Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.04.2023 / 17:19:59
Известная в мире опера Жоржа Бизе "Искатели жемчуга" исполнена в Ташкенте вместе с коллегами из Франции, которые очень порадовали публику, собравшуюся в ГАБТе им. А. НавоиУзбекско-французское сотрудничество в области культуры все более активно развивается. Примеров этому становится все больше. Заметным событием стало и участие в ташкентской постановке оперы «Искатели жемчуга» приглашенной французской певицы Блерта Жегу, исполнительницы партии Лейлы и приглашенного дирижера из Франции Натали Марин. В оперном спектакле поставленном режиссером Хайдарали Касымовым главные партии исполняли также солисты ташкентской оперы Самандар Алимов (Надир), Рахим Мирзакамалов (Зурга) и Джабраил Идрисов (Джабраил). Вместе с симфоническим оркестром театра в спектакле принимали также участие артисты хора, миманса, балета и детская оперно-балетная студия ( «Солнышко»). Сюжет, заинтересовавший совсем молодого в ту пору Бизе, весьма традиционен. Это история жрицы, нарушившей обет девственности, и ее счастливого избавления от кары после «Весталки» Спонтини (1807), которая нередко показывалась на оперной сцене. Не менее традиционной была обстановка действия, которую воссоздавали прежде Мейербер («Африканка»), Гуно («Царица Савская»), Массне («Король Лагорский»), Сен-Санс («Самсон и Далила»), Делиб («Лакме») и другие французские композиторы. Тем не менее изображение волнующей драмы сильных страстей в красочной обстановке первобытных нравов и экзотической природы отвечало творческим устремлениям Бизе. «Искатели жемчуга» явились в известной мере ступенью к созданию великим французским композитором гениальной оперы «Кармен». Зрители оценили по достоинству отличный голос и исполнение партии Лейлы нашей гостьи из Франции Блерта Жегу, талант дирижера Натали Марен, солистов узбекской оперы. На должном уровне звучали в этот вечер оркестр и хор театра. Опера была закончена Бизе в 1863 году. Первое представление состоялось 30 сентября того же года на сцене Парижского Лирического театра. После 18 спектаклей опера исчезла из репертуара. Среди отзывов прессы выделилась рецензия Берлиоза, отметившего, что партитура оперы «содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита». Преодолев традиционную условность ситуаций и персонажей либретто, Бизе удалось наметить в музыке индивидуальность главных героев, придать экзотическим ритуальным и бытовым сценам эмоциональную силу и яркость колорита, запечатлеть мечтательную поэзию природы Востока. Мелодии «Искателей жемчуга» впечатляют красотой и пластичностью. Лучшие из них служат украшением концертных программ. Первому акту предшествует небольшая оркестровая прелюдия, выдержанная в плавно колышущемся вальсовом ритме. Начальная сцена обрамлена хором «На берегу златом», сопровождающим танцы ловцов; таинственно приглушенный, с монотонными повторениями фраз, он на время оживляется героической мелодией «Вперед, на дно морское» (мужской хор). В центре сцены — первый рассказ Надира «По степям, лесам дремучим», мужественный, отмеченный свежестью мелодики. Дуэт-воспоминание Надира и Зурги «И там, среди цветов» полон восторженного чувства; плавная мелодия в восточном духе звучит на фоне волшебно прозрачного оркестрового сопровождения. Появление Лейлы подготавливается оркестровой прелюдией; хор «Привет тебе, дева» выдержан в легком танцевальном движении. Нежностью колорита, южной мягкостью красок отмечен известный романс Надира «В сиянье ночи лунной». Заключает акт молитва Лейлы «Брама всесильный»; легкие узорчатые рулады певицы сопровождаются приглушенным аккомпанементом хора; на том же фоне звучит тайный диалог Лейлы и Надира. Второй акт открывается хором за сценой «Уж наступает ночь»; его оригинальная оживленно светлая мелодия подчеркивается танцевальным аккомпанементом басов; оркестр молчит, строфы разделяются руладами двух флейт-пикколо. Этим хором обрамлены речитативные сцена Лейлы с Нурабадом и рассказ Лейлы «Была ребенком я». Речитатив и каватина Лейлы «Ночь наступила, я одна» — полная внутреннего ликования кантилена — сменяется отдаленной песней Надира «Моя голубка сладко уснула»; ее богато орнаментированная мелодия сопровождается лишь аккордами арфы. В начале дуэта «Но как решился ты» короткие торопливые реплики перемежаются взволнованно-прерывистыми фразами оркестра; затем голоса сливаются в любовном порыве. Бурный финал акта начинается хором «Голос чей к нам взывает». Третий акт предваряется симфонической картиной грозы. Речитатив и ария Зурги пронизаны драматизмом; при упоминании имени Надира в оркестре возникают отголоски его романса из первого акта. Выпуклый контраст заложен в дуэте-сцене Лейлы и Зурги; горячей мольбе противопоставлены краткие непреклонные реплики. В начале второй картины третьего акта — оркестровый эпизод мрачной вихревой пляски, затем на него накладывается хор «Как только блеснет заря в небесах» с исступленными выкриками «Брама!», музыка передает нарастающую ярость. Центральный номер картины — терцет «Вот миг восхищенья», где экзальтированно-восторженным мелодиям Лейлы и Надира отвечают мужественно-суровые фразы Зурги. Заключительный хор «Костер уж пылает, жертвы ждет» — повторение начального хора.
Елена Кари-Якубова фото Юрия Полянского
|
|