Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
12.03.2024 / 12:36:02
На сцене Большого театра Узбекистана им. Алишера Навои состоялся показ балета Бориса Эйфмана "Русский Гамлет". Он стал заключительным аккордом ежегодного Международного фестиваля оперы и балета.Сразу скажем, что это был еще один сюрприз, приготовленный в рамках фестиваля, организованного Фондом развития культуры и и искусства Узбекистана . Это было так впечатляюще, так интересно, что мы будем помнить об этой отличной постановке выдающегося хореографа Бориса Эйфмана еще очень долго. С большим вдохновением и мастерством воплощают в жизнь на сцене все задуманное постановщиком артисты питерского балета. В спектакле «Русский Гамлет» Борис Яковлевич обращается к фигуре русского царя Павла I — одного из наиболее загадочных и противоречивых персонажей российской истории. Постановщик блестяще изобразил трагическое противостояние неординарной и душевно хрупкой личности враждебному миру, построенному на насилии, вероломстве и лжи. Этому способствует и то, что в спектакле звучит очень тревожная, глубокая по содержанию , бессмертная музыка великих композиторов Бетховена и Малера. Стоит поблагодарить за отличную работу и художника Вячеслава Окунева. Ему тоже удалось сработать так, что это отлично дополняет постановку и раскрывает представленные нашему вниманию очень глубокие музыкальные мотивы. О многом говорит текстовое обращение к зрителям Бориса Эйфмана о сути этого балета. Вдумайтесь в эти строки и вы все поймете: «Судьба царевича Павла , так напоминающая судьбу Гамлета, покрыта множеством тайн и мистических предзнаменований. Рожденный со светлым мироощущением, блестяще образованный он готовил себя служению отечеству, однако убийство отца , нелюбовь матери, боящейся сына-наследника , атмосфера постоянной слежки, интриг , страха и унижений погрузили будущего императора в мир фантастических галлюцинаций , мании преследования и духовного одиночества, Павел с детства склонный к мистицизму, предчувствовал свой трагический конец и спешил к власти для лучшего обустройства России, но остался непонятым , был жестоко убит и проклят . Герой нашего спектакля молодой царевич Павел . Это период его первых честолюбивых желаний и первых трагических катастроф, это поиск своего ответа на вечное гамлетовское «быть или не быть». Все это находит отражение в том, как сделан этот очень впечатляющий спектакль , какие классическое и современные формы выражения использованы для раскрытия этих сложнейших тем Эйфманом. Об этом мы успели поговорить во время очень краткого пресс-подхода с исполнителями главных партий. Отвечая на наши вопросы они сказали следующее:
МАРИЯ АБАШОВА, исполнительница партии императрицы, заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов
- Что такое для вас приезд в Ташкент в этот раз? - Вы знаете, для нас приезд в Ташкент это всегда радость. Мы, действительно, с нетерпением , каждый год ждем эту поездку. Поэтому так приятно выйти на эту сцену. - Потом это ведь для вас новое творческое пространство, новая публика, новые возможности для проявления ваших талантов. - Публика у вас очень хорошая. Я бы сказала, теплая. Она принимает нас как родных и это очень приятно. А с другой стороны это праздник и для них и для нас самих. - А чем вас привлекла ваша партия императрицы? - Речь идет о богатейшей истории прежде всего. Биография ее такая разнообразная, что ты можешь попробовать ее в разных ипостасях и потом, стать королевой ведь мечта каждой женщины… Для меня все это ценно и тем, что все это можно переместить в наше время. Если ты чего-то достиг, если ты к чему большому стремишься , а твой ребенок вдруг говорит «я тоже могу». У многих детей есть такое ощущение, что они все могут , а у родителей нет такого ощущения...наверно моя героиня больше всего любила власть , как в нашем спектакле, или не могла отойти куда-то. Удивительно, каждый раз меня трогает в спектакле то, что мы показываем это противоречие в жизни. Вот исполнились мечты Павла, мама умерла и трон свободен , а все кончается все равно трагически. - Что для вас здесь самое приятное? - Самое приятное, быть на сцене и играть, танцевать эту партию. Понимаешь, что это ты делаешь это и в тоже время надо представлять совсем другую жизнь. Когда ты это делаешь далеко не один год, это для балерины большая радость. - Что для вас здесь самое сложное? - Самое сложное, это переодевание и в техническом формате балет очень тяжелый. - В чем такая фантастическая сила таланта Эйфмана, как хореографа? - Можно говорить о его очень большом таланте, это как он чувствует своих артистов, подбирает труппу. И, конечно, его дар ставить спектакли, когда не только ставишь танец, а смотришь историю . И когда видишь эту отточенность, мастерство , но это не должно отвлекать зрителя при этом. То, как он заставляет человека глубоко задуматься, это блестяще. - А какой наказ вы получили от него когда ехали в Ташкент? - Он сказал, что мы должны танцевать так, как-будто он сидит в это время в зале… - Здорово. У вас все получится.
ВЛАДИМИР АФОНИЧКИН, исполнитель партии наследника - Я тоже очень рад участвовать в этом интереснейшем спектакле и выступать в Ташкенте. Я исполняю в спектакле роль Павла, сына Екатерины , наследника престола. И это совсем нелегко. Это мой третий выход в спектакле и он так насыщен событиями . Танцевать эту партию без эмоционального накала просто невозможно. И отдаешь все силы, чтобы было интересно зрителям. - В чем вы видите необходимость этого балета для современного зрителя? - Ну конечно, главная фишка этого спектакля в том, что он выстроен на исторических фактах важнейших. Он рассказывает о таких важнейших персонажах, как Екатерина, сам Павел, между прочим , это одна из загадочных исторических личностей. Поэтому очень важно видеть такие спектакли, балеты в которых узнаешь так много и вместе с тем, это ведь волшебство танца прекрасного. Потом растет интерес у людей к истории, большому искусству. В этой партии пришлось не только танцевать, но и работать над образом такого удивительного персонажа. - Что вы могли бы сказать об этих гастролях? - Нам всегда очень нравиться приезжать в Узбекистан. Нас здесь встречают так тепло, так сердечно, что мы это помним долго. Должен признаться, что город у вас очень красивый и кухня очень вкусная. И театр оперы и балета у вас очень красивый. Вот я впервые вышел к вам , в холл театра и вижу как все очень красиво сделано , очень хорошо оснащены и зал и сама сцена. Она очень большая и очень удобная. - Ваши пожелания узбекским коллегам… - Самых больших творческих успехов, а также наслаждаться искусством и любить свою профессию. Кстати, с некоторым коллегами мы уже познакомились и поддерживаем связь. Они приходят на наш спектакль. Хочу передать им большой привет и свои самые наилучшие пожелания. - Спасибо вам Владимир за интервью , можно сказать, на ходу.
И мы вам благодарны за эту встречу. В завершение представляем посетителям нашего сайта мнение только одного из зрителей. Она написала на фейсбуке четко и определенно: «Хочешь полюбить балет? Посмотри любую постановку Бориса Эйфмана! Каждая- шедевр! Эйфман - гений! Мария Абашова- богиня!»
Тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить. До новых встреч в Ташкенте, на международном фестивале Фонда культуры и искусство Узбекистана.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|