Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
29.05.2023 / 17:26:25
Событием в культурной жизни столицы стал торжественный вечер в ГАБТе им. А. Навои, посвященный 100-летию со дня рождения выдающегося мастера балета, узбекской и мировой хореографии, Галии ИзмайловойЭтот вечер был давно ожидаем многочисленными почитателями балетного искусства Узбекистана.И торжественный концерт под ёмким названием «Вся жизнь – в танце…» не только не обманул ожиданий зрительской общественности столицы Узбекистана, – но и во всей полноте средств своей выразительности, красок и штрихов с редкой силой раскрыл образ Галии Измайловой став истинным и запоминающимся праздником творчества. Привлекал внимание уже сам факт того, что в проведение такого вечера активно включился известный мастер режиссуры, Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним. Близко знакомый и с творчеством Мастера, и с ее неповторимыми человеческими свойствами, он сконструировал цельную композицию вечера. Искусство Галии Измайловой сплело воедино основы устоев и традиций узбекского национального танца, обширной и разнообразной палитры танцев народов мира – и трепетные и эмоциональные основы хореографии мира, которая во все времена разными средствами и способами воспевала высшие человеческие чувства и устремления духа. Этой идеей загорелись замечательные мастера-хореографы – и заслуженный артист Узбекистана, народный артист Каракалпакстана Замир Нурымбетов, и заслуженная артистка Узбекистана Амина Бабаджанова – ведь они самым прямым путём восприняли творческие основы буквально «из рук» великой Галии Измайловой и прошли собственные пути в искусстве под ее непрерывным творческим влиянием.
Родившаяся в результате активного творческого труда этого содружества творцов и талантливых исполнителей – композиция вечера предстала своеобразной, живой, свободной, чуждой официозности, доверительной и откровенной. Своеобразие проявилось буквально с первых мгновений – когда под звуки Полонеза из балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» раздвинулся занавес сцены – и на большом экране в изящном «кружевном» обрамлении предстала галерея портретов Галии Измайловой – и в образах, и в творчестве, и в жизни. А сменивший эту экспозицию кинофрагмент документального фильма о Мастере продолжил этот ряд в серии кинокадров, показывающих мастера в неустанном процессе разнообразного творчества – в танцах, в репетициях с молодыми танцовщиками, в простых и мудрых высказываниях о творчестве и жизни… И органично развил и дополнил эту кинокомпозицию новый ряд изображений Галии Баязитовны – уже в запечатленных мгновениях жизни танцев народов мира, в которых ее дар раскрылся и стал известен многим странам гораздо раньше, чем творчество Ансамбля Игоря Моисеева или раскрышееся гораздо позднее исключительное дарование Махмуда Эсамбаева… Как и большинство вечеров, поставленных им, Андрей Слоним вел этот вечер сам. Вел доверительно, лаконично, в ёмких преамбулах между номерами, в которых за короткий период сумел рассказать о самом важном и существенном в творчестве Галии Измайловой. Он размышлял и о чертах ее творчества и личности, вспоминал эпизоды общений с ней – и из этих преамбул проступали четкие черты ее портрета – живого и устремленного к людям. И как естественное раскрытие линии основ национального танца – вечер творчески открыло яркое, полное энергии выступление Молодого балета «Тумор», которым талантливо руководит Чарос Джурабаева. Ознакомившись с некоторыми яркими материалами выступлений Галии Измайловой – ансамбль «Тумор» в экспрессивной, обаятельной и безупречной технически форме представил попурри на темы танцев Мастера. Оно живо включило в себя и обаятельное многоцветие разнохарактерных узбекских танцев, и танцев Индии и Афганистана. И в их числе – знаменитый танец «Павлин», поражающий изяществом и красотой… А номер легендарного ансамбля «Бахор», счастливо возрожденного в нашей стране в последние годы (художественный руководитель – заслуженная артистка Узбекистана, народная