Накануне заключительного гала-концерта зрители Ташкента с радостью приобщились к спектаклю Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои, который, фактически, завершил оперный сезон нашего любимого театра. Речь идёт об опере П. Масканьи «Сельская честь», яркое и эмоциональное исполнение которой состоялось в минувшую субботу. И до предела захватило любителей оперы неподдельной искренностью страстей, правдой эмоционального излучения, да и просто замечательным выразительным пением, сплетённым с тонкой, контрастной и богатой оттенками игрой. А зал во встречном порыве со всей полнотой ответных чувств принимал и каждый номер, а в финале отблагодарил прекрасных артистов горячими аплодисментами, долго не отпуская их со сцены в эмоциональном прощании до начала нового театрального сезона в сентябре.
Спектакль «Сельская честь», поставленный заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом как экспрессивное и динамичное действие, во всей полноте раскрывающее непростую и полную противоречий жизнь героев – давно заслуженно оценен музыкальной общественностью нашей столицы. Неоднократно в разных вариантах исполнительских составов он каждый раз по-своему убеждал зрителя горячей искренностью своего действия. И в этот раз он предстал в удивительной новизне и свежести излучаемых чувств и мощной исполнительской энергетики.
Стоит вспомнить о том, что действие «Сельской чести» разворачивается в течение суток в день великого церковного праздника Пасхи, который люди должны встречать светом души и окрыленностью помыслов. Между тем выдающийся итальянский композитор Пьетро Масканьи, основываясь на новелле Джованни Верга, разворачивает эмоциональную событийность совершенно иного порядка. Жители сицилийской деревни середины XIX века, буквально запутавшись в сети обуревающих их страстей и эгоцентрических устремлений, - приходят к неизбежному трагическому финалу. И спектакль, который длится чуть менее полутора часов – насыщен эмоциями едва ли не в большей степени, чем иная развёрнутая опера большей продолжительности. И само название спектакля ( по-итальянски «Cavalleria rusticana», что означает ироничное «Рыцарское достоинство по-деревенски»!) вводит нас в особую эстетику произведениястиля «веризма», который вывел на сцену вместо высокородных героев людей самого простого происхождения. Но – с глубоким миром внутренних переживаний, смятений, поисков своего права на любовь…
Анлрей Слоним выстраивает действие спектакля буквально с первых нот оркестрового вступления. И оживает эмоциональная динамика действия – молодой житель деревни Туридду поет страстную серенаду Лоле, которая сейчас стала женой самого богатого и влиятельного жителя деревни –возчика Альфио. А Лола, воспользовавшись отъездом мужа, без церемоний увлекает своего возлюбленного в свой дом. А героиня оперы Сантуцца в этой версии постановочного решения – становится невольной свидетельницей измены Туридду, в которого страстно влюблена… И с первого до последнего мига действия спектакль живет и волнует притихший зал.
В смене многих разных и по-своему ярких исполнителей в этот вечер своими индивидуальностями поистине блеснули солисты оперы разных поколений. Образ Сантуццы в этот раз стал принципиальной удачей ведущей солистки Анастасии Юдиной. Её высокое меццо-сопрано в богатстве эмоциональных интонаций раскрывает всю охваченную смятением природу души ее героини. Ее Сантуцца не хочет смириться с потерей любимого и страстно пытается вернуть его расположение и нежность. Этот высокий градус эмоций Анастасия Юдина несёт органично и во всей полноте излучений души. Но – что особенно ценно! – и без малейшего признака преувеличенностей, нажимов – и в этом особенно убедительна и вызывает искреннее сочувствие к своей героине. Стоит отметить, что в особенностях этого театрального сезона частота исполнения репертуарных спектаклей, к сожалению, по некоторым причинам была гораздо меньшей, чем в предыдущие годы. Тем ценнее тот труд, который виден в методичном обогащении постановщиком спектакля новыми красками и штрихами, тем существеннее новые и новые «приобретения» артистов в исполнении и раскрытии своих непростых образов.
Искренне полрадовал и молодой тенор Бекзот Садыков в образе Туридду. Его голос красивого тембра и большого наполнения очень подходит к партии Туридду. Но не менее важно и то, что в этом спектакле мы восприняли несомненный рост исполнительских возможностей этого перспективного одаренного певца. Во многих фрагментах партии по сравнению с более ранним его исполнением этой партии - значительно обогатилось разнообразие нюансов, тонкостей фразировки, эмоциональных переходов. Постигнув потенциал своих голосовых возможностей, Бекзот Садыков делает явственные плодотворные шаги по насыщению образа Туридду еще большей контрастностью, изменчивостью эмоций, разностью состояний. И от начала спектакля до трогательного прощания с матерью перед смертельным поединком с Альфио – свирепым в своей жажде мести мужем неверной Лолы! – молодой певец не разрывает трепетного контакта с партнерами и залом и вызывает у зрителей острейшее сопереживание в каждый момент действия.
Весьма приятное впечатление произвело и дебютное выступление молодой солистки Эмине Джевдетовой в образе своенравной и лукавой Лолы. Обладая прекрасной внешностью, тонко прочувствовав в работе с постановщиком каждый нюанс вокально-сценического образа своей героини, Джевдетова сумела показать свою героиню во всей сложности ее характера – и блестяще обаятельной, и эгоцентричной в своей жажде и»отбить» Туридду к Сантуццы. В ее решении образа в полноценной работе с постановщиком чётко выявлен пагубный смысл ханжеской «морали». «Грешить» открыто – как Сантуцца, которая позволяет осуждаемые обществом внебрачные отношения с Туридду – это позор и неприятие деревенскими жителями. А вот тайно под покровом ночи встречаться с Туридду, оставаясь во мнении односельчан верной супругой уважаемого человека – это вовсе не грех, а некий способ жить своими интересами! И талантливая исполнительница четко проводит свою героиню по всей «трассе» развития образа – от самоупоения и страстью и властью над Туридду, от издевок над Сантуццей – до убийственного ужаса в момент разоблачения, звонкой пощёчины узнавшего правду мужа. И – до трагического финала гибели Туридду и осознания своей тягостнорй вины во всём…
Махмуд Рузиев выступает в роли Альфио с первых премьерных спектаклей «Сельской чести». Но в этот вечер непростая сущность и его образа была раскрыта им с особой убедительностью. От самодовольного упоения своим положеним, семейным счастьем – до приступа совершенно необужданного гнева, когда он узнает от Сантуццы, в минуту слабости предающей возлюбленную о том, что Лола изменила ему с Туридду, а далее – до всей непростой сцены перед его поединком с Туридду – Махмуд Рузиев чётко рисует все изменения своего героя и предстает убедительным и органичным.
В непростой роли матери Туридду Лючии, которую все в деревне уважительно называют «мама Лючия» - своеобразно выступила Эльмира Мамедова. В этой непростой роди тоже был прочерчен чёткий и вполне «читаемый» путь – от осуждающей неприязни к «грешной» Сантуцце к состраданию её боли и переживаниям, от благодатного пасхального настроения – до ужасного трагического финала с гибелью любимого сына…
В спектакле немалая роль по праву отводится хору. Предпраздничная радость, торжественная пасхальная месса, беззаботный хор в сцене, когда Туридду запевает застольную песню – и необъятный ужас, охватывающий всех в момент, когда Лола с безумным криком извещает о гибели Туридду – всё это выполняется хором на великолепном звучании и со всей искренностью жизни на сцене – вплоть до пасхальных «подтанцовок» выполняемых молодыми артистками хора достаточно органично. Работа главного хормейстера, народного артиста Сулеймана Шадманова и его высокопрофессиональной помощницы Натальи Куприяновой – сказывается во всей полноте замысла спектакля, задач постановщика и увлекательной правды жизни на сцене. Выразительны в своих ролях и артисты мимического ансамбля, и детская группа студии «Солнышко» при театре.
Дирижёр Садык Гаибов провел спектакль, органично наполняя звучание оркестра необходимыми нюансами и контрастными переходами, хорошо ансамблируя в контакте с солистами и хором.
И вся эта непростая и многоступенчатая работа режиссера-постановщика, дирижера, талантливых исполнителей, хора и оркестра театра – к общей радости воссоздала в завершающие дни сезона ту истину страстей, которыми пропитана вся партитура оперы «Сельская честь» и которые воплотились перед зрителями во всей полноте и разнообразии звучания, действия и эмоций. И в очередной раз явила зрителю новый, не схожий с предыдущими исполнениями образ спектакля, который является чётким предостережением всем нам, призывая не отказываться от добра, сострадания, света души и не становиться безвольными заложниками слепых страстепй, опустошающих души.
Благодарный зритель со всей горячностью воспринял этот спектакль и щедро воздал его талантливым создателям и исполнителям полнотой излучений горячих встречных чувств. И радости от новой встречи с настоящим творчеством, которым и простился наш театр с публикой до нового сезона, несущего неведомые радости, впечатления, встречи…
Б. Рахимов
фото Ирины Щур