Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
28.01.2023 / 14:59:57

Премьера бессмертной комедии Мольера "Тартюф" и выставка молодых художников "Ода радости" в театре "Ильхом" после случившегося пожара


Борис Бабаев
Можно сказать, что 25 января 2023 г. состоялось второе рождение Театра Марка Вайля “Ильхом”, здесь начался 47-й театральный сезон. И это в условиях, когда в фойе-выставочном зале идет самый настоящий капитальный ремонт. Долгожданная встреча со зрителем вновь не могла не порадовать. Было что посмотреть на выставке, которая так и называется - «Ода радости», от молодых и очень талантливых художников. Ее куратор Шахноза Каримбабаева сделала для этого все что надо. А потом было самое настоящее чудо. В Ташкент пришел «Тартюф» от самого Мольера. Но прежде некоторые очень важные подробности. В этом году исполнилось 400 лет со дня рождения известного французского драматурга Мольера. Его комедии «Тартюф, или Обманщик» является одной из самых известных в мире пьес. Ильхомовская версия спектакля позволяет вместе со зрителями разобраться в том, кто такой Тартюф, почему пьесу запрещали современники, и как Мольер заставляет нас смеяться и бояться одновременно! Кто же это? Тартюф (актер Владимир Юдин) – постоялец в доме очень серьезного и основательного человека по имени Оргон (Бернар Назармухамедов) и его матушки госпожи Пернель (Бернар Назармухамедов). Они убеждены в том, что их гость – человек искренне верующий, высоконравственный, пример для подражания. Однако другие домочадцы видят настоящую лицемерную натуру святоши. Вокруг попыток разоблачить Тартюфа и строится сюжет пьесы.

Несмотря на то, что зритель смеется на протяжении всего спектакля, в определенный момент приходит осознание чего-то большего, кроющегося за глупыми и смешными действиями героев. Мольер высмеивает главные человеческие пороки своего времени: лживость, мошенничество, эгоизм, глупость. И если сначала это действительно смешно, то в какой-то момент становится очень печально, что Тартюф в любой момент может вернуться. Может быть, поэтому пьеса - в данном случае новый спектакль - так актуальна? В этом большая заслуга режиссера Бориса Гафурова, который сделал это на самом достойном, а главное, современном уровне. Хотелось бы отметить не только исполнителей главных ролей, которых я назвал выше, но и Глеба Голендера (Клеант), Юлию Плакиду (Эльмира), Рафаэля Бабаджанова (Дамис), Клавдию Безматерных (Дорина), Мишу Сафаряна ((Мариана), других. Все они играют с чувством большого вдохновения и так, как это задумано режиссером.
И еще две позиции, которые очень важны в данном случае. Проект осуществляется при поддержке Посольства Франции в Узбекистане, особая благодарность выражена театром художнику Бабуру Исмаилову, автору картины «Лицемерка», имидж которой использован при создании афиши спектакля.

Интервью с места события для сайта Культура Узбекистана

Муртас Кажгалеев, международный гроссмейстер, режиссер, сценарист, драматург

Спектакль "Тартюф" по пьесе Мольера. Хочется, много что сказать, но буду краток - это лучший спектакль театра за много лет. Прекрасного много - яркий визуальный ряд, великолепные актёрские работы, музыка, юмор, отличные режиссёрские решения, тонкие отсылки к другим спектаклям, живой нестареющий текст Мольера. Какие-то недочёты можно увидеть, но они не меняют общего впечатления. Вдохновляющего и переполняющего. И, конечно, это лучшая режиссёрская работа Бориса Гафурова.
Вчера был тот "Ильхом", про который многие с ностальгией говорят "тот Ильхом". Сегодня премьера - в день рождения основателя театра, великого режиссёра Марка Вайля.

Елена Звягина, зритель

«Тартюф» в версии театра «Ильхом» трудно поддается жанровой классификации, это, конечно же, и комедия, и социальная драма, а в сцене, где слуги государевы разбираются с Тартюфом, довольно жесткий боевик. Словом, все как в жизни. Наверно, в том и значимость классики, что она остается современной во все времена, не становится скучной и продолжает привлекать зрителя. Интересно, как легко расшитые узбекские халаты заменяют французские камзолы, как хорошо поддерживают музыкально действие современные хиты, как реальные документы вписываются в ткань немолодой уже пьесы.
Борис Гафуров сумел создать спектакль, рассказывая о котором друзьям и знакомым, хочется сказать: “Обязательно посмотри!»

Владимир Определенов, специалист по информационным технологиям, эксперт  в области сохранения культрного  наследия

- Владимир, думаю, что  вам сегодня совсем небезынтересно видеть здесь художественную выставку «Ода радости» и посмотреть премьеру спектакля «Тартюф».Так ведь?

-Да, конечно. Мне интересно все вместе. Очень интересные картины молодых художников, которые заставляют призадуматься, такое тесное общение людей . Больше всего меня радует, что я вижу высокоинтеллектуальную среду, интересующуюся этими двумя проектами. В картинах вижу очень разные стили и разные подходы . Они говорят о многообразии мнений, о творческом поиске авторов . Я бы сказал, что это, собственно, некий калейдоскоп различных мнений. Вот это и есть жизнь и развитие. И есть возможность смотреть в будущее.

- Это то, что вас порадовало, а что, может быть, огорчило?

- Мне не хватило здесь информации об участниках выставки. Хотелось бы знать о них больше, какие у них есть сайты, какие есть партнеры . Для концептуального искусства очень важно знать, что имел ввиду художник . Важно это не только видеть, но и слышать, чтобы лучше понимать.

- Но ведь все в таких сложных условиях, после пожара…

- Да, я понимаю. Наверно, поэтому люди пришли, несмотря на мороз, сложные условия, в которых работает театр. Хотел бы выразить свою благодарность коллективу «Ильхома», который в таких трудных условиях находит в себе силы продолжать работу.

- Тем более, что сегодня день рождения основателя театра, легендарного Марка Вайля .

- Да, это особенно символично.

 

Продолжение интервью после спектакля «Тартюф»

- Я думаю, что вы не ожидали увидеть такой синтетический, такой невероятный по своему замыслу…

- Согласен с вами. Очень сильное впечатление. Во многом неожиданное. Но в тоже время максимально актуальный. Игра актеров буквально проникает в душу. Режиссерская работа производит сильнейшее впечатление. Всем хотел бы выразить свою большую благодарность. Очень радует связь времен, которая здесь четко прослеживается. Я бы сказал, это мировой уровень, без какой-либо натяжки. Большая часть того, что происходит на сцене, понятна без слов. И совсем неспроста я здесь слышу иностранную речь, потому что это так привлекает. Я считаю, что это настоящее искусство, настоящее творчество . Это в определенной степени врачует души, помогает многое понять, как это написано Мольером, как это интерпретируется сегодня. Теперь надо сохранять этот творческий порыв и развивать его дальше.

 

Резюме.
Во время спектакля прочитывается часть предисловия к «Тартюфу», написанного самим Мольером. Обратим внимание особенно на следующие строки:
«Тот, кто возьмет на себя труд беспристрастно рассмотреть мою комедию, без сомнения убедится, что мои намерения были вполне невинны, что пьеса вовсе не имеет ввиду осмеяния того, что надлежит почитать, что я обработал ее со всею осторожностью, какой требовал такого рода сюжет, и что все мои искусство, все старание положил на то, чтобы отметить разницу между лицемерием и искренне верующим». В спектакле, созданном в Ташкенте, все это четко прослеживается и есть свой взгляд с позиции наших современников.


И потому конкретное предложение. А не пора, чтобы Борис Александрович Гафуров занял в театре позицию своего учителя Марка Вайля и стал не только художественным руководителем, но и главным режиссером театра!

БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz             

                                                                                                                                          Фото Анатолий Ким                   





Другие материалы рубрики

24.01.2023 / 16:56:14

Наше большое национальное достояние

На встрече, организованной руководителем клуба "Интеллектуал" Борисом Бабаевым, директор Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, народный артист Узбекистана Рамиз Усманов и художественный руководитель, главный дирижер театра Денис Власенко рассказали о новшествах и изменениях в творческой жизни коллектива Далее...

24.01.2023 / 16:47:55

В Нью-Йоркском театре-студии ESSENCE прошел вечер памяти великого узбекского режиссера Баходира Юлдашева

При поддержке Департамента по делам культуры города Нью-Йорка в рамках программы Международного театрального фестиваля "Бруклинский мост" театр-студия ESSENCE представил спектакль "Мунгли куз" ("Осенняя скука") – совместный проект с Молодежным экспериментальным театром-студией "Дийдор" (Узбекистан) Далее...

23.01.2023 / 22:10:38

Репертуар ГАБТ им. Алишера Навои на февраль-2023

Репертуар ГАБТ им. Алишера Навои на февраль-2023 Далее...

23.01.2023 / 22:06:21

Звезды мировой оперной сцены в гениальной "Травиате" Дж. Верди

Ни одной проходной мелодии, ни одного лишнего слова - музыка этой оперы захватывает с первых звуков и становится любовью на всю жизнь. Каждая её нота пронизана чувством и вдохновением создателя Далее...

17.01.2023 / 17:16:19

С 25 января в Театре Ильхом возобновляется показ спектаклей после случившегося пожара. Но выставочный зал все еще нуждается в капитальном ремонте

В беседе с нами художественный руководитель театра Борис Гафуров выразил огромную признательность всем, кто уже откликнулся и тем, кто готов помочь нам в нашей беде Далее...





18.11.2024 / 23:53:49
"Новый взгляд"-так называется юбилейная персональная выставка Ибрагима Валиходжаева, представленная в Центральном выставочном зале Узбекистана. И это именно так
 
28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 


21.11.2024 / 10:37:13
19 ноября 2024 года в Государственном Кремлёвском дворце , в программе " Дней культуры Узбекистана в России" состоялся концерт "Вечер звёзд Узбекистана".
 
12.11.2024 / 13:21:06
Посольство Франции в Узбекистане пригласило на сольный концерт известного пианиста Оливье Мулена, посвященный 100-летию со дня смерти выдающегося композитора Габриэля Форе
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


21.11.2024 / 10:08:57
О корифее нашей журналистики и его жизненном и творческом пути
 
12.11.2024 / 14:42:59
"За что дано такое сердце мне?" 85-летие народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте