Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
28.03.2023 / 14:02:17

Волшебный и таинственный мир …


Театр…

Удивительное, непостижимое до конца понятие. Таинственный, истинно волшебный  и нераспознанный «параллельный мир», в котором герои живут своей активной и динамичной жизнью, устремляясь к своим целям, обретая или  теряя нечто важное на своём пути. Мир, который заставляет притихший переполненный зал, заполненный зрителями – органично и активно сопереживать каждый момент этой жизни персонажей…

Артист… Личность, наделённая особым талантом – воссоздавать жизнь героя не на живописном полотне, не в строчках Слова в прозе или поэзии, не в нотах Музыки, зашифрованной в них. А своей собственной душой, неразрывно сросшейся с многогранной психофизикой, с образной, осмысленной  выразительностью произнесённой или спетой фразы, с пластикой, которая своим «языком» также непрестанно следует законам этих раскрытий. Душой СВОЕЙ, но воплощённой в суть души совершенно ИНОГО персонажа, зачастую совсем непохожего на строй духа и личности артиста, который его воплощает…

С чего вообще начинается Театр? Мы настолько свыклись с его многогранной сутью за века его существования, что в суетности дней и событий слишком часто упускаем из вида его главную основу и изначальные устои. Давайте вспомним о том, с каким энтузиазмом и поразительной ВЕРОЙ в правду того, что в этот миг осуществляется – ребёнок, оседлав… обыкновенный стул, убеждён, что под ним – красивый в своей пластике конь. Или – гоночный автомобиль, на котором необходимо установить рекорд скорости и обогнать конкурентов! И попробуйте разуверить маленького человека в этой убеждённости – результатом будут обиды и неприятия всех «разумных» доводов… Что здесь первично? Воображение! «ВО-ОБРАЖЕНИЕ» - т.е. – воплощение в представленную образность!

Как не вспомнить и о том, что с древнейших времён в основах театральной сути были заключены и все бесконечно давние обряды наших отдаленных предков. Охота издавна была одним из основополагающих занятий, обеспечивающих и пищу, и одеяния. И возникли первые обрядовые образные ВОПЛОЩЕНИЯ процесса охоты с непременными персонажами самого охотника и объекта его устремлений – со всеми чертами того или иного представителя животного мира. В древнеязыческих поклонениях Солнцу как источнику света и жизни возникли театрализованные обращения  к воплощениям образа солнечного диска. Театрализацией была в обилии представлена вся многогранная жизнь человеческая. Радость соединения супружеских пар в торжественных обрядах, горестная ритуальность проводов в последний путь, дни рождения, а позднее и множественные религиозные обряды – всё это исконно носило явственный характер и природу театральности.

Даже самые исконные в своих корнях народные песнопения с абсолютной ощутимостью несут в себе природу Театра – они славят земные радости, скорбят об утратах, повествуют о душе, которая всегда и во всём искала своего пути к гармонии и счастью.

Театр каждой нации и народности, населяющей земной шар – и самобытен в своих национальных корнях и традициях – и един в принципах воплощения образности через природу артиста. И на нашей благодатной земле Узбекистана, в существующем с давних времён единстве многих народов, живущих здесь – сформировались давние и прекрасные основы и традиции театра. Остроумные и пластичные маскарабозы в своей иронии ярко и умело с древнейших времен помогали выявить природу комического в забавных слабостях человеческих натур. И не только в творчестве «живых» актеров, а в невероятно особой и прекрасной основе театра кукол проявилась эта удивительная многогранность и многоОбразность.

Жизнь на сцене – особенна. Предельная вера артиста в обстоятельства и событийность, органика проживания – необходимы для театральной правды.  Но… Давая пощечину партнеру, в театре важно и нужно, чтобы для публики она была «натуральной», а для партнера – безболезненной и безопасной. Как и «смертельный» удар шпаги или кинжала. Чудо? Несомненно… И ещё одно, необычайно важное.    Театральное действо невозможно без зрителя. Без его восприятия, ответного излучения множества душ, воспринимающих спектакль. Несомненно, что артисты должны быть талантливы. Но… Талантливой должна быть и публика, которой необходимо понять, воспринять увиденное и ответить исполнителям новым излучением своих душ. А над всем этим им неразрывна  и неотделима целостность режиссерского замысла, его умение воплотить его через природу каждого артиста. А в опере и балете есть еще закон драматургии звучащей партитуры, и правила жизни героев по этим законам. И талант дирижёра, который организует и воплощает эту драматургию в музыкальном и вокальном образе… И красота и образность сценографии и костюмов, которые воплощены художником Театра – представителем совершенно особенного направления…

Международный День Театра в нашей стране отмечается буквально рядом с истинно великим общенародным праздником «НАВРУЗ» - символом весеннего обновления душ в устремлении к свету, добру и единению. И в этом легко усмотреть закономерную символичность, с особой силой отмечающую жизнеутверждающую роль Театра в богатой событиями истории нашей страны.