артистка Каракалпакстана Зиёда Мадрахимова) – красивый традиционный узбекский танец «Фаргона рубаиси» убедительно развил и дополнил это фундаментальное направление народной хореографии. Замысел постановщика, хореографов и организаторов вечера раскрывался необыкновенно органично, продемонстрировав целостное сплетение национального балетного искусства с мировой хореографией. В сцене из балета-легенды Мухтара Ашрафи «Амулет любви» (хореограф восстановления – заслуженный артист Узбекистана, народный артист Каракалпакстана Замир Нурымбетов) органично и гармонично раскрылись и жанровость народной основы, и красота классической пластики. А поразительно красивый хореографический дуэт Сони (Екатерина Тихановская) и Мирзо (Данияр Хасманов) венчает одну из сцен торжеством истинно высокой Любви и почитания женственности и красоты. Особо стоит сказать и о другом номере из этого же балета. Как известно, Галия Измайлова была выдающейся исполнительницей и постановщиком индийских танцев, в совершенстве постигнув их особую природу и завораживающую красоту. И в прекрасном высокотехничном, заострённо-характерном и наполненном эмоциями исполнении Анастасии Кистановой этот танец из «Амулета любви» поистине заворожил зрителей… Трудами хореографа театра Амины Бабаджановой – и замечательной танцовщицы, а ныне – и опытного наставника молодежи – была восстановлена сцена еще из одного балета, ярко поставленного Галией Измайловой. Речь идет о балете «Эсмеральда» Ц. Пуни, ныне, к сожалению, не идущем в репертуаре. И прекрасная сцена, в которой зарождается любовь цыганки Эсмеральды и Феба (Мафтуна Хусниддинова и Замир Фазлутов) в динамичном окружении подруг Эсмеральды – впечатлила и оставила чувство глубокого удовлетворения. Стоит сказать о том, что переполненный зал театра с предельным вниманием воспринимал каждый номер композиции и отвечал искренним горячим приёмом. Столь же органично и желанно настала очередь и высокой балетной классики, в которой также исключительно своеобразно раскрывалось дарование Галии Измайловой – и как танцовщицы, и как балетмейстера. И снова в редакции восстановления Замиром Нурымбетовым весьма достойно, красиво, убедительно и в техническом, в эмоциональном отношении станцевала знаменитое «Антре, адажио и коду» из балета «Корсар» А. Адана яркая танцевальная пара – Эльмира Юсупова и Радион Исянов. И стоит отметить, что, наряду с особой открытостью истинности излучаемых чувств, ведущие танцовщики нашего театра на уровне выполнили все непростые технические приемы этого сложнейшего номера – прыжки, пируэты, фуэте – и были по достоинству награждены аплодисментами. Одним из любимых Галиёй Измайловой балетов был и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева. Романтический истинно «пушкинский» сюжет, драматичность действия увлекали Мастера. Она в свое время воссоздала и замечательный образ прекрасной страстной Заремы. И в разных творческих версиях ставила весь спектакль, наполняя его и техническим совершенством, и эмоциональностью, и динамикой. Амина Бабаджанова, которая в свое время получила образ Заремы буквально «из рук» Галии Измайловой, а затем усвоила и всю «партитуру» хореографии этого балета – чётко и гармонично воссоздала одну из самых непростхых сцен из этого балета. Ту сцену, где плененная польская княжна Мария томится тоской, а пришедшая к ней горячая и ревнивая Зарема изнемогает от ревности, умоляя Марию отречься от чувства хана Гирея, похитившего ее. Мария не понимает ее ревности – она более чем равнодушна к тому, кто жестоко истребил ее родных и похитил из родового замка. Но Зарема не понимает ее отречения от чувств Гирея и не верит ей. И в припадке безумной ревности она ударом кинжала убивает ни в чем не повинную Марию. Стоит сказать о том, что и заслуженной артистке Узбекистана Надире Хамраевой (Мария), и молодой Мафтуне Хуниддиновой (Зарема) во всей полноте удалась эта замечательная сцена, наполненная целым рядом трогающих душу нюансов и черт. Особенно значительной предстала кульминация этой сцены – как убийство Заремой Марии, так и органично и трогательно выполненное Надирой Хамраевой знаменитое, основанное еще великой Галиной Улановой сползание смертельно раненной Марии по белой колонне. А запоздало вбежавший Гирей (Замир Фазлутов) и его окружение, не сумев предотвратить гибель Марии, осуждают и мятежную Зарему … В своей многоплановости этот замечательный вечер-концерт подчеркнул еще один из заветов Галии Измайловой, выраженный в неразрывной линии преемственности поколений. Ярко и выразительно исполнившая «Индийский танец» Анастасия Кистанова достойно продолжает дело своего отца – выдающегося танцовщика, Народного артиста Узбекистана Игоря Кистанова, заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева – талантливая дочь прекрасного мастера, Народной артистки Гули Хамраевой, которая совсем недавно покинула нас… А это ушедшее поколение получало основы мастерства и профессии – всё из тех же беззаветно служащих творчеству и души, и «рук» великой Галии Измайловой! И наконец – «Дон Кихот» Л. Минкуса. Ещё один «остров» творчества и балетмейстера, и балерины Галии Измайловой. Блестящий балет, требующий от исполнителей высот мастерства буквально на каждой из ступеней и жанров творчества. Постановщиком и хореографами для памятного вечера были отобраны две сцены. Первая из них – это знаменитая «Цыганская сцена» с узаконенно-вставной музыкой. В пору своего творческого расцвета в этой сцене, поставленной Галией Измайловой, блистала и неповторимая Гули Хамраева, завораживая зал и удерживая внимание сотен зрительских эмоций. А на вечере в этой партии раскрыла свое неповторимое очарование и мастерство сама Амина Бабаджанова, многие годы исполняющая этот номер и специально восстановившая его для памятного вечера в честь мастера.
Ну и разумеется – блестящее «главное» Па-де-де со вставной вариацией было на высоком уровне представлено залу как апофеоз всего действа. Здесь вновь во всей полноте раскрылось дарование Надиры Хамраевой, с обаянием и технической четкостью воплотившей весь сложный рисунок этого высоко классического номера, включая и положенные «фуэте», и прочие технические утонченности. И ее партнер – Улугбек Олимов – со всей полнотой эмоциональной отдачи и технического мастерства исполнил вместе с нею этот номер – и парадный по существу, и весьма трудный по задачам исполнения. Украсила номер достойным исполнением и обаятельная Ситора Хисматова. Невозможно не отметить и большую работу, которую убедительно покказал оркестр театра под управлением двух ведущих дирижёров – Аъзамхона Ахмедова и Содика Гаибова. Исполнение номеров было и музыкальным, и экспрессивным, и весьма органичным для выполнения всех хореографических задач. Отдать дань светлой памяти и великому дару Галии Измайловой пришли представители Министерства культуры и туризма Узбекистана – в лице Начальника управления искусств Бахрома Усманова, Председателя директоров Абдусаита Ганиева и Народной артистки Узбекистана Рушаны Султановой. Каждый из них, в сердечной и доверительной форме поведал о своем отношении к личности великой Галии Измайловой, о ее высоком значении для общенациональной культуры Узбекистана и о связях национальных основ ее творчества с культурой общемировой. …А когда в финале вновь под звуки Полонеза из «Бахчисарайского фонтана» на сцене собрались танцовщики разных поколений, которые своим служением в этот вечер подтвердили высокое уважение к выдающейся артистке, танцовщице. Мастеру национальной и мировой хореографии Галии Измайловой – весь зал в едином порыве встал и еще раз поблагодарил всех организаторов и исполнителей этого замечательного вечера-концерта за мгновения истинного Творчества, которое всей глубиной своей души завещала нам великая и незабвенная Галия Измайлова – Мастер и Личность, навеки остающаяся в нашей памяти. И – как казалось в некоторые мгновения вечера! – как бы незримо присутствующая где-то рядом, со своей неизменной улыбкой, добротой и устремлённостью своей светлой души…
Елена Кари-Якубова, Борис Бабаев Фото Юрия Полянского
|
|