрел на корзину, в которой была вкусная еда – завтрак художника Каварадосси. А вот и сам Каварадосси в талантливом многокрасочном воплощении Дамира Рахмонова предстал и романтиком, воспевающим красоту и обаяние – и верным и честным другом, самозабвенно спасающим своего друга Анджелотти от нового ареста и неминуемой казни.
А когда в собор вошла Флория Тоска - и прекрасная, и обаятельная, и своенравная, и удивляющая переменчивостью красок натуры, и восходящая к истинному героизму духа и жертвенности – то в ярком и многоцветном исполнении Дильбар Салихджановой этот образ пронес через весь спектакль и утонченность, и ранимость, и всплески радости любви, и взрывы отчаяния при встрече со страшными злодеяниями. И Дамир Рахмонов, и Дильбар Салихджанова, прекрасно раскрыв непростую вокальную основу своих героев – органично сплели ее воедино со вдохновенной жизнью своих героев на сцене, горячо и искренне воплотив настоящую любовь и верность – что на сцене является одной из сложнейших задач. Сложный и противоречивый образ главы тайной полиции барона Скарпиа в этом спектакле уже во второй раз раскрыл талантливый молодой солист Аминзода Жуманиязов. Как и его опытные коллеги, пропустив через особенности своей исполнительской палитры все многоплановые режиссерские задачи – он раскрыл образ многогранно и динамично. Его Скарпиа был и мощен энергетически – как в прекрасном выразительном пении, так и в сложнейшей психологии духа. Его шеф тайной полиции и деспотичен, и властен, и неудержив в своей страсти к прекрасной Тоске, и малодушен, когда в нежданный для него момент получает смертельный удар кинжалом от Тоски, любви которой он домогался. Так «тройка» главных героев – сама Тоска – Д. Салихджанова, Марио Каварадосси – Д. Рахмонов и Скарпиа – А.Жуманиязов в органичном и точном слиянии пения, выразительной фразы с каждым моментом духовной, физической и пластической жизни своих героев – воссоздали истинную «симфонию характеров» в их непрерывном взаимодействии в полном согласии с динамикой композиторской партитуры. Можно сказать, что персонажей «второго плана» ни в опере Пуччини, ни в спектакле Андрея Слонима не существует. Это четко и внятно сформированный характер в своей правде сценической жизни. О Ризничем – К. Мухаммадиеве уже было сказано. Заметным и выпуклым предстал и сыщик Сполетта в воплощении Отемиса Джуманиязова – и верткий, и энергичный, и смертельно боящийся осуждений своего могучего шефа Скарпиа, и достоверный в раскрытии образа сыщика-проныры. Служакой, привыкшим выполнять приказы предстал и жандарм Шароне в исполнении Хислата Камилова. Характерный образ тюремщика, регистрирующего узников-смертников, уверенно раскрыл совсем молодой Мухаммадали Жураев. А светлый голос юного Пастушка убедительно воплотила в звучании из оркестра еще одна молодая солистка театра – Бирурдона Маткаримова.Особой похвалы заслуживает хор театра в рельефной сцене торжественного богослужения и в парадной кантате. Уверенно в образах сыщиков, священников, солдат и жандармов выступают артисты миманса. Спектаклем «ТОСКА» уже во второй раз дирижирует молодой дирижер Аъзамхон Ахмедов. Очень радует, что от спектакля к спектаклю он все глубже и точнее погружается в сложнейшую пуччиниевскую партитуру и старается найти в ней свои краски и штрихи. В целом звучание оркестра в спектакле порадовало, а в ансамбле с солистами и хором – произвело весьма благоприятное впечатление. Важно отметить редкую атмосферу этого спектакля, в которой сложилось то, что с древних времен именуют «катарсисом». Этим термином именуется очищение души от восприятия истинно драматического театрального действа. По многочисленным отзывам благодарных зрителей, минут десять в финале не отпускавших исполнителей со сцены - многие из них искренне сопереживали и с большой эмоциональностью восприняли и весь спектакль, и прекрасную работу в нем каждого исполнителя. В конце стоит заметить, что регулярность показа спектаклей на сцене нашего любимого ГАБТ имени А.Навои, к сожалению, стала менее интенсивной – и потому каждый спектакль, а в особенности – вот этот спектакль «Тоска», поставленный и воплощенный на столь высоком уровне – вызывает редкое ощущение истинной праздничности. И обновляет естественное чувство гордости за наш прекрасный театр, его талантливую труппу и высокие творческие возможности.
Б.РАХИМОВ фото Сергея Мартыненко
|
|