Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
11.10.2023 / 20:19:37

Ташкентским зрителям представлен спектакль необычной формы – творение великого Вольфганга Амадея Моцарта - "Директор театра"


 В первой части  это  был одноактный зингшпиль-буфф Моцарта - «Директор театра» (комедийный спектакль, сочетающий в себе и вокально-сценические номера – и остроумные диалоги героев). Ранее мне его посчастливилось видеть в одном из бродвейских театров на Манхеттене. И это было поистине незабываемое событие. По возвращении в Ташкент я рассказывал об этом друзьям и знакомым, а также  режиссеру  Большого театра Узбекистана Андрею Евсеевичу Слониму. И вот наступило время когда он сам осуществил постановку этого спектакля в Ташкенте.

       Кроме меня он пригласил в этот вечер известного певца Мансура Ташматова, искусствоведа , преподавателя Хореографической Академии Узбекистана Елену Кари-Якубову и нам было что увидеть и о чем поговорить на протяжении спектакля. Все было как-то не совсем обычно и по своему оригинально. Было видно, что  даже и в условиях Малой сцены Слониму удалось осуществить  постановку довольно высокого уровня. Но обо все по-порядку...

      Два театральных деятеля  – директор оперной труппы господин Франк и его помощник – комедийный актёр Буфф, чтобы попытаться вылезти из многих финансовых проблем.– решили создать театральную труппу из артистов с самыми дешёвыми гонорарами. И уже в самом начале  обращаешь внимание на  гротесковую  заостренность ситуаций, в которой две соперничающие певицы-примадонны стремятся утвердить свое право  быть «первой и единственной».  А незадачливый герой-тенор, уверен в том, что именно он – главное лицо в опере... Требующие прослушивания  молодые певицы изо всех сил стремятся к успеху, готовя  в создаваемом театре место для себя, и каждая  мечтает стать звездой!

    При этом чувствуется, что гениальный Моцарт  несколько сгустил краски, подводя героев к буквально «пиковым» ситуациям, разоблачающим тщеславие и самовосхваление. И спектакль выявляет эту заостренность. Да! – в  этой остроумной шутке автора  скрывается устремлённость к тому, чтобы творчество было настоящим, талант – подлинным, а трудолюбие и единение творческих сил – плодотворным… И хочется верить, что в дальнейшем все так и будет.

 И, в соответствии с замыслом второй части спектакля – они  с удовольствием воплощают в театрализованной форме дивертисмента  сцены и арии из замечательных опер Моцарта – «СВАДЬБА ФИГАРО»,  «ДОН ЖУАН» и другие. Надо отметить , что все это делается именно в сценической редакции ГАБТа им. А. Навои. Хотелось бы также представить тот состав исполнителей , который осуществляет здесь столь значимый замысел Андрея Слонима. Вместе с режиссером они приложили немало усилий , чтобы на достойном уровне представить публике произведение великого Моцарта.

 

Часть первая

«ДИРЕКТОР ТЕАТРА»

ЗИНГШПИЛЬ-БУФФ

Либретто Г. СТЕФАНИ в сценической редакции

ГАБТ имени А. НАВОИ

Образы героев представляют:

Франк, директор театра – Александр ПОЛОНСКИЙ

Буфф, комик, его помощник – Мухаммадали  ЖУРАЕВ

Мадам Герц, примадонна – Анжилика МУХАМЕТЗЯНОВА

Мадемуазель Зильберкланг, примадонна –

Эмине ДЖЕВДЕТОВА

Господин Фогельзанг, тенор-премьер – Бекзот САДЫКОВ

Господин Эйлер, банкир – Андрей СЛОНИМ

Певицы, жаждущие прослушивания –

Галина ГОЛУБКОВА,

Эльмира МАМЕДОВА

 

Часть вторая

«МИР ОБРАЗОВ МОЦАРТА» -

театрализованный дивертисмент

    1. Опера «СВАДЬБА ФИГАРО»

 Речитатив и сцена Сюзанны и Керубино

Лятифе АБИЕВА – Сюзанна,

Анастасия ЮДИНА – Керубино

 

    2. Концертный романс «К цитре»

Лятифе АБИЕВА

 

    3. Опера «СВАДЬБА ФИГАРО»

А) Ария Графини Розины

Галина ГОЛУБКОВА

Б) Сцена и дуэт Графини Розины и Сюзанны,

 Речитатив и ария Керубино

Галина ГОЛУБКОВА – Графиня Розина,

Лятифе АБИЕВА – Сюзанна,

Анастасия ЮДИНА – Керубино

 

 

    4. Концертный романс

«Когда Луиза сжигала письма своего возлюбленного…-»

Елена ШАВЕРДОВА

 

    5. Опера «СВАДЬБА ФИГАРО»

Ария Сюзанны в парке

Анжилика МУХАМЕТЗЯНОВА

 

    6. Опера «ДОН ЖУАН»

А) Ария Церлины

Эмине ДЖЕВДЕТОВА – Церлина

Александр ПОЛОНСКИЙ – Мазетто

Б) Речитатив и дуэт Церлины и Дон ЖУАНА

Эмине ДЖЕВДЕТОВА – Церлина

Мухаммадали ЖУРАЕВ – Дон Жуан

 

    7. Концертный романс « К Хлое»

Елена ШАВЕРДОВА

 

    8. Концертный романс «Тоска по весне»

Анастасия ЮДИНА

 

    9. Опера «СВАДЬБА ФИГАРО»

Речитатив и ария Фигаро

Мухаммадали ЖУРАЕВ – Фигаро

Анастасия ЮДИНА – Керубино

 

    10. Зингшпиль «ДИРЕКТОР ТЕАТРА»

Реприза финала

ВСЕ УЧАСТНИКИ СПЕКТАКЛЯ - КОМПОЗИЦИИ

 

Автор сценической композиции  и режиссёр-постановщик –

Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан

Андрей СЛОНИМ

Дирижер – Руслан БЕКМАЕВ

Концертмейстер и партия фортепиано – Людмила СЛОНИМ

 

И более подробно обо всем этом в интервью сайту Культура Узбекистана рассказывают:

 

АНДРЕЙ СЛОНИМ , режиссер-постановщик ГАБТа им. А. Навои

   В невероятном многообразии и многоцветности великого наследия  великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта всегда присутствует и в контурах «лица» каждого его творения, и в глубинной сути этих истинных шедевров – как солнечный, жизнерадостный оптимизм, светлый юмор, тонкая ирония или даже заострённый сарказм – так  и истинное откровение постижений сути земного Бытия. Моцарт раскрывает нам красоты жизни как высшего дара свыше, сияние любви как некое начало, наделяющее каждого из нас озарением высшего откровения. Моцарт верит в величие Любви, но мудро осознает ее хрупкость и ранимость. И заклинает беречь это святое чувство и сохранять ему верность.

      Великий композитор убежден, что человек должен постигнуть свои истинные свойства в жизненных испытаниях, пройти сквозь них – и выйти обновленным, просветленным и умудренным. И если он в самом деле осознал некие основополагающие истоки – то он достоин гармонии и счастья. Этим путем по-разному идут решительно все его оперные герои. К счастью, на сцене нашего театра с успехом шли два моцартовских шедевра – «Свадьба Фигаро» и «Волшебная Флейта» - оба в моей постановке. И другие творения великого австрийского Маэстро по-разному, но в особом очаровании несут в себе и позитивные, и драматические начала.

         Однако -  в невероятном по многокрасочности «цветнике» творений Моцарта мы видим и некое особое произведение. Это – зингшпиль-буфф «Директор театра».  Сам по себе термин «зингшпиль» включает в себя два конкретных корня. «Зинг» - означает – «пение», «Шпиль» - «актёрская игра». Давайте откроем неожиданное – в достаточно отдаленном от нас веке Моцарта – XVIII-м столетии! – начал существовать особый демократичный жанр, сочетающий вокальные номера и сцены с драматическими диалогами и общениями героев. А ведь именно из этого в XIX веке родится и оперетта, и особый жанр «опера-комик», а ещё позднее, уже в наше время – «мюзикл».

       Итак, можно говорить о первом спектакле, осуществленном после долгого перерыва на Малой сцене. Она необходима и для камерных театрализованных концертов, и для опер малых форм, для концертов романсов и песен разных эпох и стилей. Она важна и крайне нужна для великого просветительства – приобщения наших зрителей к разнообразию жанров, стилей, творений композиторов мира – и, конечно же – Узбекистана. Малая сцена нашего театра неоднократно оживала и радовала зрителя. На ней ставились камерные оперы. В два года пандемии мы провели именно на ней десятки театрализованных концертов, радуя зрителей, соскучившихся по встречам с нашими  солистами. Верится, что сейчас, в новый этап, Малая сцена оживет для зрителей новыми совершенно неожиданными названиями. Произведениями, именами ярких исполнителей, экспериментальными проектами. Словом – тем многим и необходимым, что так важно и нужно для искусства Театра в новых жанрах и направлениях, для приобщения жителей Ташкента к прекрасному и вечно новому миру Театра особой формы…

 

ЕЛЕНА КАРИ-ЯКУБОВА, искусствовед, преподаватель Хореографической Академии Узбекистана

 В музыкальной гостиной Государственного академического большого театра оперы и балета имени Алишера Навои 6 октября состоялась премьера замечательного спектакля «Директор театра» Зингшпиль-буфф.

 Неповторимая музыка Вольфганга Амадея Моцарта в атмосфере театрального интерьера, отсутствие между зрителями и актёрами дистанции сразу установили доверительную атмосферу непосредственного контакта, сопричастности к происходящим событиям. Комедийная постановка с остроумными диалогами, лёгким флёром, прекрасно звучащими голосами вызвали у зрителей непосредственный смех и искреннее удовольствие.

Надо отметить партию фортепиано, исполненную концертмейстером Людмилой, Слоним, которая своей выразительной игрой сумела подчеркнуть прекрасное звучание голосов исполнителей. Безусловно, за лёгким дивертисментом чувствовалась рука мастера – автора сценической композиции, режиссёра-постановщика, Заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Андрея Слонима.

 

Вот, что рассказал нам Андрей Евсеевич об игре артистов, участвующих в спектакле:

 - Работа артистов показала интересные, внятные и весьма достойные результаты. Острохарактерен и  динамичен сам Директор Франк в контрастно-шаржированном исполнении опытного Александра Полонского. Он достоверен и в ужасе предвкушения банкротства, и в испуге перед встречей с давно знакомой и настырной мадам Герц, и в ощущении обаяния новой (и тоже в минувшем ему достаточно известной!) претендентки на роль примадонны – Мадемуазель Зильберкланг, и в растерянности перед их попытками перетянуть его внимание на каждую из нпх … А сами «примадонны» в своих схватках за право быть «первой и единственной» предстали разными и очень своеобразными и у опытной Анжилики Мухаметзяновой  (Мадам Герц), и у молодой Эмине Джевдетовой (Мадемуазель Зильберкланг). У каждой выявился «свой» характер общения, у одной во главе угла – истеричность, эксцентричность  и грубость, у второй – обаятельная «стервозность». При этом в работе над образами мы, к счастью, добились и убедительности вокальных звучаний, и выразительности певческих фраз и комедийных диалогов.

       Их взаимные агрессивные действия разнообразны – в ход идут то веера, то – шпаги, а то и банальные метла со шваброй! Обе «дамы-примадонны» уверенно и ярко «держат» зрительный зал, с юмором воспринимающий      их невероятные выходки. Наш молодой тенор Бекзот Садыков во всей полноте воплотился в самовлюбленного «душку-тенора»  Фогельзанга,  который, сея любезности дамам, убежден в том, что именно он – «первый и главный». Громки и суетливы  две молодые претендентки на статус «примадонн» - Галина Голубкова и Эльмира Мамедова. В этом спектакле и я в канве общего замысла вышел на сцену в образе  острой характерности банкира Эйлера, умоляющего  господина Франка взять в труппу его любовницу Мадам Герц, чтобы она играла и пела свои трагические арии на сцене, а не в его спальне в период интимного настроя самого  банкира…

   Ну, а во второй части спектакля, по нашему замыслу – вновь набранные Франком артисты исполняют лучшие фрагменты произведений великого Моцарта. Это – уже наш «фирменный» оттенок иронии и юмора спектакля. И происходит чудо творчества – именно воплощение великих образов превращает фарс жизни в правду искусства.

 

Малая сцена- музыкальная гостиная  ГАБТа им. А. Навои начала  свою новую жизнь.

 

 

                                                                                         БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

                                                                 

                                                                                           фото Юрия Полянского





Другие материалы рубрики

10.10.2023 / 12:10:29

"Одинокая лодка"

11 октября в 18:30 драма по пьесе Эркина Агзама Человек – царь Природы. Но и сам он, всесильный и расчётливый – её часть. А возможно ли оставаться Человеком на берегу высохшего и обезлюдевшего Арала? Возможно ли жить спокойно и безмятежно, когда сама Природа взывает о помощи? Можно ли, подсчитывая экономическую выгоду, забывать своих предков? Далее...

09.10.2023 / 21:06:56

С 10 по 13 октября в Амфитеатре "Вечного города" — концерты мировых артистов!

На сцене — Хибла Герзмава, Юрий Башмет и "Солисты Москвы", потрясающий Altro Coro и легендарная "Лезгинка". Не упусти шанс попасть на концерт звёзд! И это еще не все! Первые 10 зрителей, которые купят билеты на все 4 концерта, получат памятные сувениры от "Русских сезонов"! Далее...

08.10.2023 / 10:38:02

Фонд развития культуры и искусства Узбекистана представил 5 октября в на сцене ГАРДТ Узбекистана спектакль независимого московского театра ENTRACTE "Эйнштейн и Маргарита" по пьесе Александра Гельмана, основанной на реальных событиях

Пережить эту уникальную встречу двух гениев на собственных глазах - настоящий подарок для каждого истинного театрала. Это тот самый спектакль, который останется в истории и в памяти каждого , его посмотревшего. Режиссура Александра Марина, содержание. Далее...

07.10.2023 / 13:04:25

Оперная мировая прима Хибла Герзмава выступит в "Вечном городе"

10 октября в Амфитеатре историко-этнографического комплекса "Вечный город" в рамках Международного проекта "Русские сезоны" пройдет выступление народной артистки России и Республики Абхазия Хиблы Герзмава (сопрано). Проект "Русские сезоны" проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Республики Узбекистан. Далее...

07.10.2023 / 11:52:29

АЛМА-АТА 89 в театре АРТиШОК

Пост восторга. Вчера я снова понял за что так сильно люблю театр. При том, что начало сеяло скепсис - снова театрдок, какие-то неумные люди несут банальщину, снова эксплуатация Цоя и "мы ждём перемен". Далее...





27.04.2024 / 10:27:49
VIII Международный фестиваль джаза
 
26.04.2024 / 10:14:30
Джазовое трио из Франции выступит на открытии VIII международного джазового фестиваля в Ташкенте
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте