Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
24.04.2024 / 18:17:35
Одним из самых значимых событий Международного фестиваля оперы и балета "Тошкент бахори - 2024" в ГАБТе им. А. Навои стал показ оперы Джакомо Пуччини "Тоска" 20 апреля с.г.«Тоска» — опера Джакомо Пуччини в трёх действиях по одноимённой драме Викторьена Сарду, можно сказать,уже давно покорила весь мир. Премьера состоялась в Театро Костанци в Риме 14 января 1900 года.С того времени она с неизменным успехом идет на сценах самых лучших оперных театров мира.И вот теперь счастливая возможность увидеть легендарное сочинение Пуччини с участием звезд итальянской оперы была в этот вечер у любителей и поклонников оперного искусства Ташкента.Об особой важности этого события, дальнейшем развитии культурных связей между двумя странами говорили в начале спектакля директор ГАБТа им.Навои.Народный артист Узбекистана Рамиз Усманов и посол Италии в Узбекистане Агостино Нетта.А потом был самый настоящий праздник оперного искусства в котором, можно сказать, просто блистали от самого начала и до самого конца, как наши, так и итальянские артисты... Церковь Сант-Андреа в Риме. Здесь прячется бежавший из крепости политический узник, бывший консул Римской Республики – Чезаре Анджелотти. Именно тут, в часовне его сестры – маркизы Аттаванти, - спрятано платье для его побега и дальнейшего укрытия. Художник Марио Каварадосси пишет в церкви образ Магдалины. Её черты явственно напоминают образ маркизы Аттаванти, часто молящейся здесь. Этим фактом сходства возмущён Ризничий, считающий кощунством воплощать в святом образе земную красоту прихожанки. А сам художник доволен этим сходством – он был действительно вдохновлен образом прекрасной незнакомки. Но его душа и сердце принадлежат прекрасной певице Флории Тоске. После ухода Ризничего Марио с изумлением обнаруживает спрятавшегося в часовне Анджелотти. Накормив своего друга, он обещает ему помощь и поддержку. Приход прекрасной Флории Тоски заставляет беглеца вновь скрыться в часовне. Флория спешит увидеть любимого, но его необычное поведение вызывает у неё ревнивые подозрения, которые усиливаются замеченным ею сходством Магдалины с маркизой. Только пылкие уверения Каварадосси успокаивают её.После ухода Тоски художник предлагает своему другу спрятаться на его вилле. В случае опасности там можно укрыться в тайной нише колодца. Из крепости раздается пушечный выстрел – знак того, что побег обнаружен. И Каварадосси спешит переправить Анджелотти в убежище.В соборе появляются шеф полиции Скарпиа и его подручные, разыскивающие бежавшего узника… Далее события развиваются со стремительной быстротой. И несмотря на трагический конец, гибель главных героев, хочется верить в торжество жизни и настоящей большой любви.Об этом думаешь несмотря на все такие серьезные перипетии, которые предстают перед нашими глазами.
О том, как это достигается я попросил рассказать режиссера спектакля АНДРЕЯ СЛОНИМА -Стиль эпохи в ее строгой закономерной величественности, красоте и конфликтности – выдержан в спектакле точно и зримо. А вот психология героев, логика их поступков, оценок в заострении ситуаций – раскрывается поистине современно в обрисовке каждого характера, образа, их черт и штрихов. Эти же свойства довелось буквально на днях с не меньшей радостью отметить и в новой нашей замечательной постановке другой выдающейся оперы Пуччини «Богема» - фестивальное исполнение которой с участием видных гостей и талантливых солистов театра также прошло с большим успехом и на истинном подъеме чувств и энергетики и артистов, и восторженной публики. И если нам поистине полюбились прекрасные образы спектакля «Тоска» в разных, но интересных в каждом случае исполнительских составах наших солистов – то вдвойне интересно было воспринять – как в ткань этой системы образности действия впишутся характеры главных героев, которые должны быть представлены замечательными гостями из Италии – сопрано Мартой Мари (Флория Тоска) и тенором Паоло Лардицционе (Марио Каварадосси). Это – достаточно известные и почитаемые в Европе оперные артисты, для которых и творчество Пуччини, и сам материал оперы «Тоска» являются поистине и исконно родными. Да и приехавший на наш фестиваль далеко не впервые наш истинный друг и талантливый коллега – итальянский дирижер Даниэль Аджиман также вызвал в душах ташкентского зрителя самые добрые надежды на особый уровень исполнения. И к счастью – эти надежды оправдались в самой высшей мере. Зрители оценили по достоинству и отличное пение исполнителей главных партий, мастерскую работу режиссера-постановщика оперы, оригинальную сценографию спектакля в сценической редакции Даврона Раджабова, дирижера-гостя фестиваля итальянского дирижера Даниэля Аджимана, потому в зале все врем звучали аплодисменты порой переходящие в овации.
Одним из них был член ташкентского Клуба «Интеллектуал», известный журналист Эльпарид Ходжаев.И вот каково его мнение: -К сожалению, я не отношусь к числу истинных почитателей оперы и большинство оперных постановок на сцене театра имени Алишера Навои пропустил. Но когда Борис Бабаев пригласил членов клуба «Интеллектуал», в том числе и меня, на спектакль «Тоска», который состоялся в рамках Традиционного международного фестиваля оперы и балета «Ташкентская весна», я не смог отказаться. Тем более, что Борис Рахимович особо отметил, что в спектакле примут участие отличные итальянские оперные певцы – гости фестиваля. Первое, что меня приятно удивило, это довольно длинная очередь людей с билетами, в том числе и туристов, терпеливо ожидающих, когда они, наконец, попадут в театр. Надо сказать, что зал был полон, не только в партере, амфитеатре, но и на галерках не было видно свободных мест. Отмечу, что ожидания зрителей были полностью оправдались. Воистину итальянские страсти, бушующие на сцене, а ведь именно в Италии разворачиваются события «Тоски», поглотили все наше внимание. Любовь, коварство, жестокость, верность – эти чувства и свойства характера человека всегда интересны людям. А если они переданы на высоком профессиональном уровне, мастерски, то можно понять, каким захватывающим было это зрелище: внимать волшебную музыку, созданную более 100 лет назад великим итальянским композитором Джакомо Пуччини, слушать прекрасные голоса исполнителей и одновременно смотреть на табло за переводом текстов. Известные итальянские певцы Марта Мари в роли Флории Тоски и Паоло Лардиционе в роли Марио Каварадосси в буквальном смысле покорили сердца зрителей, которые отметили также отменное мастерство нашего Аминзода Жуманиязова в роли барона Скарпиа и других артистов театра, задействованных в спектакле. Они, можно сказать,жили на сцене, и мы им верили. Запомнилась и красочная декорация, которая менялась от одного действия к другому. И хотя к финалу главные герои погибают, как и положено в оперных произведениях, их голоса, музыка еще долго сохранялась в памяти. В чем немалая в заслуга и Симфонического оркестра ГАБТа. В общем и целом, праздник удался и спасибо за это дирекции Большого театра Узбекистана и всем организаторам фестиваля.
Интервью для сайта Культура Узбекистана
АГОСТИНО НЕТТА, Посол Итальянской Республики в Узбекистане
-Господин посол, что вы могли бы сказать о театре имени Алишера Навои? - Он мне очень нравится, прекрасное здание и отличный директор,с которым мы отлично работаем. Здесь всегда очень приятно находиться. Я вижу, что здесь постоянно идет успешная работа по повышению уровня спектаклей . Иногда мы тоже приглашаем ваших певцов в Италию. Когда прилагаются совместные усилия всегда есть хорошие результаты. - О сегодняшнем спектакле что могли бы сказать? - Я очень доволен. Спектакль идет на высоком творческом уровне. Некоторые его участники уже бывали в Ташкенте и у них есть желание приезжать снова. У наших солистов очень высокий уровень и они часто и с большим успехом выступают на зарубежных сценах. Я очень доволен их выступлением. - Но наши артисты тоже стараются от них не отставать… - Да, да, это так. У узбекских коллег есть хорошая возможность заявить о себе. Мотивация такая, чтобы выступать как можно лучше. Видно, что ваши зрители пришли с удовольствием , чтобы получить удовольствие. Думаю, что впереди еще ряд других хороших совместных проектов.
ИСМАИЛ ДЖАЛИЛОВ, известный оперный певец, народный артист Узбекистана
- Как вам нравится спектакль? - Он мне очень нравится. Я от него получаю большое удовольствие. Здесь меня привлекает все. Я хочу сказать, что мы видим самый высокий уровень итальянского пения в сфере оперного искусстве. Могу сказать, что слышу здесь настоящее европейское звучание.К этому надо стремиться и всем узбекским коллегам . Все, что мы видим и слышим здесь, просто потрясающе.Узбекский состав сегодня тоже на высоком уровне выступает.Как говорится, все идет так, как надо.И мне очень приятно говорить об этом.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz Фото Юрия Полянского
|
|