И создав собственные национальные произведения, театр Узбекистана   с уже достаточно давних времен обратился к познанию и драматургии мира. Как не вспомнить о потрясающем своеобразии шекспировского театра в Узбекистане, в котором энергией высоких дарований легендарных Аброра Хидоятова, Сары Ишонтураевой, Алима Ходжаева, Шукура Бурханова и многих, многих других воссоздавались образы «Гамлета», «Отелло» и других мировых шедевров на таком уровне, что гоости из разных стран были потрясены. Потрясены не только высочайшим профессионализмом – но и неповторимым слиянием национальных традиций с традициями общемировыми. И результат был ошеломляюще новым и вызывающим активное сопереживание   и очищение душ… Невозможно в этот День Театра не вспомнить о крупнейших достижениях Национального Узбекского театра драмы за его десятилетия, театра музыкальной драмы имени Мукими, Русского драматического театра, Молодежного театра Узбекистана, Театра Оперетты, самобытного и своеобразного театра «Ильхом»  и… и… и…

Посвятивший всю свою жизнь театру оперы, я с особой степенью интереса слежу за редкостной закономерностью отечественного оперного театра. Возникнувший в далеких двадцатых и тридцатых годах, он начал уникальный процесс сплетения традиций национального пения с неисчерпаемым миром традиций мирового оперного исполнительства. Здесь многое способствовало этому процессу – и объединение деятелей искусств Узбекистана с выдающимися деятелями искусств, прибывших на нашу землю в суровые годы войны.  И, к счастью, по воле многих талантливых руководителей  в значительной своей частью оставшихся жить и творить на нашей земле, передавая высоту традиций молодым поколениям узбекистанских артистов.  Как нее вспомнить и о том, что уникальное по красоте и гармонии здание нашего любимого ГАБТ имени А. Навои по оригинальному проекту знаменитого архитектора А. Щусева было заложено в суровейшие годы войны с замечательной верой в победу над врагом и в последующий расцвет искусства на нашей земле! В его облике – и ослепительная красота национальных традиций, и единство с великим мировым архитектурным наследием. А возникший творческий союз между творческими ВУЗами Узбекистана и крупными высшими заведениями России способствовал формированию таких ярких индивидуальностей наших великих оперных мастеров, как незабвенные Халима Насырова, Саттар Ярашев, Саодат Кабулова, Сасон Беньяминов и многие, многие другие, не менее яркие. Как не вспомнить в отечественном балетном искусстве имена незабвенных Галии Измайловой, Ибрагима Юсупова, ныне здравствующей Бернары Кариевой и других их одаренных коллег и собратьев. Как не упомянуть с самыми добрыми чувствами  знаковые имена отечественных мастеров оперного искусства – Розалинды Лаут, Вячеслава Гринченко – и истинного множества их ярких коллег, как ушедших, так и ныне живых. И находящихся в особой позиции жизни и творчества удивительного Куркмаса Мухитдинова – одаренного, энциклопедически оснащенного, самобытного…  И, конечно же – новые, сегодняшние талантливые поколения творцов оперы и балета, плоды творчества которых оживают сегодня, сейчас…

Минувшие годы подобны прекрасной листве на кроне могучего дерева. Перебирая в памяти многое, что удалось сделать в родной мне сфере театра оперы за годы Независимости Узбекистана, не могу не отметить принципиальной новизны объединения отечественных творческих сил с ощутимой материальной подмогой посольских представительств стран мира. Так, при содействии Посольства Италии мне довелось впервые в Узбекистане осуществить постановку замечательной оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур», в которой блеснуло дарование Народной артистки Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззаковой, а ныне уже сменились яркие и разные поколения исполнителей. В первые годы Независимости мы с добрым результатом и зрительским признанием  поставили и замечательную, жизнерадостную оперу В.-А. Моцарта «Волшебная Флейта», «Сельская честь» П. Масканьи, «Богема» Дж. Пуччини.  Точно так же произошло воплощение опер русских композиторов – «Евгения Онегина» П. Чайковского,  «Царской невесты» Н. Римского-Корсакова, «Алеко» С. Рахманинова и «Мавры» И. Стравинского. А  творческими   группами моих коллег в разные годы были  успешно воплощены и «Любовный напиток» Г. Доницетти, и  «Кармен»  и  «Искатели Жемчуга» Ж. Бизе, и «Трубадур» Дж. Верди, и совсем недавно – «Паяцы» Р. Леонкавалло.  Истинно радовали и достижения балета нашего театра под руководством незабвенного народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова – там явственно прослеживалась весьма весомая цепь шедевров классического балета, яркие постановки лучших отечественных произведений

Как не сказать и об успешных опытах воплощения национальной оперы в годы Независимости нашей страны. Несказанно рад, что уже в первые годы этого знаменательного периода удалось впервые поставить оперу весьма талантливого (ныне, к сожалению уже ушедшего из земной жизни) композитора Н. Закирова «Путь к трону» - по мотивам двух великих шекспировских трагедий «Гамлет» и «Макбет». Горжусь, что уже в далеком 1992 году к 80-летию незабвенного Мухтара Ашрафи был постановщиком новой сценической версии его прекрасной оперы «Дилором». А сравнительно недавно довелось воплотить сценическое рождение весьма самобытной оперы М. Бафоева «Хамса» - по мотивам всех пяти частей великой поэмы Алишера Навои.

