Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
19.04.2023 / 17:19:59

Известная в мире опера Жоржа Бизе "Искатели жемчуга" исполнена в Ташкенте вместе с коллегами из Франции, которые очень порадовали публику, собравшуюся в ГАБТе им. А. Навои


Узбекско-французское сотрудничество в области культуры все более активно развивается. Примеров этому становится все больше. Заметным событием стало и участие в ташкентской постановке оперы «Искатели жемчуга» приглашенной  французской певицы  Блерта Жегу, исполнительницы партии Лейлы и приглашенного дирижера из Франции Натали Марин. В оперном спектакле поставленном  режиссером Хайдарали Касымовым главные партии исполняли также  солисты ташкентской оперы Самандар Алимов (Надир), Рахим Мирзакамалов (Зурга) и Джабраил Идрисов (Джабраил). Вместе с симфоническим оркестром театра  в спектакле принимали также участие  артисты хора, миманса, балета и детская  оперно-балетная студия ( «Солнышко»).

Сюжет, заинтересовавший совсем молодого в ту пору  Бизе, весьма традиционен. Это история жрицы, нарушившей обет девственности, и ее счастливого избавления от кары после «Весталки» Спонтини (1807), которая  нередко показывалась на оперной сцене. Не менее традиционной была  обстановка действия, которую воссоздавали  прежде Мейербер («Африканка»), Гуно («Царица Савская»), Массне («Король Лагорский»), Сен-Санс («Самсон и Далила»), Делиб («Лакме») и другие французские композиторы. Тем не менее изображение волнующей драмы сильных страстей в красочной обстановке первобытных нравов и экзотической природы отвечало творческим устремлениям  Бизе. «Искатели жемчуга» явились в известной мере ступенью к созданию великим французским композитором  гениальной  оперы «Кармен». Зрители оценили по достоинству отличный голос и исполнение партии Лейлы  нашей гостьи из Франции Блерта Жегу, талант дирижера Натали Марен, солистов узбекской оперы. На должном уровне звучали в этот вечер оркестр и хор театра.

Опера была закончена Бизе в 1863 году. Первое представление состоялось 30 сентября того же года на сцене Парижского Лирического театра. После 18 спектаклей опера исчезла из репертуара. Среди  отзывов прессы выделилась рецензия Берлиоза, отметившего, что партитура оперы «содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита». Преодолев традиционную условность ситуаций и персонажей либретто, Бизе удалось наметить в музыке индивидуальность главных героев, придать экзотическим ритуальным и бытовым сценам эмоциональную силу и яркость колорита, запечатлеть мечтательную поэзию природы Востока. Мелодии «Искателей жемчуга» впечатляют красотой и пластичностью. Лучшие из них служат украшением концертных программ.

Первому акту предшествует небольшая оркестровая прелюдия, выдержанная в плавно колышущемся вальсовом ритме. Начальная сцена обрамлена хором «На берегу златом», сопровождающим танцы ловцов; таинственно приглушенный, с монотонными повторениями фраз, он на время оживляется героической мелодией «Вперед, на дно морское» (мужской хор). В центре сцены — первый рассказ Надира «По степям, лесам дремучим», мужественный, отмеченный свежестью мелодики. Дуэт-воспоминание Надира и Зурги «И там, среди цветов» полон восторженного чувства; плавная мелодия в восточном духе звучит на фоне волшебно прозрачного оркестрового сопровождения. Появление Лейлы подготавливается оркестровой прелюдией; хор «Привет тебе, дева» выдержан в легком танцевальном движении. Нежностью колорита, южной мягкостью красок отмечен известный романс Надира «В сиянье ночи лунной». Заключает акт молитва Лейлы «Брама всесильный»; легкие узорчатые рулады певицы сопровождаются приглушенным аккомпанементом хора; на том же фоне звучит тайный диалог Лейлы и Надира.

Второй акт открывается хором за сценой «Уж наступает ночь»; его оригинальная оживленно светлая мелодия подчеркивается танцевальным аккомпанементом басов; оркестр молчит, строфы разделяются руладами двух флейт-пикколо. Этим хором обрамлены речитативные сцена Лейлы с Нурабадом и рассказ Лейлы «Была ребенком я». Речитатив и каватина Лейлы «Ночь наступила, я одна» — полная внутреннего ликования кантилена — сменяется отдаленной песней Надира «Моя голубка сладко уснула»; ее богато орнаментированная мелодия сопровождается лишь аккордами арфы. В начале дуэта «Но как решился ты» короткие торопливые реплики перемежаются взволнованно-прерывистыми фразами оркестра; затем голоса сливаются в любовном порыве. Бурный финал акта начинается хором «Голос чей к нам взывает». Третий акт предваряется симфонической картиной грозы. Речитатив и ария Зурги пронизаны драматизмом; при упоминании имени Надира в оркестре возникают отголоски его романса из первого акта. Выпуклый контраст заложен в дуэте-сцене Лейлы и Зурги; горячей мольбе противопоставлены краткие непреклонные реплики. В начале второй картины третьего акта — оркестровый эпизод мрачной вихревой пляски, затем на него накладывается хор «Как только блеснет заря в небесах» с исступленными выкриками «Брама!», музыка передает нарастающую ярость. Центральный номер картины — терцет «Вот миг восхищенья», где экзальтированно-восторженным мелодиям Лейлы и Надира отвечают мужественно-суровые фразы Зурги. Заключительный хор «Костер уж пылает, жертвы ждет» — повторение начального хора.

 

                                                                                             Елена Кари-Якубова

                                                                                              фото Юрия Полянского 





Другие материалы рубрики

16.04.2023 / 22:28:54

Одна из выдающихся талантов узбекского балетного искусства, Народная артистка Узбекистана Хамраева Гули Раззаковна скончалась в возрасте 76 лет

Большой потерей для узбекского балетного искусства стала безвременная кончина Гули Раззаковны - прима-балерины Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои, исполнительницы ведущих партий в самых ярких мировых и национальных балетных постановках, обладательницы уникального таланта, доброго и требовательного наставника, посвятившей всю свою жизнь развитию балетного искусства Далее...

14.04.2023 / 18:02:57

На сцене Русского драматического премьерный спектакль "Тигр"

16 апреля премьерный спектакль "Тигр" пройдет в Государственном Академическом Русском Драматическом театре Узбекистана Далее...

13.04.2023 / 09:34:58

В Центре греческой культуры состоится Вечер французской драматургии

Ambassade de France (Посольство Франции в Республике Узбекистан) и проект театральных экспериментов "Другие Звери" представляют: "LA VOIX HUMAINE" - Вечер французской драматургии Далее...

12.04.2023 / 19:10:10

Легендарный балет "Спартак" в постановке Валентина Елизарьева впервые увидели на ташкентской сцене

Легендарный балет "Спартак" - в Ташкенте. Труппа Большого театра Беларуси во главе с Валентином Елизарьевым стала приглашенной звездой фестиваля "Очарование балета", который в эти дни проходит на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои Далее...

10.04.2023 / 18:54:48

В Париже состоялся показ двух исторических немых фильмов узбекского производства

В Институте арабского мира в Париже в рамках культурно-просветительской программы, посвященной выставке "Дорога в Самарканд. Шелковые и золотые чудеса", состоялся киноконцерт, за которым последовал показ двух немых фильмов "Мохов" (1928) и "Бурилиш: унинг ҳуқуқи" (1931) Далее...





22.11.2024 / 21:25:34
Концерт в епархии РПЦ артистов ГАБТ им. А. Навои: "Мы желаем счастья вам!"
 
21.11.2024 / 10:37:13
19 ноября 2024 года в Государственном Кремлёвском дворце , в программе " Дней культуры Узбекистана в России" состоялся концерт "Вечер звёзд Узбекистана".
 


24.11.2024 / 09:30:44
Евразийский Альянс горных курортов работает над повышением стандартов сервиса и продолжает расширять свои ряды
 
23.11.2024 / 05:35:11
6,5 миллиона туристов в Узбекистане: красивая цифра или манипуляция?
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


21.11.2024 / 10:08:57
О корифее нашей журналистики и его жизненном и творческом пути
 
12.11.2024 / 14:42:59
"За что дано такое сердце мне?" 85-летие народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте