Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.12.2023 / 15:10:23
Репертуар Государственного Академического русского драматического театра Узбекистана пополнился спектаклем "Пушкин. Последние дни"Сдача спектакля Художественному Совету Министерства культуры и общественный просмотр прошли с большим успехом. Премьера уже скоро, после новогодних праздников, состоится в Ташкенте. Проходят годы и десятилетия, в новом году весь мир будет отмечать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, а его имя как было в ореоле славы, так и остается. Но совсем неожиданная, ранняя гибель поэта по-прежнему привлекает пристальное внимание его истинных почитателей, как у нас в Узбекистане, России, так и во всем мире. Потому обращение творческого коллектива ГАРДТ Узбекистана к этой теме, накануне предстоящего юбилея, можно только приветствовать. Тем более, что постановка спектакля главным режиссером театра Валиханом Умаровым заставляет о многом задуматься, отличается его, как всегда, оригинальными режиссерскими решениями. Это еще один его, обращающий на себя внимание, творческий проект после большого успеха постановки на этой сцене трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». Как мы все знаем, Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837), великий русский поэт - создатель современного русского литературного языка. «Краткая литературная энциклопедия» пишет об эталонности его сочинений, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии. Академик Д. С. Лихачёв писал о Пушкине как о «величайшем национальном достоянии». Ещё при жизни поэта стали называть гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён). В статье «Несколько слов о Пушкине» Гоголь написал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Великий критик Белинский назвал его «первым поэтом-художником России». Достоевский отмечал, что в «Евгении Онегине, в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто» и говорил о «всемирности и все человечности его гения». Теперь о самой постановке. Это литературная композиция по произведениям А.С. Пушкина, воспоминаниям и письмам современников. Свою положительную роль сыграло также, что Валихан Умаров в данном случае - и автор сценария и режиссер-постановщик. Более глубокому раскрытию темы способствует то, что он стремится найти свою, новую форму подачи литературного материала и его прочтения на сцене. Об этом мы говорили с одной из зрительниц после окончания спектакля. Вот каково ее мнение: - Режиссер не впал в искушение пойти по напрашивающемуся пути - представить своего героя эдаким наивным, гением не от мира сего, далеким от реальной жизни. Его Пушкин - очень земной. И это только подчеркивает величие личности поэта! Пушкин в постановке Умарова — глубоко страдающий человек, но отмеченный искрой божьей, остающийся в атмосфере суетливого и завистливого жизненного пространства. Хочется сказать и об очень удачном художественном оформлении спектакля. Обращает на себя внимание голубой свет петербургских колонн и пейзажей. Он как нельзя лучше гармонирует с общей идеей постановки, создавая соответствующую атмосферу, настраивая зрителей на ситуацию в которой гений уходит из жизни и что тому способствует. Этому очень помогает хорошая игра актеров, особенно исполнителей главных ролей Пушкин - Игорь Бухаидзе (Анвар Картаев), Дантес - Александр Попов, Сальери – Заслуженный артист Узбекистана Олег Галахов, (Юрий Антипин), Моцарт -Алексей Маслов, Донна Анна – Екатерина Белова, Дон Гуан – Иван Ненашев, Наталья Гончарова – Кристина Савченко и др. Очень важно и то, что идея создания этой литературной композиции по произведениям А.С. Пушкина принадлежит Валихану Умарову и он добивается здесь самых высоких творческих целей. Но делается это в значительной степени за счет выявления различных документальных пластов, связанных с перипетиями жизни и судьбы Александра Сергеевича. Мемуарные свидетельства, фрагменты из «Маленьких трагедий» («Моцарт и Сальери» и «Каменный гость» (объединенные со строками биографии поэта), несомненно привлекут самое пристальное внимание будущих зрителей. Об этом мы говорили с руководителями творческого коллектива театра после спектакля. Их мнение о постановке, ее особенностях и особой значимости весомо дополняют наш рассказ об увиденном на сцене и трагическом конце жизни великого русского поэта.
ВАЛИХАН УМАРОВ –главный режиссер ГАРДТ Узбекистана, Заслуженный артист Республики Узбекистан: Готовя литературную композицию «Пушкин. Последние дни» я изучил множество документальных свидетельств, писем и воспоминаний современников поэта. Для целостности образа Пушкина в сценический материал вошли его стихотворения и фрагменты «Маленьких трагедий». Я думаю, нам удалось воплотить на сцене дух пушкинских времен и дать представление о том, как мы чувствуем великого поэта. А.С. Пушкин прожил короткую жизнь, но он оставил нам больше тысячи стихотворений, поэм, сказки, драмы, повести, рассказы, статьи и что бы он не писал – прозу или стихи – это было прекрасно.
ВЛАДИМИР ОСТРОВСКИЙ –заведующий литературной частью театра: Интерес широкого круга зрителей к истории русской культуры, к рассказам о ней, основанным на изучении документов, за последнее время резко возрос. Документированная история перестала быть достоянием узкого круга специалистов, и превратилась в насущную потребность читателей и зрителей. Цель предлагаемого сценария - выявление различных документальных пластов, связанных с судьбой Пушкина. Обратил внимание еще вот на такой исторический факт. Это извещение, написанное литератором Владимиром Федоровичем Одоевским (1804—1869), 30 января (по старому стилю) состояло из нескольких строк: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января 2 ч. 45 м пополудни»
АЛИЖОН АНДАКУЛОВ - заместитель директора по зрителю: В следующем году, по всему миру отмечается юбилей великого русского поэта, драматурга и прозаика, одного из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века Александра Сергеевича Пушкина. У каждого свой Пушкин. Для меня он символ русской культуры, языка и литературы вообще. Он оставил после себя бесценное наследие, которое по сей день находит всё новых и новых поклонников. Каждый находит в Пушкине что-то своё и понятное только ему. Читая его стихи, произведения мы и сегодня испытываем те же эмоции, какие испытывали люди прошедшей эпохи. Недаром говорят, «Пушкин на все времена» - чувства те же, размышления о жизни и людях, почти не изменились… Надеюсь, что после просмотренного спектакля, вернувшись домой, зритель обязательно обратиться к литературному наследию Александра Сергеевича Пушкина, откроет книги Пушкина и окунется в мир гения…
Подготовил БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|