Эта цепь сегодня органично продолжается и развивается. Совсем недавно зрители увидели новые премьеры оперы М. Бафоева «Алишер Навои» и балета Р. Абдуллаеваа «Жалолиддин Мангуберди», посвященные образам и жизням двух разных, но истинно великих личностях в истории нашей страны и ее народа.

Разумеется, вспоминать о минувших работах неимоверно легче, чем находиться в непростом процессе их осуществления. Но стоит сказать и о нынешних ступенях этого непрерывного процесса. Разумеется,  в своей сложной  поступательной устремленности он плодотворно вершится и в наши дни, и скоро родятся новые значительные плоды замыслов и трудов нашего театра. Нельзя оптимистично не отметить и становящиеся регулярными объёмные гастроли оперных и балетных коллективов нашего театра в другие страны, радостно сознавать результаты и достаточно регулярно проводимых Международных фестивалей «Тошкент Бахори», творческих конкурсов молодых певцов и танцовщиков. Большой резонанс вызывает и регулярное знакомство с мировыми достижениями крупнейших балетных коллективов мира в рамках мощных и ярких проектов, организуемых Международным Фондом культуры и искусств.

И я рад поздравить всех многочисленных коллег и собратьев по творчеству с Международным Днем Театра. Великого чуда, которое в обобщенной форме отражает и раскрывает суть многих жизненных явлений, помогая каждому из нас лучше понять и законы жизни, и свое место в мире людей и событий.

Доброй вам Весны – весны и природной, и обновляющей Весны духа, несущей и молодость, и энергию, и новое понимание, мира в мире и в душе – и  великое счастье жить и творить, открывая новое и в себе, и в многогранном мире людей в непростое время его существования…

С Международным Днём театра, дорогие коллеги и многочисленные любимые нами зрители!

 

Андрей СЛОНИМ

Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан,

Режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои. 

Опубликовано в электронной версии газеты «НАРОДНОЕ СЛОВО» 27 марта 2023 г





Другие материалы рубрики

28.03.2023 / 13:50:23

Они создавали театр. Ленина Е. Л., народная артистка Узбекистана (1890-1981). "Большое человеческое сердце"

Елена Лазаревна Ленина завоевала известность и любовь зрителей еще выступая на разных сценах российских театров, начиная с 1907 года. А в 1934 году Ленина вошла в первую труппу Ташкентского русского драматического театра, которую набирал художественный руководитель В. А. Чиркин, и здесь ей крупно повезло. Уже в 1935 году ей поручают роль Мурзавецкой в спектакле "Волки и овцы" А. Н. Островского Далее...

21.03.2023 / 19:32:20

ПРОЕКТ "ДРУГИЕ ЗВЕРИ" представляет: "Наивно. Супер". Спектакль Анастасии Прядкиной

2 апреля, воскресенье 18.30 - Центр греческой культуры Далее...

14.03.2023 / 16:37:42

Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои и Театр кукол Хорезмской области приняты в Международную театральную ассоциацию "Шелковый путь"

6-8 марта представители Генконсульства Узбекистана приняли участие в 13-й Гуанчжоуской международной выставке сценического искусства и 6-й ежегодной конференции Международных театральных ассоциаций "Шелковый путь", состоявшейся в рамках Гуанчжоуской выставки-ярмарки индустрии культуры Далее...

08.03.2023 / 20:11:51

Балет "Jungle Book reimagined" понравился всем

В рамках Международного балетного фестиваля, организованного Фондом развития культуры и искусства Узбекистана, в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои состоялся показ балета Акрама Хана "Jungle Book reimagined" Далее...

08.03.2023 / 20:07:25

Подписан меморандум о творческом сотрудничестве между ГАБТ имени Алишера Навои и Китайским национальным оперным театром

В Пекине, в эти мартовские дни между Государственным академическим Большим театром имени Алишера Навои и Китайским национальным оперным театром состоялось подписание Меморандума о творческом сотрудничестве, в рамках которого уже в мае этого года состоятся большие гастроли ГАБТа в столице Поднебесной Далее...





18.11.2024 / 23:53:49
"Новый взгляд"-так называется юбилейная персональная выставка Ибрагима Валиходжаева, представленная в Центральном выставочном зале Узбекистана. И это именно так
 
28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 


21.11.2024 / 10:37:13
19 ноября 2024 года в Государственном Кремлёвском дворце , в программе " Дней культуры Узбекистана в России" состоялся концерт "Вечер звёзд Узбекистана".
 
12.11.2024 / 13:21:06
Посольство Франции в Узбекистане пригласило на сольный концерт известного пианиста Оливье Мулена, посвященный 100-летию со дня смерти выдающегося композитора Габриэля Форе
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 
18.11.2024 / 16:10:28
Культуре чтения-быть. В Русском культурном центре Узбекистана при содействии Центра русского языка и литературы при РКЦ Уз прошел ежегодный семинар "Новые технологии в преподавании русского языка и литературы".
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте