Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
29.03.2024 / 11:28:42

"Дни открытых дверей" в Большом театре Узбекистана им. А.Навои украсил вокальный вечер-композиция "Мир оперных арий и дуэтов"


В программе вечера-композиции прозвучали широко  известные и любимые  зрителями , а также – редко  звучащие  оперные арии и дуэты композиторов Узбекистана и различных стран мира . Их исполняли  ведущие мастера  оперной труппы и талантливая творческая  молодёжь. Надо сказать, что номер за номером , можно сказать, концерт набирал свою высоту. Хорошо продуманная программа, достойное исполнение  самых популярных, самых знаменитых арий, дуэтов , песен , делали свое дело. Публика  все глубже вникала в суть этих произведений, стала все чаще и чаще аплодировать. А тут  еще оригинальное видео оформление  практически каждого номера хорошо дополняло программу «Мир оперных арий  и дуэтов» , привлекало все большее внимание публики. После концерта зрители уходили оживленно обсуждая все то, что они услышали и увидели.

       Как правило, такие программы  представляют ведущие с хорошо поставленными голосами и читающие с электронного носителя. Но в этот вечер все было по другому. Концерт вел со своими  очень интересными  комментариями   автор композиции, режиссёр –Заслуженный деятель искусств  Узбекистана  Андрей СЛОНИМ. И вот, что он рассказал в интервью сайту Культура Узбекистана

 

1. Андрей Евсеевич, как формировалась   концертная программа, какая   творческая  задача была поставлена  перед ее участниками ?

 

 - Во множестве прекрасных  оперных спектаклей арии и дуэты представляют самую лучшую  и сложную часть драматургии. Они не только содержат впечатляющие  мелодии – но и наполнены своеобразной энергией. В них вершится драматургия образов оперных героев и героинь, происходят столкновения персонажей с серьезными преградами и препонами, мешающими их устремлениям к гармонии и радостям земным. И нам показалось весьма интересным представить эти арии и дуэты, так сказать – непосредственно «лицом» к слушателям. И при этом не просто их хорошо спеть – а прожить во множестве разнообразий нюансов чувств и устремлений героев и героинь. Решено было и другое – представить арии и дуэты из опер как бы особенным «крупным планом», подав их не в привычном вокально-оркестровом звучании, а в ансамбле певцов с пианистами-концертмейстерами, особенно чувствующими совместно с солистом все нюансы драматургии, все богатство оттенков и штрихов. И конечно же – представилось весьма интересным и показательным показать в одном вечере композиции певцов самых разных поколений – от оперных мастеров до талантливых молодых исполнителей. Так родился этот вечер-композиция, который был назван «Мир оперных арий и дуэтов».

 

2. Что можно сказать о  содержании и композиции концерта?

 

   - Очень хотелось показать драматургическое и стилистическое многообразие арий и дуэтов в различных операх. По своему драматургическому смыслу арии бывают самыми разными. Множество в мировой оперной драматургии «арий любви». В них герой или героиня или объясняются в своем искреннем  чувстве, или в сомнениях и смятениях переживают непростой момент разлада. Ведь любое чувство встречает на своем пути препятствия, которые необходимо преодолеть. Или это чувство не взаимно – герой или героиня излучают устремленность к гармонии любовного счастья – а объект этого чувства или равнодушен к ним, или имеет серьезные причины не отвечать на эти чувства. Или – как в «Ромео и Джульетте» или «Лючии ди Ламмермур» - стать жертвой предрассудков родовой вражды, мешающим влюбленным соединиться… Есть и «арии гнева», в которых персонаж испытывает сильнейшее озлобление, устремленное к ненавистному ему субъекту – и «энергетика» этих арий излучает мощную волну Ярости, стремления расправиться с тем или той, кто стоит на пути.

 

      Есть и очаровательные арии  обаятельного, игривого лукавства, в которых героиня, испытывающая чувство к герою, стремится поиграть с ним в изящную игру, испытывая его чувство на подлинность, искренность. Таковы и дуэты-диалоги, в которых – или поэзия гармоничного согласия, или – борьба противоречий, или же – попытка уговорами, а затем и психологическим давлением добиться своей цели. Одним словом – в оперных ариях и дуэтах таится неисчерпаемая кладезь и красоты, и активного вокально-сценического действия. И при высокопрофессиональном раскрытии образов талантливыми певцами арии и дуэты становятся насыщенными действием и поразительно интересными для восприятия. И мы постарались насытить программу вечера лучшими произведениями различных композиторов мира, а наряду с ними и в очень заметном плане – и лучшими произведениями композиторов Узбекистана. Отмечены были в концерте и юбилейные даты двух выдающихся русских композиторов – М.И.Глинки и Н.А. Римского-Корсакова.

 

3. Расскажите, пожалуйста, кто особенно отличился  среди исполнителей, на ваш взгляд?

 

 - Состав и исполнителей, и концертмейстеров, составляющих органичный и живой ансамбль с певцами, - был весьма разнообразным и в каждом случае,  думается, имеющим свойство исполнения «от своего лица». Это означает, что каждое произведение тщательно репетировалось в поисках наиболее выразительных штрихов. И в плане индивидуальных творческих и выразительных возможностей каждого певца – можно уверенно сказать, что в этот вечер раскрылись многие  лучшие  творческие черты каждого из исполнителей. Разнообразный и разнохарактерный материал был достойно представлен, спет и прожит по настроениям и нюансам. К тому же, этот вечер проходил в рамках ДНЕЙ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ. Зрительный зал был переполнен публикой – и зритель был чуткий, умный, горячо реагирующий на каждое выступление.

       Среди самых опытных солистов стоит, пожалуй, отметить выступления Лятифе Абиевой, Анастасии Юдиной, Заслуженного артиста Узбекистана Бердишукура Гафурова, Махмуда Рузиева, Дамира Рахмонова, Саиды Мамадалиевой, Малики Норматовой, Рустама Алимарданова, Марины Поляковой, Ферузы Юсуповой, Галины Голубковой. Помимо многоцветного «калейдоскопа» достаточно широко известных арий и сцен из «Аиды» Верди, «Кармен» Бизе», «Ромео и Джульетты» Гуно, «Сельской чести» П. Масканьи, «Свадьбы Финаро» Моцарта, «Проделок Майсары» С. Юдакова –   достойно были представлены и такие редкие номера, как ария Адрианы из оперы Ф. Чилеа «Адриана Лекуврер» (М . Норматова), ее же дуэт с другим героем этой же оперы, герцогом Морисом (Дамир Рахмонов), знаменитая финальная ария Манон из «Манон Леско» Пуччини (Ф. Юсупова), изящный цветочный дуэт из «Лакме» Делиба ( Л. Абиева и А. Юдина), высокоэмоциональный заключительный дуэт из оперы У. Джордано «Андре Шенье» (С. Мамадалиева и Д. Рахмонов), причудливая выходная ария Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова (А. Мухаметзянова) и многие другие номера.

 

      Среди молодых солистов театра хочется отметить и Шохиду Нурматову, и Гульмиру Нурметову,  и впервые выступившую на сцене нашего театра несомненно перспективную певицу Марию Сотникову, убедительно представившую трудную и высокоэмоциональную арию Гориславы из «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Приятное впречатление произвел и острокомическицй, полный юмора дуэт Дулькамары и обаятельной Адины из оперы «Любовный напиток» Доницетти (Г. Нурметова и К. Мухамадиев). Обаятельно представил Абдулла Ширинов любовные переживания юного Неморино из «Любовного напитка» Доницетти в его знаменитой лирической арии.

      Сюрпризом стало и запоминающееся исполнение концертной арии Ж. Бизе «Апрельская песня» молодой обаятельной Наврузой Мамараджабовой. А знакомая всем Песенка Герцога из «Риголетто» Верди была своеобразно исполнена Хужаназаром Жумаевым. Особо стоит сказать и о национальном пласте оперного творчества композиторов Узбекистана. Здесь в смене настроений и характеров героев прозвучали и ария Ойхон из «Проделок Майсары» С. Юдакова (Ш. Нурматова), и ария Кумуш из одноименной оперы М. Махмудова ( М. Мухамадиева), и широко известные куплеты Ходжи Дарги из «Проджелок Майсары» (Б. Гафуров), и яркий дуэт главных героев из оперы «Кумуш» ( Ш. Норматова и Р. Алимарданов), и полный задора , молодости  певческий  ансамбль С. Юдакова в знаменитой песне «Дугоналар ( Ф. Юсупова, Г. Нурметова, Ш. Норматова, М. Мухамадиева).

         К сожалению, по причинам нездоровья  в концерте не смогли участвовать такие ведущие  солисты, как Яника Багрянская, Надежда Банделет, Заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов и некоторые другие солисты. Тем не мене – творческая команда участников вечера «Мир оперных арий и дуэтов» предстала яркой, разнообразной, запоминающейся и искреннее горячо принятых зрителем буквально в каждом выступлении,  долго приветствуемых публикой в финале вечера.

 Невозможно не сказать о разнообразном по краскам коллективе  певцов в тандеме с талантливыми концертмейстерами  – от опытных Нины Давлятовой, Людмилы Слоним, Диляры Ахметшиной до молодой одаренной Зарины Шаметовой. В каждом из номеров четко  проявлялись  и  особенности  индивидуального стиля  исполнения и ансамблевая гибкость, и музыкальность.

 

4. Очень привлекали не только программа сама, но и ее сценическое оформление. Что можете рассказать об этом?

 

  -Современное оформление концертов-композиций предполагает и создание своеобразных проекционных сценографических «фонов» , отражающих образные черты каждого номера. Мы с опытным видеорежиссером-дизайнером Яном Милениным стараемся отразить в оформлении каждого номера и его драматургию, и особенности места действия, и нюансы настроений. Так, в череде смен настроений отобразились и старинные суроые замки, и живописные пейзажи Италии, и мастерство отечественного живописца Акмаля Нура, прекрасно сочетающееся с настроением узбекских национальных номеров, и темы «Руслана и Людмилы», и утонченно-красивые интерьеры рококо, и многое, многое иное. Думается, что точно подобранный зрительный образ помогал усилить впечатление от исполняемых номеров, развивая и дополняя услышанное и увиденное. А сам я  краткими преамбулами вводил публику в смысл и особенности жизни героев в каждом исполняемом оперном фрагменте, наполненном особыми чувствами, психологией, музыкальностью и энергетикой…

   Дни открытых дверей в очередной раз показали и искреннюю любовь зрителя к спектаклям и концертам нашего родного театра, и по-настоящему внимательное восприятие ценителями оперы и красоты каждого номера, и мастерства исполнения.

 

                                                                         БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

 

                                                                           фото Юрия Полянского





Другие материалы рубрики

29.03.2024 / 11:18:53

Поздравляем художественного руководителя ГАБТ имени А. Навои Абдуллу Алимова с вручением нагрудного знака "Маданият ва сан'ат фидокори".

Им награждаются граждане, достигшие высоких результатов в повышении авторитета узбекской национальной культуры и искусства на мировой арене, преданно трудившиеся в этой сфере. Далее...

29.03.2024 / 11:13:57

Театр-студия "ЛИК" Елены Лопатко при Школе кино и театра FOCUS завоевала Приз "За Лучший творческий коллектив" на Международном театральном форуме в Минске

Делегация школы в составе 16 человек успешно прибыла в Минск, пройдя все этапы отбора • 26 марта спектакль "А моя мечта?..." Марии Мусаковой был показан в конкурсной программе фестиваля Далее...

26.03.2024 / 12:27:37

Ташкент-Бишкек. Мосты дружбы . Недавние гастроли артистов ГАБТа им. А. Навои в столице Кыргызстана стали событием в культурной жизни дружественной страны

"Проделки Майсары" один из шедевров узбекского музыкального искусства. Его премьера состоялась в ГАБТе в январе 1959 года. Мне посчастливилось там быть в этот вечер. И это стало для меня незабываемым событием. Зал театра был переполнен, вокруг было много красиво одетых людей, хорошо помню много цветов и шквал аплодисментов. Далее...

24.03.2024 / 12:44:54

В Большом театре Узбекистана им. А. Навои снова был аншлаг. Многочисленную публику накануне очень порадовал вечер итальянской музыки "Три тенора"

В театрах страны продолжаются дни открытых дверей, проводимые в связи с Международным днем театра. Особенно привлекает программа спектаклей ГАБТа им. А. Навои. Наряду с состоявшимся вечером шедевров итальянской музыки, в период с 23 по 26 марта с.г. вниманию зрителей представлены опера Джузеппе Верди "Аида", опера Рустама Абдуллаева "Садокат", концерт солистов оперы театра и концерт ансамбля народного танца "Тумор". Далее...

23.03.2024 / 13:52:32

На должность главного дирижера симфонического оркестра ГАБТ имени Алишера Навои приглашён Вячеслав Чернухо-Волич.

Он окончил отделение оперно- симфонического дирижирования Белорусской академии музыки в классе профессора Г.П. Проваторова (1994) и магистратуру в классе М.Анисимова (1996). Начал дирижёрскую карьеру в 1992 году в Минском оркестре духовых инструментов "Немига". Далее...





18.11.2024 / 23:53:49
"Новый взгляд"-так называется юбилейная персональная выставка Ибрагима Валиходжаева, представленная в Центральном выставочном зале Узбекистана. И это именно так
 
28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 


21.11.2024 / 10:37:13
19 ноября 2024 года в Государственном Кремлёвском дворце , в программе " Дней культуры Узбекистана в России" состоялся концерт "Вечер звёзд Узбекистана".
 
12.11.2024 / 13:21:06
Посольство Франции в Узбекистане пригласило на сольный концерт известного пианиста Оливье Мулена, посвященный 100-летию со дня смерти выдающегося композитора Габриэля Форе
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


20.11.2024 / 10:54:36
Марат Ахмеджанов: "Инвестируя в искусство, таджикская культура сможет покорить мир"
 
18.11.2024 / 16:10:28
Культуре чтения-быть. В Русском культурном центре Узбекистана при содействии Центра русского языка и литературы при РКЦ Уз прошел ежегодный семинар "Новые технологии в преподавании русского языка и литературы".
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте